Решение б/н РЕШЕНИЕ № 342-Т/2016 по результатам рассмотрения жалобы на ... от 24 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 342-Т/2016

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

21 ноября 2016 года                                                      г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

 Крамаренко Е.В.  –начальника отдела контроля органов власти;

 Члены Комиссии:

 Левит Н.В.- заместитель начальника отдела контроля органов власти;

           Тимофеенко О.И. – главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти;

 Азарова Е.И. –ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Сафронова О.А.- специалист - эксперт отдела контроля органов власти;

Оберемок А.А.- специалист - эксперт отдела контроля органов власти,

          в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя,  в  присутствие представителя ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» К. С.А. (доверенность № 01-2/1927 от 18.11.2016), (далее - Организатор торгов, Заказчик), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении открытого конкурса на оказание услуг по охране корпусов и территорий университета в 2017 году (извещение № 31604262964 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

 

УСТАНОВИЛА:

 

   В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба   ООО ЧОП «СКБ-Югра» на действия Организатора торгов – Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Сочинский государственный университет» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по охране корпусов и территорий университета в 2017 году (извещение № 31604262964 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

  Заявитель оспаривает  положения конкурсной документации, а именно в Конкурсной документации, в пункте 2.1.13 проекта контракта сформулировано «по письменному обращению Заказчика осуществлять за счет собственных средств дополнительные мероприятия по оборудованию охраняемого объекта современными техническими средствами охраны, в том числе аппаратурой видеонаблюдения и контроля, средствами сигнализации, в том числе по дополнительному соглашению.» Далее в тексте конкурсной документации и в проекте договора не содержится ни одного разъяснения о том, в каком объеме, или какие предельные объемы подобных дополнительных мероприятий по дооборудованию современными техническими средствами охраны может запросить Заказчик, а между тем, данная формулировка может создать ситуацию «кабальных» договорных отношений (в ст. 179 ГК РФ сформулировано общее понятие таких отношений: кабальной считается сделка, которую одна сторона заключает на невыгодных условиях для себя, такое может произойти при стечении сложных обстоятельств, которыми воспользовался второй участник договора.)

Так как форма заявки участника, являющаяся неотъемлемой частью конкурсной документации, содержит формулировку «в случае, если наши предложения будут признаны лучшими, мы берем на себя обязательства подписать договора на условиях, указанных в нашей заявке и в конкурсной документации и представить все экземпляры договора в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сочинский государственный университет» в течении десяти дней с даты размещения в единой информационной системе (до ввода в эксплуатацию указанной системы - на официальном сайте) протокола рассмотрения и оценки на участие в конкурсе», потенциальные участники лишены возможности править и предлагать свои варианты формулировки проекта договора в случае выигрыша в конкурсе.

Заявитель в своей в жалобе указывает на то обстоятельство, что в разделе 2 конкурсной документации, в информационной карте, п. 2.1.3 содержится нестоимостной критерий «Наличие у руководителя и охранников охранной организации удостоверений частного охранника и личных карточек охранника», который должен быть подтвержден потенциальным участником копиями удостоверений частного охранника и личных карточек охранников.

Вместе с тем, в технической части документации содержится раздел «требования к охранникам», в рамках которого установлено требование о необходимости предоставления личных карточек охранника, выданных ЦЛРР ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю. Однако, в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487 - 1 (ред. от 03.07.2016) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной федеральным органном исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органном в порядке, установленном федеральным органном исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности». То есть личные карточки выдаются тем ЛРР ГУ МВД РФ, в котором находится учетное дело частной охранной организации.

Также Заявитель считает, что нарушено требование п. 2.2.4 Информационной карты конкурсной документации, а именно не стоимостной критерий, выполнению которого присваивается 20 балов - наличие офиса и дирекции охранной организации в Центральном районе г. Сочи.

