Решение б/н РЕШЕНИЕ № 333/2015 от 9 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 19.11.2015                       г. Краснодар

Полный текст решения изготовлен 03.12. 2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Дегтярева Р.В. –  руководитель управления;

Члены Комиссии:

Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;

Левит  Н.В.-  заместитель начальника отдела контроля органов власти;

Асанова О.Ю. – специалист - эксперт отдела контроля органов власти;

рассмотрев дело № 333/2015 по признакам нарушения Управлением правовых имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район  (Ленина  ул., д.147, ст. Калининская,  Калининский район, Краснодарский край,  353780)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в  присутствии представителя управления имущественных отношений Администрации МО Калининский район (далее- организатор торгов) – К.И. Н. (доверенность от 18.11.2015 № 1257), в отсутствие надлежаще уведомленного заявителя А. С. В. – (далее- заявитель),

  УСТАНОВИЛА:

          Краснодарским УФАС России  рассмотрено обращение А.С.В. на действия Управления правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район,  выразившегося в создании дискриминационных условий для подачи заявления определенной группе лиц, а именно гражданам без образования крестьянского (фермерского) хозяйства или не являющихся главами крестьянского (фермерского) хозяйства, для участия в аукционе на право предоставления в аренду земельного участка.

Приказом руководителя Краснодарского УФАС России № 477 от 25.09.2015 возбуждено дело № 333/2015 по признакам нарушения Управлением правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 09.10.2015 рассмотрение дела назначено на 19.11.2015 на 14-30.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Краснодарским УФАС России в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» рассмотрена жалоба (вх. ЕГПУ №24 от 17.08.2015), А. С. В. (далее -Заявитель) на действия Управления правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район (ул. Ленина, д.147, с. Калининская, Калининский район, 353780), при организации и проведении торгов лот №1 (на предоставление земельного участка с кадастровым номером 23:10:0105004, площадью 1278921 м, находящийся в границах плана земель СПК (колхоз) «Память Ильича» участок №4/1 (извещение №140715/0136866/01 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru и принято решение от 25 августа 2015:

1. Рассмотрение жалобы А. С. В. на действия Управления правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район (ул. Ленина, д.147, с. Калининская, Калининский район, 353780), по отказу в приеме заявления согласно «Извещению о приеме заявлений граждан и КФК о намерении участвовать в аукционе (на предоставление земельного участка с кадастровым номером 23:10:0105004, площадью 1278921 м2, находящийся в границах плана земель СПК (колхоз) «Память Ильича» участок №4/1 (извещение №140715/0136866/01 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru), прекратить.

2. Передать материалы дела №231-Т/2015 для рассмотрения по существу в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, с целью установления признаков нарушения статей 15,17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссией по делу №231-Т/2015 установлено, что обжалуемые Заявителем действия Управления правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район не касаются организации и проведения торгов, согласно требованиям части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В то же время, в действиях Управления правовых и имущественных отношений муниципального образования Калининский район по отказу в принятии заявления Заявителя о намерении участвовать в аукционе могут быть установлены признаки нарушения статей 15,17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения обращения А. С. В. установлено следующие.

         Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

         2. В извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (Фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

5. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

В соответствии со сведениями, предоставленными Управлением правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район, установлено, что на основании поступившего 10.06.2015 года заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Г. А.Н, в краевой газете «Кубанские новости» от 14.07.2015 года № 103 (5863), на официальном сайте www.torgi.gov.ru (извещение №140715/0136866/01) и на официальном сайте администрации муниципального образования Калининский район было размещено извещение о возможности предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, площадью 1278921 кв.м, в кадастровом квартале 23:10:0105004, расположенного в границах плана земель СПК (колхоз) «Память Ильича» участок № 4/1, гражданам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйства и крестьянским (фермерским) хозяйствам. Указанное извещение содержало информацию о том, что граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйства, или крестьянские (Фермерские) хозяйства, заинтересованные в предоставлении земельного участка, вправе в течение тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды этого земельного участка.

Таким образом, в указанном извещении определен круг лиц, которые могут обратиться в орган местного самоуправление с заявлением о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды этого земельного участка. А именно, это либо граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйства, либо крестьянские (фермерские) хозяйства, заинтересованные в предоставлении земельного участка.

В то время как частью 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации четко определено: Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Согласно пояснениям Управления имущественных и правовых отношений администрации МО Калининский район, на предоставление земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в соответствии с частью 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации могут претендовать заинтересованные в предоставлении граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства. В данном контексте, считает Администрация, граждане имеются в виду не как просто физические лица, а как граждане, являющиеся главами крестьянских (фермерских) хозяйств, так как в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином, который в соответствии с частью 1 статьи 16 этого же Федерального закона в таком случае является его главой. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств регистрируются налоговым органом в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

В качестве правового основания своих действий Управление правовых и имущественных  отношений администрации МО Калининский район приводит статью 12.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», которой установлен максимальный размер общей площади земельных участков (приусадебных и полевых), которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 1,5 гектара, занимающихся виноградарством, садоводством, молочным животноводством и откормом крупного рогатого скота, - 2,5 гектара.

