Решение б/н . от 15 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинской приматологии» (ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии»)

ул. Мира, д. 177,

с. Веселое,

г. Сочи, 354375

ООО «ЛЕО»

ул. Северная, д. 12, оф. 23,

г. Сочи, 354375

ООО «АфроЗоо»

ул. Правды, ½, 140,

г. Москва, 125124

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар

Резолютивная часть решения объявлена 11.02.2019

Полный текст решения изготовлен 15.02.2019

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 430/2018 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Дегтярева Р.В. – заместитель руководителя управления,

Мурадян О.А. – начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

Осипян А.К. - главный специалист - эксперт отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

в присутствии <…> - представителя ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» по доверенности от 03.10.2018 № б/н, <…> - представителя ООО «АфроЗоо» по доверенности от 15.05.2018 № б/н, рассмотрев дело № 430/2018 по признакам нарушения ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» (место нахождения: 354375, г. Сочи, с. Веселое, ул. Мира, д. 177, ИНН 2317006252) и ООО «ЛЕО» (место нахождение: 354375, г. Сочи, ул. Северная, д. 12, оф. 23; ИНН 2320241753) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) поступили заявления ООО «АфроЗоо» (вх. № 5953 от 04.06.2018, вх. № 6084 от 05.06.2018) о нарушении ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» и ООО «ЛЕО» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении закупок на поставку лабораторных животных в количестве 30 штук (извещение № 31806468106), на поставку лабораторных животных в количестве 10 штук (извещение № 31806521083).

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения осуществляется на основании анализа поведения участников соглашения, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Из заявлений ООО «АфроЗоо» следует, что заказчик неоднократно размещал и проводил закупку у единственного поставщика - ООО «ЛЕО», ничем не мотивируя и не обосновывая невозможность или нецелесообразность использования иных способов закупки. Также заявитель указывает, что в оспариваемых закупках (извещения №№ 31806468106, 31806521083) умышленно установлены сроки поставки товара, приемлемые для единственного поставщика, а именно ООО «ЛЕО», так как в указанные сроки невозможно осуществить поставку лабораторных животных при соблюдении всех требований договора и действующего ветеринарного и таможенного законодательства Российской Федерации. Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о признаках антиконкурентного соглашения.

В связи с наличием в действиях ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» и ООО «ЛЕО» признаков нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции приказом от 04.09.2018 № 324 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 430/2018, которое назначено к рассмотрению на 11.10.2018 определением от 18.09.2018 исх. № 24449/5. Определением от 11.10.2018 (исх. № 26761/5) рассмотрение дела отложено на 13.11.2018. Определением от 13.11.2018 (исх. № 30184/5) рассмотрение дела отложено на 18.12.2018. Определением от 18.12.2018 (исх. № 33915/5) срок рассмотрения дела продлен до 18.06.2019. Определением от 18.12.2018 (исх. № 33916/5) рассмотрение дела отложено на 05.02.2019. 05.02.2019 на заседании комиссии по рассмотрению дела № 430/2018 комиссией объявлен перерыв до 11.02.2019.

В ходе рассмотрения дела № 430/2018 Комиссией установлено следующее.

В пункте 13 Положения о закупке товаров, работ и услуг ФГБНУ «НИИ МП» от 01 августа 2017 года, утверждённого Федеральным Агентством Научных Организаций (ФАНО) России (размещено в ЕИС 10 августа 2017 года) (далее - Положение), определен порядок закупки у единственного поставщика. В пункте 13.1.1. указано, что «Под закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается способ закупки, при котором Заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю), далее перечисляются виды закупок у единственного поставщика, прописан порядок обоснования, порядок заключения и исполнения договора и требования к поставщикам.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) положения о закупке (Письмо Минэкономразвития от 29 января 2016 года N Д28и-270).

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами. Ограничений по сумме договоров, заключаемых по результатам реализации того или иного способа закупки, предусмотренного положением о закупке, номенклатуре закупаемых товаров, работ, услуг в Законе о закупках не содержится. Законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц не предусмотрены требования к порядку обоснования выбора конкретного лица в качестве единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки (помимо конкурса и аукциона), в том числе, условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком.

Положение о закупках товаров, работ и услуг ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» года размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 10 августа 2017 года.

Согласно п. 6.1. Положения выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения с ним договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения нужд Заказчика может осуществляться с помощью следующих способов закупки:

1) конкурентные способы закупки (включая формы закупки - открытая, закрытая, электронная):

2) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Согласно п. 13 Положения «Основание закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» одним из оснований закупки у единственного поставщика является подпункт 14. «Заказчик, являющийся исполнителем по государственному (муниципальному) контракту, либо заключенному гражданско-правовому договору на выполнение научно- исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, привлекает в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта, либо гражданско-правового договора, иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для исполнения предусмотренных в таком контракте, либо договоре обязательств».

Согласно пояснениям ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» предметом деятельности учреждения является проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований в области медицины и медицинской деятельности, опытно-конструкторских работ, направленных на достижение целей деятельности учреждения. ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» ежегодно заключает гражданско-правовые договоры на выполнение научно-исследовательских работ, для исполнения обязательств по вышеуказанным договорам требуются лабораторные животные для исследований. Рынок по поставке указанных животных низкоконкурентный, поскольку аукционы на покупку лабораторных животных неоднократно были признаны несостоявшимися (что подтверждается материалами дела № 430/2018), вследствие чего задерживались сроки выполнения обязательств по договорам на выполнение научно-исследовательских работ.

Установлено, что ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» является исполнителем по заключенному договору научно - исследовательских работ № Б-4918-2017 от 21.11.2017 с ЗАО «БИОКАД» (г.Санкт-Петербург).

Для выполнения работ требовались макаки яванские - 15 самок, 15 самцов, возраст 4-7 лет, вес от 4 до 6 кг.

Служебная записка о закупке животных для исполнения обязательств поступила в контрактную службу 19.04.2018.

19.04.2018 ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» в адрес ООО «АфроЗоо» и в адрес ООО «ЛЕО» направлены письма с предложением заключить контракт на поставку животных с просьбой предоставить ответ в срок до 23.04.2018.

11.05.2018 на официальном сайте ЕИС размещено извещение № 31806468106 о проведении закупки на поставку лабораторных животных в количестве 30 штук. Начальная (максимальная) цена 3 870 000,00 рублей.

Согласие на поставку в установленные сроки поступило только от ООО «ЛЕО», в связи с чем, 28.05.2018 г. между ООО «ЛЕО» и ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» заключен договор № 31806468106 на поставку макак яванских в количестве 30 голов: 15 самок и 15 самцов возрастом 4-7 лет, весом от 3-6 кг.

24.05.2018 на официальном сайте ЕИС размещено извещение № 31806521083 о проведении закупки на поставку лабораторных животных в количестве 10 штук. Начальная (максимальная) цена 1 290000,00 рублей.

Согласно протоколу закупки у единственного поставщика № 31806521083 от 24.05.2018 по результатам подведения итогов комиссией принято решение заключить договор с ООО «ЛЕО».

04.06.2018 между ООО «ЛЕО» и ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» заключен договор № 31806521083 на поставку макак яванских в количестве 10 голов.

Сроки по размещению извещений и заключению вышеуказанных договоров согласно Закону о закупках, а также Положению о закупке ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» соблюдены, расчет цен контрактов, отчеты обоснования цен контрактов имеются.

Согласно представленных документов 11.10.2017 и 29.12.2017 ООО «ЛЕО» заключены контракты с VINA MEKONG GROUP на продажу 210 голов макак яванских. 15.11.2017 между ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» и ООО «ЛЕО» заключен договор на оказание услуг по содержанию и карантинированию животных. 18.01.2018 ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» составлен акт ветеринарно-санитарного обследования на предмет наличия условий для карантинирования 210 голов макак яванских, ввозимых из Вьетнама. 29.01.2018 ООО «ЛЕО» получено разрешение №ФС/УВН-01/250755 о 29.01.2018 на ввоз 210 голов макак яванских с целью их содержания и разведения. Однако вышеуказанный акт и договор карантинирования не влечет за собой обязательств на заключение договоров поставки с ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» в дальнейшем.

Согласно пояснениям ООО «ЛЕО» покупка 210 голов яванских макак изначально проводилась с целью открытия частного зоопарка на территории республики Абхазия. Но получить соответствующее разрешение в стране экспортера (разрешение СИТЕС) на ввоз в Республику Абхазия животных компании не удалось, в связи с тем, что Абхазия является непризнанным большинством государств мира государством, то есть не является участником Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимся под угрозой исчезновения от 03.03.1973.

Любой потенциальный поставщик может предложить свои условия по поставке лабораторных животных, предложить конкурентную цену, заключить договор карантинирования и провести ветеринарное обследование территории для получения акта ветеринарно-санитарного обследования. Ввезти животных без предварительных согласований с органами ветеринарно-санитарного надзора невозможно.

Таким образом, доводы ООО «АфроЗоо» в части того, что ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» заранее согласовал с ООО «ЛЕО» все условия и сроки поставки лабораторных животных не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела № 430/2018.

При указанных выше обстоятельствах в действиях ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» и ООО «ЛЕО» не установлено нарушение ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, рассмотрев дело № 430/2018, возбужденное по признакам нарушения ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» и ООО «ЛЕО» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 430/2018, возбужденного в отношении ФГБНУ «НИИ медицинской приматологии» и ООО «ЛЕО», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Председатель Комиссии Р.В. Дегтярева

Члены Комиссии: О.А. Мурадян

А.К. Осипян

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны