Решение б/н РЕШЕНИЕ № 339/2016 от 22 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Заявителю:

МУРЭП № 32

_____________________

350089, г. Краснодар,

пр. Чекистов, 7/2

 

murep_32@mail.ru

 

Ответчику:

АО «Краснодаргоргаз»

_____________________

350007, г. Краснодар,

ул. Индустриальная, 68

 

cok@krasnodargorgaz.ru

                                                                                                      

 

РЕШЕНИЕ

                                                                          

Резолютивная часть решения объявлена 08.06.2017                                      г. Краснодар

Полный текст решения изготовлен 21.06.2017

 

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Иващенко И. В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи;

Члены Комиссии:

Блинов Е.И.  – специалист 1 разряда  отдела контроля  в ТЭК и связи,

Черкезов К.А. – главный  специалист – эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

 

рассмотрев дело № 339/2016 по признакам нарушения АО «Краснодаргоргаз» (35007, г. Краснодар, ул. Индустриальная,68) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии «…» представителя АО «Краснодаргоргаз», действующего по доверенности «…», в отсутствие   надлежащим образом уведомленного  Муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия № 32 муниципального образования г. Краснодар (далее – МУРЭП № 32),  

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Краснодарское УФАС России поступило обращение  МУРЭП № 32 от 20.06.2016 №32 (вх. от 21.06.2016), а также  обращение,  направленное  ФАС России письмом от 24.06.2016 №АГ/43089/16 (вх. от 04.07.2016 № 6913),  на действия  АО «Краснодаргоргаз», связанные с увеличением  цен (тарифов) в 2016г. на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов (проверку внутридомовых газопроводов на герметичность) в рамках заключенного договора.

 

В ходе рассмотрения Обращений  Краснодарским УФАС России установлено следующее.

Между МУРЭП № 32 и АО «Краснодаргоргаз» заключен договор о техническом обслуживании и аварийно-диспетчерском обеспечении инженерных систем газоснабжения, входящих в общее имущество многоквартирного дома от 06.02.2012 № МКДп-7 (далее – Договор № МКДп-7). В соответствии с условиями Договора № МКДп-7 АО «Краснодаргоргаз» обязуется в установленные договором объемы и сроки проводить работы по техническому обслуживанию, круглосуточно обеспечивать аварийно-диспетчерское обеспечение инженерных систем газоснабжения, входящих в общее имущество многоквартирных домов, адреса расположения которых определены п. 1.1 Договора № МКДп-7 (п. 1.1 Договора № МКДп-7). Состав газового оборудования, количество оборудования, периодичность обслуживания и стоимость технического обслуживания указаны в договоре.

АО «Краснодаргоргаз» письмом от 20.04.2016 № 05.3/1639 направило в адрес МУРЭП № 32 оферту для заключения договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении МУРЭП № 32 (вх. МУРЭП № 32 от 21.04.2016).

МУРЭП № 32 письмом от 05.05.2016 № 01-781 сообщило, что является муниципальным предприятием и в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», для своевременного и полного удовлетворения потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, развития добросовестной конкуренции, договора на выполнение работ стоимостью свыше 100 тыс. рублей обязано заключать по результатам процедуры проведения закупки.

АО «Краснодаргоргаз» письмом от 13.05.2016 № 05.3/1908 направило в адрес МУРЭП № 32 проект дополнительного соглашения от 12.05.2016 к Договору № МКДп-7, в связи с изменением прейскуранта цен на оказание услуг АО «Краснодаргоргаз» по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования (вх. МУРЭП № 32 от 13.05.2016).

МУРЭП № 32 письмом от 25.05.2016 № 01-890 сообщило, что является управляющей организацией и в соответствии с условиями договора на управление, содержание и ремонт многоквартирных домой будет проводить индексацию размера платы на содержание, в том числе на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов (проверке внутридомовых газопроводов на герметичность) в размере, не превышающем прогнозный индекс цен, установленный Минэкономразвития на 2016 год.

 

Из представленных в ходе рассмотрения обращений материалов следует, что цена Договора определяется на основании Прейскуранта Исполнителя на услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и установлена условиями договора.

Приказом АО «Краснодаргоргаз» от 31.10.2012 № 200бП «Об утверждении и введении в действие «Прейскуранта на оказание услуг ОАО «Краснодаргоргаз» по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования», в том числе утверждены цены на следующие виды  работ: проверка внутридомовых газопроводов на герметичность (подъезд до 11 этажей) – 667,40 руб/стояк (без учета НДС), проверка внутридомовых газопроводов на герметичность (подъезд до 11 этажей) – на каждый последующий стояк – 509,42 руб. (без учета НДС), действие которого возникает с 01.11.2012 года.

Приказом АО «Краснодаргоргаз» от 25.12.2015 № 298 «Об утверждении и введении в действие «Прейскуранта на оказание услуг ОАО «Краснодаргоргаз» по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования» утверждены цены, в том числе на  следующие  виды работ: проверка внутридомовых газопроводов на герметичность (подъезд до 11 этажей) – 971,81 руб/стояк (без учета НДС), проверка внутридомовых газопроводов на герметичность (подъезд до 11 этажей) – на каждый последующий стояк – 741,76 руб. (без учета НДС), действие которого возникает с 01.01.2016 года.

Исходя из вышеизложенного,  рост цен, действующих с 01.01.2016, на услуги по   проверке внутридомовых газопроводов на герметичность (подъезд до 11 этажей);  по проверке  внутридомовых газопроводов на герметичность (подъезд до 11 этажей) – на каждый последующий стояк, составил 45,6%. При этом в ходе рассмотрения обращения не представлено надлежащее экономическое обоснование, подтверждающее объективные причины  такого роста.

ОАО "Краснодаргоргаз", предоставляя услуги по транспортировке газа по трубопроводам, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", субъектом естественной монополии и включено в реестр субъектом естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ОАО "Краснодаргоргаз" занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке газа, в географических границах муниципального образования г. Краснодар, с долей 100%.

АО «Краснодаргоргаз»  имеет Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства  от 02.06.2015 №1062.05-2010-2309029802-С-031, выданное Саморегулируемой организацией  Ассоциацией «Объединение строителей Южного и Северо-Кавказского округа».

Также АО «Краснодаргоргаз» оказывает услуги по техническому   обслуживанию внутридомового газового оборудования  в географических границах муниципального образования  г. Краснодар: объем казанных услуг за 2015 год составил 22 403,0тыс. рублей, за первое полугодие  2016г. 13 194,4тыс. руб.

Сведения об иных субъектах рынка услуг по техническому   обслуживанию внутридомового газового оборудования  в географических границах муниципального образования  г. Краснодар отсутствуют.

В связи с чем,  Управление установило, что   АО «Краснодаргоргаз»  на товарном рынке  услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования  в 2015г. в  географических границах муниципального образования г. Краснодар занимает доминирующее положение с долей 100%.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

По результатам рассмотрения обращения в действиях АО «Краснодаргоргаз» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов МУРЭП № 32 путем необоснованного увеличения установленных АО «Краснодаргоргаз» тарифов на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов (проверку внутридомовых газопроводов на герметичность).

На основании изложенного,  издан приказ Краснодарского УФАС России от 19.09.2016 № 515 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Краснодаргоргаз» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Определением от 03.10.2016 №20910/6  о назначении дела №339/2016 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению назначена дата рассмотрения дела  на 03.11.2016.

 

В ходе рассмотрения дела №339/2016 Комиссией проанализированы действия АО «Краснодаргоргаз»  и установлено  следующее.

 

Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 №410 «Правила  пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению» (далее- Правила №410):

«внутридомовое газовое оборудование»: в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги;     

"специализированная организация" - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае, когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу; 

"техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.

