Решение б/н РЕШЕНИЕ № 34/2016 от 29 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю:

<…>

__________________________

                 <…>

Ответчику:

  АО «НЭСК-электросети»

__________________________

350033, г. Краснодар,

пер. Переправный, 13, оф.103А

 

Заинтересованному лицу:

АО «НЭСК»

__________________________

 

350033, г. Краснодар,

пер. Переправный, 13, оф.101

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 21.07.2016                                       г. Краснодар

Полный текст решения изготовлен 03.08.2016

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 34/2016 о нарушении антимонопольного законодательства (далее  – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,

члены комиссии:

Майсеева А.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;

Коробкина О.Р. – главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;

рассмотрев дело № 34/2016 по признакам нарушения АО «НЭСК-электросети» (350033, г. Краснодар, пер. Переправный, 13) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии на заседании представителей <…>: <…>, действующего по доверенности от <…>, <…>, действующего по доверенности от <…>, представителя АО «НЭСК-электросети» <…>, действующего по доверенности от <…>, представителя АО «НЭСК» <…>, действующего по доверенности от <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение <…> (далее – Заявитель) (вх. от 12.11.2015 № 12596), а также направленное из прокуратуры Западного административного округа г. Краснодара письмом от 04.12.2015 № 1р2015/97299 (вх. от 24.12.2015 № 14369), на действия (бездействие) АО «НЭСК-электросети» (далее - Сетевая организация), выразившиеся  в неосуществлении действий по выдаче Актов разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон в порядке и сроки, определенные разделом VIII Правил технологического присоединения № 861, с целью заключения <…> договора энергоснабжения в отношении Объекта, расположенного по адресу: г. Краснодар, <…>.

Между АО «НЭСК» и <…> был заключен договор энергоснабжения от <…> (далее – Договор № 1555) в отношении точки поставки – нежилое помещение-магазин, расположенное по адресу: г. Краснодар, <…> (далее – Объект).

В связи с ликвидацией <…>, согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц, действие Договора № 1555 прекращено. 

В соответствие с абз. 1 п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения соответствующих сведений.

АО «НЭСК» письмом от 02.10.2015 № 38.5НЭ-Ю/2419/11438 уведомило <…> о прекращении исполнения обязательств по Договору № 1555, в связи с невозможностью их исполнения.

Согласно пп. «е» п. 2 Постановления № 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в том числе при наступлении следующих обстоятельств:

прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии.

<…> 22.10.2015 обратилась в АО «НЭСК-электросети» с заявлением на (восстановление) переоформление документов о технологическом присоединении в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Краснодар, <…> (далее – Объект), с целью восстановления (переоформления) акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (вх. № 0631 ССЮ).

АО «НЭСК-электросети» письмом от 23.10.2015 № 04-09Н-1094 в адрес Заявителя сообщило, что в связи с изменением владельца и заключением договора на отпуск электроэнергии АО «НЭСК-электросети» подтверждает разрешенную (максимальную) мощность 10 кВт (0,38кВ) для энергоснабжения Объекта. Также необходимо предусмотреть на вводе узел учета электроэнергии, состоящий из вводного автомата с расцепителем тока 25А согласно разрешенной (максимальной) мощности, электронного прибора учета класса точности не менее 1,0 с интерфейсом связи и возможностью опломбирования. Тип прибора учета и схему учета электроэнергии согласовать с  АО «НЭСК-электросети». Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, технические условия № 04-091920 от 08.06.2005 к договору энергоснабжения № 1555 с <…> считать утратившими силу.

Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правилам технологического присоединения № 861), определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении.

Согласно п. 69 Правил технологического присоединения № 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах «в» и «г» или «е» пункта 62 Правил технологического присоединения № 861, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 Правил технологического присоединения № 861), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении.

<…> в адрес АО «НЭСК» подана заявка на заключение договора энергоснабжения объекта, расположенного по адресу: г. Краснодар, <…> (вх. АО «НЭСК» от 29.09.2015 № 28593).

АО «НЭСК» письмом от 02.10.2015 № 38.5НЭ-10/2700/11456 сообщило <…>, что для заключения договора энергоснабжения необходимо предоставить следующие документы: акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон с однолинейной схемой электрической сети потребителя, оформленный потребителем с сетевой организацией; акт о технологическом присоединении (при его наличии); документы, содержащие описание приборов учета предоставляется при наличии прибора у потребителя); акт допуска прибора учета в эксплуатацию; копия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации; документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о заключении договора; документ, подтверждающий право собственности на энергопринимающие устройства, либо документ, подтверждающий право владения и (или) пользования земельным участком; паспорт гражданина (для индивидуальных предпринимателей и граждан).