В Положении о закупках товаров, работ, услуг для ФГБОУ ВО «СГУ» от 17.03.2014 г., утвержденном Заместителем министра образования и науки, в разделе 4, части 21 сказано, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо т организационно-правовой формы, формы собственности, место нахождения и места происхождения капитала...». Включив в текст конкурсной документации требования к офису в г. Сочи и личным карточкам охранников, Заказчик ограничил возможность участия в конкурсе частных охранным организациям, закрепленным в ЛPP МВД других регионов Российской Федерации.

       Также Заявитель указывает, что в п. 2.1.9. проекта договора, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, содержится положение, обязывающее Исполнителя «допускать к охране на постах Заказчика охранников, имеющих в наличии, у каждого из них, удостоверения частного охранника, продленного на следующие 5 (пять) лет» Таким образом, для договорных отношений, предполагается наличие в штате минимум 61 сотрудника (55 сотрудников на объектах охраны и по три сотрудника в двух бригадах ГНР), получившего удостоверение в 2016 году, либо осуществляющих продление в 2016 году, предположительно день в день к моменту подачи заявок. Тогда как 4 раздел Положения о закупках товаров, работ, услуг для ФГБОУ ВО «СГУ» содержит требования к участникам закупок, которые может устанавливать Заказчик при проведении закупок, среди которых «стандартные», основанные а действующем ФЗ № 223 и ФЗ № 44 (часть 22 Положения) и «дополнительные» (часть 23 Положения): «1) наличие финансовых, материальных средств, а так же иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора: 2) положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ, оказания услуг.» По мнению Заявителя данное требование также является еще одним косвенным признаком попытки Заказчика ограничить круг потенциальных клиентов.

Для заявителя остается неясным, каким образом Заказчик планирует оценивать участников, имеющих одну бригаду ГНР. Так в п. 2.2.3. Информационной карты содержится критерии оценки наличия ГНР: «отсутствие группы немедленного реагирования (ГНР) - 0 баллов, две и более группы немедленного реагирования (ГНР) - 20 баллов».

         Организатор торгов возражает на  доводы жалобы, считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.

Рассмотрение жалобы назначено на 21.11.2016 в 12-00.

Комиссия Краснодарского УФАС России, выслушав представителей сторон, изучив представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

В ходе рассмотрения жалобы Краснодарским УФАС России (вх. от 10.11.2016г) ФГБОУ ВО «СГУ» принято решение и внесены изменения в извещение и документацию конкурса, в том числе и в соответствии с запросом на разъяснения, что подтверждается извещением о проведении закупки (в редакции № 3 от 11.11.2016 г.). Так, пункт 2.1.13 части VI. «Проект договора» конкурсной документации на проведение конкурса на право заключить договор на оказание услуг по охране корпусов и территории университета в 2017 году исключен.

Согласно пп. 12, 13 п.10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон) документация о закупке должна содержать критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

С целью расширения возможностей участия юридических и физических лиц в данном конкурсе СГУ правомочно установлен показатель «Наличие у руководителя и охранников охранной организации удостоверений частного охранника и личных карточек охранника, соответствующих статьям 11.1 и 15.1 Закона РФ №2487-1 от 11.03.1992 г. «О частной детективной охранной деятельности», который подтверждается предоставлением участником копии удостоверений частного охранника и личных карточек охранников, соответствующих статьям 11.1 и 15.1 Закона РФ №2487-1 от 11.03.1992 г. «О частной детективной охранной деятельности». Заказчик не ограничивает участников в предоставлении документов, подтверждающих наличие личных карточек, выданных только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, но и его территориальным органом. Таким образом, при оценке заявок по вышеуказанному показателю критерия СГУ будут учитываться личные карточки охранников, выданные как федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, так и его территориальными органами. Законом установлено, что Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика (п. 2 ст. 2 Закона). В месте тем, п. 23 Положения о закупке товаров, работ, услуг СГУ (далее - Положение) предусмотрено право Заказчика предъявить иные дополнительные квалификационные требования в зависимости от предмета закупки, в том числе и наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора.

В связи с тем, что все объекты Заказчика, подлежащие охране, расположены в черте Центрального района г. Сочи, а именно: ул. Политехническая, 80; ул. Политехническая, 7; пер. Строительный, 10-а; ул. Чайковского, 43; ул. Чайковского, 45; ул. Пластунская, 94-а; ул. Пластунская, 94; ул. Советская, 26-а, СГУ установлен показатель «Наличие у участника, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании (наличие или отсутствие офиса и дирекции охранной организации в Центральном районе г. Сочи)».

Данный показатель является для Заказчика значимым и предусмотрен с целью сокращения временных затрат на оформление необходимой документации, разрешение возникающих вопросов и немедленного реагирования или необходимости усиление охраны на объекте в случае угрозы криминального характера, возникшей в отношении охраняемой собственности либо самих лиц (грабежи, разбои, нападения, кражи); действия террористического; экстремистского характера; в пожаре. Если объект наблюдения будет находиться в одном месте, а центр наблюдения в другом регионе, то качество охранных услуг ставится под сомнение и может реально привести к человеческим жертвам.

Комиссией установлено, что доводы заявителя о том, что отдельными положениями документации ограничивается круг лиц, имеющих возможность принять участие в закупке, является необоснованным, поскольку наличие офиса и дирекции охранной организации в Центральном районе г. Сочи является критерием оценки заявок, а не условием допуска к участию в закупке. Тем самым данные положения документации не нарушают права и законные интересы участников конкурса, поскольку к допущенным к участию в конкурсе лицам одинаково будет применен этот критерий. В соответствии с п. 71 Положения оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями.

Таким образом, установленные СГУ положения документации не ставят какого-либо участника конкурса в приоритетное положение, поскольку определение победителя осуществляется по нескольким критериям, в равной степени относящимся ко всем участникам конкурса; победителем конкурса становится наиболее конкурентоспособный хозяйствующий субъект.

В соответствии с решением в пункт 2.1.9 части VI. «Проект договора» конкурсной документации на проведение конкурса на право заключить договор на оказание услуг по охране корпусов и территории университета в 2017 году внесены изменения. Заказчиком утверждена следующая действующая редакция пункта 2.1.9 части VI. «Проект договора»: «2.1.9. Допускать к охране на постах Заказчика охранников имеющих в наличии, у каждого из них, действующих удостоверений частного охранника».

В соответствии с решением в пункт 2.2.3 части II. «Информационная карта конкурса» конкурсной документации на проведение конкурса на право заключить договор на оказание услуг по охране корпусов и территории университета в 2017 году внесены изменения.

Заказчиком утверждена следующая действующая редакция пункта 2.2.3 части И. «Информационная карта конкурса»: «Наличие групп немедленного реагирования (ГНР): отсутствие группы немедленного реагирования (ГНР) - 0 баллов, одна и более групп немедленного реагирования (ГНР) - 20 баллов».

Комиссией по делу № 342-Т/2016 помимо вышеизложенного установлено, что срок приема заявок продолжается до 28.11.2016, потенциальные Заявители могут подать заявки с учетом изменений, внесенных в документацию.

       На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

     РЕШИЛА:

 

    Признать жалобу ООО ЧОП «СКБ-Югра» на действия Федерального государственного бюджетного учреждение высшего образования «Сочинский государственный университет»  при проведении открытого конкурса на оказание услуг по охране корпусов и территорий университета в 2017 году (извещение № 31604262964 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), необоснованной.  

         

 

 

Заместитель председателя Комиссии:                            Е.В. Крамаренко

 

 

         Члены Комиссии:                                                             Н.В. Левит

                                                                                           О.И. Тимофеенко

                                                                                            Е.И. Азарова

                                                                                           О.А. Сафронова

                                                                                                      А.А. Оберемок

Связанные организации

Связанные организации не указаны