В соответствии с п.6 Правил №410 работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.

Пункт 6 признан недействующим со дня вступления в силу Решения Верховного Суда РФ от 10.12.2013 N АКПИ13-826 в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.

Из представленных документов следует, что цена Договора определяется на основании Прейскуранта Исполнителя на услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и установлена условиями договора.

Приказом АО «Краснодаргоргаз» от 31.10.2012 № 200бП «Об утверждении и введении в действие «Прейскуранта на оказание услуг ОАО «Краснодаргоргаз» по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования» утверждены цены по следующим видам работ: проверка внутридомовых газопроводов на герметичность (подъезд до 11 этажей) – 667,40 руб/стояк (без учета НДС), проверка внутридомовых газопроводов на герметичность (подъезд до 11 этажей) – на каждый последующий стояк – 509,42 руб. (без учета НДС), действие которого возникает с 01.11.2012 года.

Приказом АО «Краснодаргоргаз» от 25.12.2015 № 298 «Об утверждении и введении в действие «Прейскуранта на оказание услуг ОАО «Краснодаргоргаз» по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования» утверждены цены по следующим видам работ: проверка внутридомовых газопроводов на герметичность (подъезд до 11 этажей) – 971,81 руб/стояк (без учета НДС), проверка внутридомовых газопроводов на герметичность (подъезд до 11 этажей) – на каждый последующий стояк – 741,76 руб. (без учета НДС), действие которого возникает с 01.01.2016 года.

Из сведений  АО «Краснодаргоргаз»  согласно письму от 12.08.2016 № 08/3675 (вх. от 15.08.2016 № 8301) установлено, что стоимость ТО ВДГО определяется АО «Краснодаргоргаз» исходя из получения организацией, проводящей данные работы, планируемого объема выручки от проведения работ (оказания услуг) по ТО ВДГО в размере, необходимом в том числе для возмещения экономически обоснованных расходов, обеспечения получения экономически обоснованного размера прибыли, уплаты всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссией Краснодарского УФАС России по делу №339/2016 проанализированы  Прейскуранты на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденных приказом генерального директора АО «Краснодаргоргаз»  от 31.10.2012 № 200бП, только по позициям, включенным в договор с МУРЭП №32, а именно: проверка внутридомовых газопроводов на герметичность (подъезд до 11 этажей) – 667,40 руб/стояк (без учета НДС), проверка внутридомовых газопроводов на герметичность (подъезд до 11 этажей) – на каждый последующий стояк – 509,42 руб. (без учета НДС), действие которого возникает с 01.11.2012 года  и приказом от 25.12.2015 № 298 по следующим видам работ: проверка внутридомовых газопроводов на герметичность (подъезд до 11 этажей) – 971,81 руб/стояк (без учета НДС), проверка внутридомовых газопроводов на герметичность (подъезд до 11 этажей) – на каждый последующий стояк – 741,76 руб. (без учета НДС), действие которого возникает с  01.01.2016 года.

Услуги по ТО ВДГО являются нерегулируемым видом деятельности. Стоимость данных услуг определяется специализированной организацией самостоятельно.

Исходя из пояснений, представленных АО «Краснодаргоргаз», следует, что  Прейскурант цен разрабатывается самостоятельно с учетом производственных затрат на основе утвержденного «Примерного прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», разработанного ОАО «ГИПРОНИИГАЗ», утвержденного Приказом  ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35 (далее Прейскурант ОАО «Росгазификации»).