Площадь предлагаемого для предоставления земельного участка составляет 127,8921 гектар. Таким образом, утверждает Администрация, А. С.В., не обладая статусом главы крестьянского (фермерского) хозяйства, не мог претендовать на участие в аукционе на право заключения договора аренды этого земельного участка. Заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка А. С.В. было подано как гражданином, физическим лицом без указания ИНН и ОГРН индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства, хотя это предусмотрено формой заявления размещенной на официальном сайте администрации муниципального образования Калининский район и на официальном сайте www.torgi.gov.ru. Также заявителем не приложены документы, что он действует от имени главы крестьянского (фермерского) хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства. Таким образом, управление правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район считает, что правомерно отклонило заявление А. С.В.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что 13.08.2015  Управлением  правовых и имущественных  отношений администрации МО Калининский район направлено в адрес заявителя письмо №930, согласно которому сообщается со ссылкой на статью 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, что заявитель является физическим лицом, в связи с чем его заявление в качестве претендента на участие в аукционе не рассматривается.

На заседании по делу № 333/2015, 19.11.2015 представитель Управления правовых и имущественных  отношений администрации МО Калининский район пояснила, что указанное извещение не является извещением о проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Данное извещение является информацией о возможности предоставления земельного участка  (подпункт 1 пункта 1 и подпункт 1 пункта 2 статьи 39.18 Земельного Кодекса РФ).

В соответствии с подпунктами 4.2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», к полномочиям антимонопольного органа относиться рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества. Как уже было сказано выше, извещение о возможности предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности Краснодарского края, от 14.07.2015 года не является извещением о проведении аукциона. Следовательно, рассмотрение жалобы об отказе в принятии заявления А. С.В, о предоставлении земельного участка на аукционе, не относится к полномочиям Федеральной антимонопольной службы.

Также Управление правовых и имущественных отношений администрации МО Калининский район считает, что в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ граждане имеются в виду не как просто физические лица, а как граждане, являющиеся главами крестьянских (фермерских) хозяйств, а так как в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального Закона  от 11.06.2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском)  хозяйстве» фермерское хозяйство может быть  создано одним гражданином, который в соответствии с частью 1 статьи 16 этого же Федерального Закона в таком случае являются его главой. Главы крестьянских хозяйств регистрируются налоговым органом в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Кроме того Управление имущественных и правовых отношений администрации МО Калининский район, статья 12.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» устанавливает, что максимальный размер общей площади земельных участков (приусадебных и полевых), которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих лучное подсобное хозяйство, составляет 1,5 гектара, занимающихся виноградарством, садоводством, молочным животноводством и откормом крупного рогатого скота, 2.5 гектара. Площадь же предполагаемого для предоставления земельного участка составляет 127.8921 гектар. Таким образом, А.С.В.  не обладая статусом главы крестьянского (фермерского) хозяйства, по мнению Управления  правовых и  имущественных отношений администрации МО Калининский район не мог претендовать на участие в аукционе на право заключения договора аренды этого земельного участка. 

В тоже время, согласно части 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

Ни в одном нормативно - правовом акте не указано, что физическое лицо не имеет права принимать участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства.

Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

1. органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются в том числе:

8) создание дискриминационных условий.

  В отказе Управления правовых и имущественных отношений  администрации МО Калининский район в принятии заявления гражданина о намерении участвовать в аукционе на право предоставления земельного участка с разрешенным видом использования: для сельскохозяйственного производства установлен факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в части создания дискриминационных условий для подачи заявления определенной группе лиц, а именно гражданам без образования крестьянского (фермерского) хозяйства или не являющихся главами крестьянского (фермерского) хозяйства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 47, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

  1. В действиях Управления правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район, выразившихся в создании дискриминационных условий для подачи заявления определенной группе лиц, а именно гражданам без образования крестьянского (фермерского) хозяйства или не являющихся главами крестьянского (фермерского) хозяйства, для участия в аукционе на право предоставления в аренду земельного участка, признать факт нарушения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. В связи с тем, что договор аренды оспариваемого земельного участка заключен, предписание не выдавать;

3.  Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по части 1 статьи 14.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                             Р.В. Дегтярева

          Члены Комиссии:                                                          Е.В. Крамаренко

                                                                                                    Н.В. Левит

                                                                                           О.Ю. Асанова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны