Решение б/н РЕШЕНИЕ № 329/2015 от 23 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю: <…>

_______________________

<…>

Заявителю: <…>

_______________________

<…>

Ответчику: ПАО «Кубаньэнерго»

__________________________

                                           ул. Ставропольская, 2А,

г. Краснодар, 350033

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                    г. Краснодар

 

Резолютивная часть решения объявлена 16.12.2015

Полный текст решения изготовлен 22.12.2015

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 329/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи.

Члены комиссии:

Цуканов-Лубяницкий Г.В. – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Тарасова С.П. – главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи,

рассмотрев дело № 329/2015 по признакам нарушения ОАО «Кубаньэнерго» (350000, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 2 А (далее – ПАО «Кубаньэнерго» в связи с перерегистрацией) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Краснодарское УФАС России поступили обращения <…>, <…> (далее - Заявители) на бездействие ПАО «Кубаньэнерго» (далее - Сетевая организация), выразившееся в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договорам на технологическое присоединение к электрической сети  от 16.05.2014 № 11106-14-00173058-1, от 20.08.2014 № 11106-14-00179798-1.

В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено следующее.

Между ПАО «Кубаньэнерго» и <…>заключен договор на технологическое присоединение от 16.05.2014 № 11106-14-00173058-1.

Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение объекта Заявителя – <…>, расположенного по адресу: <…> (далее - Объект).

Между ПАО «Кубаньэнерго» и <…>заключен договор на технологическое присоединение от 20.08.2014 № 11106-14-00179798-1.

Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение объекта Заявителя – <…>, расположенного по адресу: <…> (далее - Объект).

Максимальная (разрешенная) нагрузка по каждому Объекту по ТУ составляет 15 кВт; III категория надежности, класс напряжения в точке присоединения 0,4 кВ.

ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (раздел 10), а также мероприятий, выполняемых Заявителем (раздел 11).

Заявителями произведена оплата за технологическое присоединение объектов, согласно условиям заключенных Договоров в размере 550 руб. (квитанции об оплате от 22.06.2014, 27.08.2014).

В связи с  выполнением технических условий  в адрес Сетевой организации Заявителями направлены уведомления о выполнении мероприятий,  возложенных на Заказчиков в соответствии с пунктом 11 ТУ:

- заявление <…> вх. в ПАО  «Кубаньэнерго» от 08.05.2015 № КЭС/113/01/362;

- заявление <…>вх. в ПАО  «Кубаньэнерго» от 08.05.2015 № КЭС/113/01/3630.

19.05.2015 ПАО «Кубаньэнерго» проведен осмотр электроустановок Объекта <…>., о чем составлен соответствующий Акт допуска  (замены, проверки) расчетных приборов учета б/н. В указанном Акте указано на невыполнение п. 10.1 ТУ, возложенного на Сетевую организацию.

Таким образом, в Акте от 19.05.2015 отсутствуют замечания к мероприятиям, выполненным Заявителем согласно ТУ.

Из обращений следует, что со стороны Сетевой организации, принятые на себя обязательства в соответствии с заключенными договорами на технологическое присоединение, а также техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью Договора, не исполнены.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-Ф3 "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, регламентированы действия сетевой организации и Заявителя при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению, в том числе  действия сетевой организации по фактическому присоединению объектов заявителя к электрическим сетям (п. 18 Правил).

В соответствии с п.п. «б» п. 16 Правил технологического присоединения,  срок выполнения мероприятий составляет шесть месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Бездействие Сетевой организации по неосуществлению мероприятий по технологическому присоединению в рамках договора на технологическое присоединение, лишает Заявителя возможности в потреблении электроэнергии, поскольку в отсутствие надлежащего технологического присоединения невозможно заключение договора энергоснабжения с энергоснабжающей организацией.

В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

ПАО «Кубаньэнерго» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ПАО «Кубаньэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.

С учетом вышеизложенного в действиях ПАО «Кубаньэнерго» установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Приказом от 22.09.2015 № 470 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении ПАО «Кубаньэнерго» возбуждено дело №329/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 05.10.2015 № 18757/6 о назначении дела № 329/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, назначена дата рассмотрения дела – 19.11.2015.

19.11.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии, <…> без доверенности, надлежаще уведомленные ПАО «Кубаньэнерго», <…>, <…> отсутствовали.

19.11.2015 на заседании в связи с удовлетворением ходатайства ПАО «Кубаньэнерго» об отложении рассмотрения дела, а также в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела на 16.12.2015.

16.12.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии, представитель ПАО «Кубаньэнерго» - <…>по доверенности от <…>, надлежаще уведомленные <…>, <…> отсутствовали.

Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 329/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.

Между ПАО «Кубаньэнерго» и <…>заключен договор на технологическое присоединение от 16.05.2014 № 11106-14-00173058-1.

Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение объекта Заявителя – <…>, расположенного по адресу: г<…> (далее - Объект).

Между ПАО «Кубаньэнерго» и <…>заключен договор на технологическое присоединение от 20.08.2014 № 11106-14-00179798-1.

Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение объекта Заявителя – <…>, расположенного по адресу: <…> (далее - Объект).

Пункт 5 Договоров предусматривает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, т.е. по Договору от 16.05.2014 № 11106-14-00173058-1 срок истек – 16.11.2014, по Договору от 20.08.2014 № 11106-14-00179798-1 срок истек – 20.02.2015.

Неотъемлемым приложением к Договору являются ТУ, которые включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заявителем (пункт 11).

Максимальная (разрешенная) нагрузка по каждому Объекту по ТУ составляет 15 кВт; III категория надежности, класс напряжения в точке присоединения 0,4 кВ.

Заявителями произведена оплата за технологическое присоединение объектов, согласно условиям заключенных Договоров в размере 550 руб. (квитанции об оплате от 22.06.2014, 27.08.2014).

В связи с  выполнением технических условий  в адрес Сетевой организации Заявителями направлены уведомления о выполнении мероприятий,  возложенных на Заказчиков в соответствии с пунктом 11 ТУ:

- заявление <…> вх. в ПАО  «Кубаньэнерго» от 08.05.2015 № КЭС/113/01/362;

- заявление <…>вх. в ПАО  «Кубаньэнерго» от 08.05.2015 № КЭС/113/01/3630.

19.05.2015 ПАО «Кубаньэнерго» проведен осмотр электроустановок Объекта <…>, о чем составлен соответствующий Акт допуска  (замены, проверки) расчетных приборов учета б/н. В указанном Акте указано на невыполнение п. 10.1 ТУ, возложенного на Сетевую организацию.

Таким образом, в Акте от 19.05.2015 отсутствуют замечания к мероприятиям, выполненным Заявителем согласно ТУ.

Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно п. 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или и на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 18 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения: а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий; б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии; е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки); ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

В соответствии с п.п. «б» п. 16 Правил технологического присоединения,  срок выполнения мероприятий,  для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, составляет шесть месяцев с момента подписания договора – для заявителей, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые будут использоваться для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, в случае технологического присоединения к сетям классом напряжения до 20 кВт включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка Заявителя составляет не более 300 м. в городах и поселках городского типа и не более 500 м. в сельской местности.

         Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт)  объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»).

         Согласно п. 19 Правил технологического присоединения № 861 по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения.

         Однако в установленные законодательством сроки Сетевая организация не исполнила обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств <…>, <…>.

В ходе рассмотрения дела № 329/2015 со стороны ПАО «Кубаньэнерго» не представлены сведения, документы, подтверждающие наличие объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению принятых на себя обязательств, в соответствии с условиями заключенных договоров и Правилами технологического присоединения № 861, при соблюдении баланса интересов заказчиков (<…>.,<…>.) и Сетевой организации (ПАО «Кубаньэнерго»).

         На основании вышеизложенного в действиях ПАО «Кубаньэнерго», ущемляющих интересы <…>, <…>., установлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договорам на технологическое присоединение к электрическим сетям от 16.05.2014 № 11106-14-00173058-1, от 20.08.2014 № 11106-14-00179798-1 в срок, предусмотренный пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения № 861 и п. 5 Договоров об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям.

В ходе рассмотрения дела № 329/2015 со стороны ПАО «Кубаньэнерго»  представлены материалы, подтверждающие исполнение обязательств со стороны Сетевой организации по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств <…>, <…>, а именно: акт о выполнении ТУ от 18.11.2015 № 11-45697026-в, подписанный с <…>., акт об осуществлении технологического присоединения № 244768, подписанный с <…>; акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности между ПАО «Кубаньэнерго» и <…>от 18.11.2015 № 642; акт о выполнении ТУ от 18.11.2015 № 11-46054906-в, подписанный с <…>., акт об осуществлении технологического присоединения № 244798, подписанный с <…>; акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности между ПАО «Кубаньэнерго» и <…>от 18.11.2015 № 643;.

Кроме того,  ПАО «Кубаньэнерго» представлено ходатайство <…>, <…> от 18.11.2015, адресованное Управлению ФАС по Краснодарскому краю, о прекращении рассмотрения дела № 329/2015, в виду урегулирования спорной ситуации.

Данные обстоятельства рассмотрены Комиссией по делу № 329/2015 и действия Сетевой организации свидетельствуют о добровольном устранении нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

         Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,  частями 1, 2 статьи 41, п. 1, 2 ч. 3 ст. 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ПАО «Кубаньэнерго»  факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов <…>, <…> путем неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств согласно договорам на технологическое присоединение к электрической сети от 16.05.2014 № 11106-14-00173058-1, от 20.08.2014 № 11106-14-00179798-1 в срок, предусмотренный п. 16 Правил технологического присоединения № 861 и п. 5 договоров об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сети.
  2. Прекратить рассмотрение дела № 329/2015 ввиду добровольного устранения ПАО «Кубаньэнерго»  нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Передать материалы дела № 329/2015  по факту нарушения ПАО «Кубаньэнерго»   части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).

 

 

Председатель комиссии                                                                         И.В. Иващенко

 

Члены комиссии                                                                  Г.В. Цуканов-Лубяницкий

С.П. Тарасова

  

Связанные организации

Связанные организации не указаны