Решение б/н РЕШЕНИЕ № 345/2015 от 18 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаявителю: АО фирма «Агрокомплекс»
им. Н.И. Ткачева
__________________________
353100, ст. Выселки,
ул. Степная, 1
Ответчику: АО «НЭСК-электросети»
__________________________
ул. Северная, 247
г. Краснодар, 350049
Заинтересованному лицу: ПАО «Кубаньэнерго»
______________________
350000, г. Краснодар,
ул. Ставропольская, 2 А
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар
Резолютивная часть решения объявлена 09.12.2015
Полный текст решения изготовлен 16.12.2015
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
Члены комиссии:
Тарасова С.П. – главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи,
Цуканов-Лубяницкий Г.В. – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 345/2015 по признакам нарушения АО «НЭСК – электросети» (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА
В Краснодарское УФАС России поступило обращение АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева (353100, ст. Выселки, ул. Степная, 1) (далее - Заявитель) на действия (бездействие) АО «НЭСК-электросети» (далее - Сетевая организация), выразившиеся в уклонении от переоформления технической документации на объекты электросетевого хозяйства ООО «Краснодарская птицефабрика», расположенные по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, п. Зональный, почтовое отделение № 60, а также в отказе в подтверждении существующей мощности на Объектах, в связи со сменой собственника.
На основании договора купли-продажи от 14.04.2015 № 1, заключенного с ООО «Краснодарская птицефабрика», АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева является собственником имущества согласно Приложению № 1 к Договору, в том числе объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории птицефабрики.
30.04.2015 АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева обратилось в адрес АО «НЭСК-электросети» с соответствующим заявлением (вх. АО «НЭСК-электросети» № 0287 ССЮ) на переоформление технической документации на объекты электросетевого хозяйства, расположенные на территории птицефабрики, а также подтверждение разрешенной мощности.
Письмом от 30.06.2015 № 20НС-7/938/4031 АО «НЭСК-электросети» сообщило Заявителю, что оформление технической документации будет возможно только после получения от ПАО «Кубаньэнерго» сведений о величине максимальной разрешенной мощности в разрезе присоединений от ПС 110 кВ ПТФ и ПС 110 кВ Лорис.
На дату обращения Заявителя в антимонопольный орган, а также возбуждения дела, документов о переоформлении технической документации на объекты электросетевого хозяйства, расположенные на территории птицефабрики, а также подтверждение существующей мощности, в адрес АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева не представлено.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче эл. энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
АО «НЭСК-электросети» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
АО «НЭСК-электросети» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного в действиях АО «НЭСК-электросети» установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом от 01.10.2015 № 488 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении АО «НЭСК-электросети» возбуждено дело № 345/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением о назначении дела № 345/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 14.10.2015, назначена дата рассмотрения дела – 03.12.2015.
03.12.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель АО «НЭСК-электросети» - <…> (доверенность <…>); представитель АО «НЭСК-электросети» - <…> (доверенность <…>); представитель АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева – <…> (доверенность от <…>); представитель АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева – <…> (доверенность от <…>).
03.12.2015 на заседании Комиссии объявлен перерыв до 09.12.2015, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу № 345/2015.
09.12.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель АО «НЭСК-электросети» - <…> (доверенность от <…>); представитель АО «НЭСК-электросети» - <…> (доверенность <…>); представитель АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева – <…> (доверенность от <…>); представитель АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева – <…> (доверенность от <…>).
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 345/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.
На основании договора купли-продажи от 14.04.2015 № 1, заключенного с ООО «Краснодарская птицефабрика», АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева является собственником имущества согласно Приложению № 1 к Договору, в том числе объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории птицефабрики.
Объекты электросетевого хозяйства, расположенные на территории птицефабрики имеют технологическое присоединение от объектов электросетевого хозяйства АО «НЭСК-электросети» - ВЛ-10 кВ от ПС «Лорис» 110/35/10 кВ пр. Л-5, пр. Л-6, пр. Л-7, согласно представленному Акту разграничения балансовой принадлежности и границ эксплуатационной ответственности за состояние электроустановок от 16.04.1981 г.
30.04.2015 АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева обратилось в адрес АО «НЭСК-электросети» с соответствующим заявлением (вх. АО «НЭСК-электросети» № 0287 ССЮ) на переоформление технической документации на объекты электросетевого хозяйства, расположенные на территории птицефабрики, а именно: выдать акт разграничения балансовой принадлежности на нового собственника и технические требования на подтверждение нагрузки.
Письмом от 30.06.2015 № 20НС-7/938/4031 АО «НЭСК-электросети» сообщило Заявителю, что оформление технической документации будет возможно только после получения от ПАО «Кубаньэнерго» сведений о величине максимальной разрешенной мощности в разрезе присоединений от ПС 110 кВ ПТФ и ПС 110 кВ Лорис.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 57 Правил № 861, восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (далее - заявление о переоформлении документов).
Согласно п. 69 Правил № 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 настоящих Правил), сетевая организация не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении.
При отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами "в", "г" и "е" пункта 62 настоящих Правил, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий):
а) в случае если технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения и иные документы о технологическом присоединении в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.
Условия технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в новых технических условиях и иных документах о технологическом присоединении должны быть идентичны условиям, указанным в ранее выданных документах о технологическом присоединении (п. 75 Правил № 861).
Таким образом, в установленные Правилами № 861 сроки, Сетевая организация не исполнила обязательства по переоформлению технической документации объекты электросетевого хозяйства, расположенные на территории птицефабрики.
На основании вышеизложенного, в действиях АО «НЭСК-электросети» установлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося ущемлении интересов АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева путем нарушения сроков переоформления технической документации на объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: г. Краснодар, п. Зональный, почтовое отделение № 60, согласно заявлению АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева от 30.04.2015 № 0287ССЮ, предусмотренных разделом VIII Правил технологического присоединения № 861.
В ходе рассмотрения дела 345/2015 АО «НЭСК-электросети» представлены материалы, подтверждающие исполнение обязательств со стороны АО «НЭСК-электросети» путем направления в адрес АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева письмом от 03.12.2015 № 20НС-7/2039/8922 согласованных и подписанных со стороны АО «НЭСК-электросети» документов, запрошенных Заявителем в заявлении от 30.04.2015 № 0287ССЮ, а именно: акт разграничения балансовой принадлежности сторон от 02.12.2015 № 0492-Б-СЮЛ и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 02.12.2015 № 0492-Э-СЮЛ, технические требования, с указанием существующей нагрузки.
Данные обстоятельства рассмотрены Комиссией по делу № 345/2015 и действия Сетевой организации свидетельствуют о добровольном устранении нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В свою очередь, на заседании Комиссии по делу, Заявителем выражено несогласие с действиями АО «НЭСК-электросети» по определению в согласованных и подписанных со стороны АО «НЭСК-электросети» актах разграничения балансовой принадлежности сторон от 02.12.2015 № 0492-Б-СЮЛ и разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 02.12.2015 № 0492-Э-СЮЛ, нагрузки в объеме 1075 кВт.
Согласно требованиям статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ, отношения, возникающие при осуществлении права собственности, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения регулируются гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 5 Постановления пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства», антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.
Так в частности, возникший спор между АО «НЭСК-электросети» и АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева по вопросу определения существующей мощности (нагрузки) на объектах электросетевого хозяйства, расположенных по адресу: г. Краснодар, п. Зональный, почтовое отделение № 60, является гражданско-правовым и не подпадает под регулирование норм антимонопольного законодательства.
Указанный спор, в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит разрешению в судебном порядке.
Таким образом, в действиях АО «НЭСК-электросети», связанных с определением мощности на объектах электросетевого хозяйства, расположенных по адресу: г. Краснодар, п. Зональный, почтовое отделение № 60, не установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
- Признать в действиях АО «НЭСК-электросети» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева путем нарушения сроков переоформления технической документации на объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: г. Краснодар, п. Зональный, почтовое отделение № 60, согласно заявлению АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева от 30.04.2015 № 0287ССЮ, предусмотренных разделом VIII Правил технологического присоединения № 861.
- Предписание в части невыдачи технической документации на объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: г. Краснодар, п. Зональный, почтовое отделение № 6, не выдавать, ввиду направления АО «НЭСК-электросети» в адрес АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева технических документов, согласно заявлению АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева от 30.04.2015 № 0287ССЮ.
- Прекратить рассмотрение дела № 345/2015, в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых действиях АО «НЭСК-электросети», в части определения мощности на объектах электросетевого хозяйства, расположенных по адресу: г. Краснодар, п. Зональный, почтовое отделение № 60, в размере 1075 кВт.
- Передать материалы дела № 345/2015 по факту нарушения АО «НЭСК-электросети» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии С.П. Тарасова
Г.В. Цуканов-Лубяницкий