Правила деятельности гарантирующих поставщиков на розничных рынках электрической энергии и правила заключения публичных договоров с гарантирующими поставщиками и их исполнение регулируются постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Постановление № 442).

В соответствии с п. 71 Постановления № 442, граждане - потребители электрической энергии приобретают электрическую энергию на основании договоров энергоснабжения, заключаемых в соответствии с настоящим документом с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.

Пункт 74 Постановления № 442 устанавливает следующий порядок заключения договора энергоснабжения с гражданином. В случае если гражданин, имеет намерение заключить в простой письменной форме договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, то он направляет гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположены энергопринимающие устройства такого гражданина, заявление о заключении соответствующего договора с приложением к нему имеющихся у него на дату направления заявления документов из числа указанных в пункте 34 настоящего документа.

В соответствии с п. 34 Постановления № 442 потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и следующие документы:

- документы, подтверждающие право собственности;

- документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (не предоставляются в случаях отсутствия таких документов у заявителя в соответствии с пунктом 37 настоящего документа);

- документы о допуске в эксплуатацию приборов учета (предоставляются при наличии у заявителя приборов учета).

Документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (п. 36 Постановления № 442).

Документом о допуске в эксплуатацию прибора учета электрической энергии является акт допуска прибора учета в эксплуатацию, составленный сетевой организацией, а если допуск в эксплуатацию прибора учета был осуществлен до вступления в силу Постановления № 442, то документ, который подтверждал факт допуска в эксплуатацию прибора учета, установленного в отношении соответствующей точки поставки, и был подписан гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и (или) сетевой организацией.

В соответствии с п. 32 Постановления № 442, гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

В свою очередь, при отсутствии в представленных заявителем документах обязательных сведений, определенных в Постановлении № 442, или при непредставлении заявителем документов, указанных в пунктах 34 и 35 Постановления № 442, которые должны быть приложены к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, за исключением документов, которые в случае, предусмотренном в пункте 37 Постановления № 442, не подлежат предоставлению, гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) уведомляет об отсутствующих сведениях или документах заявителя и в течение 30 дней со дня получения от заявителя недостающих сведений или документов обязан рассмотреть заявление о заключении договора в соответствии с настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем 2 п. 37 Постановления № 442, заявитель в случае если сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых подано заявление о заключении договора с приложением к нему документов, имеющихся у заявителя на дату направления заявления, а также документов, подтверждающих факт обращения заявителя к сетевой организации или иному владельцу объектов электросетевого хозяйства в целях получения таких документов. При отсутствии документов, подтверждающих технологическое присоединение в установленном порядке к электрическим сетям энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора энергоснабжения и вправе самостоятельно запрашивать и безвозмездно получать недостающие документы и информацию у сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства.

На дату обращения Заявителя в антимонопольный орган, а также возбуждения дела № 34/2016, АО «НЭСК-электросети» не осуществлены действия по переоформлению акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности на Объект <…>.

В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

АО «НЭСК-электросети» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

АО «НЭСК-электросети» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.

С учетом вышеизложенного, в действиях АО «НЭСК-электросети» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Приказом от 12.02.2016 № 70 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении АО «НЭСК-электросети» возбуждено дело № 34/2016 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 25.02.2016 о назначении дела № 34/2016 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению назначена дата рассмотрения дела – 04.05.2016.

 

Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 34/2016 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.

 

При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства Управление руководствуется Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15.

Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») внесен ряд изменений.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» в редакции, действующей с 05.01.2016 г., запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, с 05.01.2016 антимонопольный орган не наделен полномочиями по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления интересов физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также  установлению факта нарушения ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения таких дел.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В ходе рассмотрения дела № 34/2016 со стороны Заявителя не представлены документы, подтверждающие осуществление деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо как физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

На основании вышеизложенного, в действиях АО «НЭСК-электросети» отсутствует факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 2-3.4 ст. 41, п.1 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела № 34/2016 ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях АО «НЭСК-электросети».

 

Председатель комиссии                                                                       И.В. Иващенко

 

Члены комиссии                                                                          О.Р. Коробкина

                                                                                                   

 А.В. Майсеева

 

Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны