Решение б/н РЕШЕНИЕ № 32/2015 от 23 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Заявителю: <…>

_______________________________

<…>

 

Ответчику: ОАО «НЭСК»

_____________________

350049, г. Краснодар,

ул. Северная, 247

 

Заинтересованному лицу:

 ОАО «НЭСК-электросети»

_____________________

350049, г. Краснодар,

ул. Северная, 247

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                         г. Краснодар

 

Резолютивная часть решения объявлена 15.07.2015

Полный текст решения изготовлен 21.07.2015

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<…>– заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи.

Члены комиссии:

<…>– заместитель начальника отдела контроля в ТЭК и связи;

<…>– главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи,

рассмотрев дело № 32/2015 по признакам нарушения ОАО «НЭСК» (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение <…>, на действия ОАО «НЭСК», выразившиеся во введении режима ограничения потребления электрической энергии на объектах:  жилые помещения, расположенные по адресу: <…> (далее – Объект 1); нежилые помещения, расположенные по адресу:  <…> (Объект 2).

В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено следующее.

Энергоснабжение Объекта № 1 осуществляется на основании заключенного между <…> (Потребитель) и ОАО «НЭСК» (Гарантирующий поставщик) договора энергоснабжения от 14.12.2012 № 102188002.

Энергоснабжение Объекта № 2 осуществляется на основании заключенного между <…> (Потребитель) и ОАО «НЭСК» (Гарантирующий поставщик) договора энергоснабжения от 06.09.2012 № 90464.

ОАО «НЭСК» на основании уведомления от 10.10.2014 № 353 в адрес ОАО «НЭСК-электросети» направлена заявка № 2354 от 03.11.2014 на отключение Объекта № 1 с 13.11.2014.

Из обращения Заявителя следует, что на основании заявки ОАО «НЭСК» № 2354,  13.11.2014 ОАО «НЭСК-электросети» ввело полное ограничение режима потребления электрической энергии на Объекты № 1, № 2.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных случаях, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Постановление № 442).

Пунктом 2 Постановления № 442, перечислены обстоятельства, при которых гарантирующим поставщиком вводится режим ограничения потребления эл. энергии в отношении потребителя.

П. 15, 17, 18 Постановлением № 442 установлены  порядки введения режима ограничения потребления электрической энергии, с учетом категории потребителей и наличия/отсутствия соответствующих обстоятельств.

ОАО «НЭСК» в соответствии с решением РЭК-ДЦиТ КК от 18.10.2006г. № 45/2006-Э «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков» осуществляет деятельность на территории Краснодарского края в качестве гарантирующего поставщика, в границах зона деятельности на территории Краснодарского края.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, ОАО «НЭСК» занимает доминирующее положение на рынке услуг энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) в границах балансовой принадлежности электрических сетей в соответствующих точках поставки, в том числе МО г. Краснодар, с долей 100%.

Согласно требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

На основании вышеизложенного в действиях ОАО «НЭСК» установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления электрической энергии, установленного пп. «а» пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Приказом от 18.02.2015 № 46 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении ОАО «НЭСК» возбуждено дело № 32/2015 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 32/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, назначена дата рассмотрения дела – 02.04.2015.

02.04.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО «НЭСК» - <…> по доверенности от <…>, <…>

02.04.2015 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела. Назначена дата рассмотрения дела – 13.04.2015.

13.04.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО «НЭСК» - <…> по доверенности от <…>, надлежаще уведомленная <…> отсутствовала.

На заседании Комиссии, в связи с привлечением ОАО «НЭСК-электросети» в качестве заинтересованного лица, а также в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела до – 02.09.2015, определение об отложении рассмотрения дела. Назначена дата рассмотрения дела – 08.06.2015.

08.06.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО «НЭСК» - <…> по доверенности от <…>, представитель ОАО «НЭСК-электросети» - <…> по доверенности от <…>, <…>.

На заседании Комиссии по делу № 32/2015, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, вынесено определение об отложении рассмотрения дела. Назначена дата рассмотрения дела – 15.07.2015.

15.07.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО «НЭСК» - <…> по доверенности от <…>, представитель ОАО «НЭСК-электросети» - <…> по доверенности от <…>, <…>.

Комиссия в полном объеме, изучив все обстоятельства и имеющиеся в деле № 32/2015 доказательства, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее:

Энергоснабжение Объекта - жилые помещения, расположенные по адресу: <…> (далее – Объект № 1), осуществляется на основании заключенного между <…> (Потребитель) и ОАО «НЭСК» (Гарантирующий поставщик) договора энергоснабжения от 14.12.2012 № 102188002.

Согласно АРБП от 30.11.2012 № 1325-фл, подписанному между ОАО «НЭСК-электросети» и <…>, Объект № 1 присоединен к ТП-1091п проводом СИП 4х16мм2 (L=10 м). Граница установлена на опоре ТП-1091п, номер опоры не указан.

Энергоснабжение Объекта - нежилые помещения, расположенные по адресу:  <…> (Объект № 2), осуществляется на основании заключенного между <…> (Потребитель) и ОАО «НЭСК» (Гарантирующий поставщик) договора энергоснабжения от 06.09.2012 № 90464.

Согласно АРБП от 03.08.2012 № 352, подписанному между ОАО «НЭСК-электросети» и <…>, Объект № 2 присоединен к ТП-1091п проводом СИП 2А 3х35х54,6мм2 (L=20 м). Граница установлена на опоре, номер опоры не указан.

04.06.2014 при проведении проверки узла учета, установленного на Объекте № 1, представителями ОАО «НЭСК-электросети» выявлено нарушение пломбы ЭСО на вводном автомате, имеется свободный доступ к токоведущим частям до расчетного прибора учета, о чем составлен Акт № 01756 о неучтенном потреблении электроэнергии, а также произведен соответствующий расчет потребленной электроэнергии по Акту.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее – Постановление № 422), регламентированы Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе   процедура проверки расчетных приборов учета электрической энергии.  

Пунктом 172 Постановления № 442 предусмотрено, что проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Согласно п. 177 Постановления № 442 сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки только в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)).

Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен, в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем (пункт 192 Постановления № 442).

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. (абз. 2 п. 172 Правил № 442).

Под безучетным потреблением электрической энергии в соответствии с абзацем 10 п. 2 Постановления № 442 понимается – потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника (п. 176 Постановления № 442).

По факту выявленного безучетного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется Акт о неучтенном потреблении электрической энергии (п. 192 Постановления № 442), соответствующий требованиям п. 193 Постановления № 442.

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц (п. 193 Постановления № 442).

Акт № 01756 о неучтенном потреблении электроэнергии составлен в присутствии <…>, <…>, подписан 2-мя незаинтересованными лицами: <…>, <…>.

Согласно п. 2.11.17 Приказа Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" (далее – Правила № 6), обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии Потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию. Персонал энергообъекта несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям.

Энергоснабжающая организация должна пломбировать: клеммники трансформаторов тока; крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам; токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты; испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки; решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока; решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики; приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.

Во вторичных цепях трансформаторов напряжения, к которым подсоединены расчетные счетчики, установка предохранителей без контроля за их целостностью с действием на сигнал не допускается. Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями (п. 2.11.18 Правил № 6).

В силу п. 1 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

В соответствии с абз. 3 п. 145 Постановления № 442, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Из пояснений и документов ОАО «НЭСК» следует, что уведомление от 10.10.2014 № 353 направлено в адрес <…> ввиду неисполнения обязательств по оплате задолженности согласно расчету по Акту № 01756, в размере 28 735,56 руб.

Указанное уведомление направленно в адрес <…> посредством почтовой связи 10.10.2014.

В уведомлении предложено в срок до 09.11.2014 оплатить образовавшуюся задолженность в размере 28 735, 56 руб., в противном случае с 10.11.2014 будет введено полное ограничение (отключение) режима электропотребления.

Из документов, представленных ОАО «НЭСК», следует, что представителями ОАО «НЭСК» осуществлена попытка вручения <…> извещения от 10.11.2014 № 354 о полном ограничении режима электропотребления в виду не оплаты задолженности в размере 28 735, 56 руб. (расчет за безучетное потребление), о чем свидетельствуют подписи двух свидетелей в данном извещении.

ОАО «НЭСК» на основании уведомления от 10.10.2014 № 353 в адрес ОАО «НЭСК-электросети» направлена заявка № 2354 от 03.11.2014 на отключение Объекта № 1 с 13.11.2014. В заявке указан способ отключения – ВЛ-0,4кВ ТП1091П Р№17.

Из пояснений ОАО «НЭСК-электросети» (вх. в Управление от 25.05.2015 № 5693) следует, что указанная заявка выполнена 13.11.2014, путем отключения рубильника № 17 ТП-1091п.

  Ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, (абзац второй подпункта "б" пункта 2 Постановления № 442).

В силу пункта 7 Постановления № 442 инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения: наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления; основания введения ограничения режима потребления; вид подлежащего введению ограничения режима потребления; сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения); сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 названных Правил, - также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления.

Таким образом, п.п. «б» п. 2, п. 7 Постановления № 442 законодательно установлено право поставщика (продавца) электроэнергии на ограничение потребителя в ее потреблении, а также право на направление соответствующего уведомления.

Согласно абз. 4 п. 22 Постановления № 442 отказ потребителя от признания задолженности или указанного в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления размера задолженности не является препятствием для введения ограничения режима потребления.

Кроме того, отношения, возникшие между <…> и ОАО «НЭСК» в части разногласий, связанных с начисленной суммой к оплате за неучтенное потребление электроэнергии (в рамках заключенного Договора энергоснабжения), согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 ГК РФ носят гражданско-правовой характер.

При принятии мер по пресечению действий, выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры. В частности, он не полномочен осуществлять перерасчет начисленной суммы за потребленную электрическую энергию по акту неучтенного потребления электрической энергии (п. 5 пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Согласно абз. 5 п. 22 Постановления № 442 подача электрической энергии потребителю возобновляется не позднее чем через 24 часа с момента устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления, за исключением случая, предусмотренного пунктом 23 настоящих Правил. Под устранением указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил оснований для введения ограничения режима потребления понимается поступление денежных средств в размере задолженности в адрес инициатора введения ограничения или сетевой организации (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления), в том числе посредством принятия банком денежных средств на расчетный счет инициатора введения ограничения или сетевой организации.

По факту произведенной <…> оплаты задолженности, поступившей на расчетный счет филиала ОАО «НЭСК» «Краснодарэнергосбыт» 14.11.2014, ОАО «НЭСК» в адрес Сетевой организации направлена заявка от 14.11.2014 № 2364/11БЗ на возобновление подачи электроэнергии на Объекте № 1. Указанная заявка исполнена ОАО «НЭСК-электросети» 14.11.2014.

В ходе рассмотрения дела № 32/2015 <…> заявлено несогласие с действиями ОАО «НЭСК» по взиманию денежных средств за услуги по отключению/возобновлению режима потребления электрической энергии на Объекте.

13.11.2014 между <…> и ОАО «НЭСК» подписаны Акты об оказании услуг: № 2185 (стоимость отключения…),  № 2186 (стоимость подключения….), № 2187 (стоимость ограничения…), № 2188 (стоимость возобновления режима электроснабжения…), на общую сумму – 7 861,87 руб. Указанные Акты подписаны сторонами без разногласий, указанная сумма оплачена Заявителем.  

Согласно п. 24 Постановления № 442, Инициатор введения ограничения вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", подпунктах "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, компенсации расходов на оплату действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления такого потребителя и последующему его восстановлению, а также на совершение им действий, предусмотренных настоящими Правилами.

Таким образом, действия ОАО «НЭСК» по взиманию денежных средств с <…> за услуги по отключению/возобновлению режима потребления электрической энергии на Объекте не противоречат нормам действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 5 Постановления пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства», антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры. Данное положение касается также ограничения полномочий антимонопольного органа в части защиты субъективных гражданских прав потерпевшего, путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков (излишне уплаченных средств, возврате денежных средств, перерасчету, возмещении имущественного и иного вреда).

Таким образом, защита нарушенных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.

Также 15.07.2015 за № 7735 от <…> поступило ходатайство о прекращении рассмотрения дела.

Указанное ходатайство рассмотрено Комиссией Краснодарского УФАС России по делу № 32/2015 и удовлетворено.

         С учетом вышеизложенного, а также с учетом удовлетворения ходатайства <…>, Комиссия Краснодарского УФАС России по делу № 32/2015 в действиях ОАО «НЭСК» не установила факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,  частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела № 32/2015, ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «НЭСК».

 

Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).

 

 

Председатель комиссии                                                                           <…>

 

Члены комиссии                                                                                       <…>

<…>  

Связанные организации

Связанные организации не указаны