Цены на услуги по ТО ВДГО  рассчитаны исходя из себестоимости единицы работ и принятого уровня рентабельности. Себестоимость определена путем умножения фонда оплаты труда исполнителя по конкретному виду работ (услуг) на расчетный коэффициент накладных расходов. Коэффициент накладных расходов  определяется как отношение расходов предприятия, относимых на работы/ услуги по прочей деятельности за вычетом расходов на оплату труда рабочих, непосредственно занятых оказанием  услуг, страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных на указанные расходы на оплату труда, к расходам на оплату труда рабочих, непосредственно занятых оказанием услуг. Расчетный коэффициент накладных расходов АО «Краснодаргоргаз»»  в 2012г. составил 2,55, на  2016г – 2,84. В состав цен на услуги по ТО ВДГО  на 2016г.  заложен уровень рентабельности не менее 10,0%. АО «Краснодаргоргаз» утверждает прейскуранты и тарифы на продукцию (работы, услуги) для юридических лиц без учета НДС (НДС в размере 18,0% выделен отдельной строкой).

В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование.

В  соответствии с  п.1. ст. 39.  Жилищного Кодекса РФ  «собственники  помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме», обязаны  на  основании  ст.164 ЖК РФ   заключить договоры  оказания услуг по содержанию и ремонту (на  техническое обслуживание) общего имущества многоквартирного дома  с лицами (организациями), осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Обязанность потребителя заключить договор на ТО ВДГО/ВКО  закреплена в пункте 21 Правил 549. Ежегодное обслуживание внутридомового газового оборудования является обязательным условием его безопасной эксплуатации. Отсутствие такого договора является основанием для прекращения поставки газа (подпункт «е» п. 45 Правил 549).

  Согласно ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов.

В ходе рассмотрения дела №339/2016 со стороны МУРЭП №32 представлены сведения и документы, исходя из которых следует, что в рамках  договора   от 06.02.2012 № МКДп-7 на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение инженерных систем газоснабжения, входящих в общее имущество многоквартирного дома, со стороны АО «Краснодаргоргаз» работы на ТО ВДГО с июля 2016г. не выполнялись.

При этом по результатам проведения торгов (Извещение №31603974386 лот №1 «Заключение договора на выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию  и ремонту внутридомового газового оборудования (ВДГО) многоквартирных домов, находящихся в управлении Заказчика») между  МУРЭП №32 и ООО «Промтехсервис» заключен соответствующий договор от 09.08.2016г.  

Также в рамках дела  №339/2016,  со стороны МУРЭП №32  не представлены документы, подтверждающие, что рост тарифов на ТО ВДГО, утвержденных приказом генерального директора АО «Краснодаргорга» от 25.12.2015 № 298,   по следующим видам работ: проверка внутридомовых газопроводов на герметичность (подъезд до 11 этажей),   проверка внутридомовых газопроводов на герметичность (подъезд до 11 этажей) – на каждый последующий стояк, введенных  в действие с  01.01.2016 года, привел к ущемлению интересов МУРЭП №32 путем невозможности исполнения обязательств, возложенных на МУРЭП №32, согласно требованиям по проведению   ежегодного обслуживания внутридомового газового оборудования как управляющей организации ряда многоквартирных домов, расположенных в  г. Краснодар,  в целях соблюдения   его  безопасной эксплуатации.  

На основании вышеизложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России по делу № 339/2016 установила, что  в действиях АО «Краснодаргоргаз» отсутствует   факт   нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов МУРЭП №32  путем роста тарифов на ТО ВДГО, утвержденных приказом генерального директора АО «Краснодаргорга» от 25.12.2015 № 298,   по следующим видам работ: проверка внутридомовых газопроводов на герметичность (подъезд до 11 этажей),   проверка внутридомовых газопроводов на герметичность (подъезд до 11 этажей) – на каждый последующий стояк, введенных  в действие с  01.01.2016 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39,  ст. 41, п.1ч.1 ст.48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела №339/2016 в связи с отсутствием  в действиях АО «Краснодаргоргаз»  нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приводящего к ущемлению интересов МУРЭП №32.

 

 

Председатель комиссии                                                                И.В. Иващенко

 

Члены комиссии:                                                                        Е.И. Блинов

К.А. Черкезов

 

 

 

Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны