Решение б/н РЕШЕНИЕ № 352-Т/2016 по результатам рассмотрения жалобы на ... от 6 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                            Организатор торгов:

 

ПАО «Кубаньэнерго»

___________________________

ул. Ставропольская, 2,

г.  Краснодар, 350033

 

 

Заявитель:

ООО «Красноярск Гео Изыскания»

О.Отдыха,10,к.211 ,

г.Красноярск,660093

 

 

 

                                                  

РЕШЕНИЕ № 352-Т/2016

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

01 декабря 2016 г.                                                                                    г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председатель Комиссии: 

Крамаренко Е.В. – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:

Левит Н.В.- заместитель начальника отдела контроля органов власти;

Тимофеенко О.И. –  главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

          Азарова Е.И – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

          Оберемок А.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 рассмотрев жалобу ООО «КрасноярскГеоИзыскания» (далее – Заявитель), на действия организатора торгов – ПАО «Кубаньэнерго» (далее - Заказчик, Организатор торгов)  при проведении открытого запроса предложений   на право заключения  договора на оказание услуг по проведению кадастровых работ  по уточнению границ объектов и земельных участков под ними, внесению изменений в сведения ГКН и ЕГРП об объектах и земельных участках под ними,   а также внесению  изменений  в сведения ГКН  о границах охранных зон  объектов ( извещение №31604291247  размещено на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

 

 

  в присутствии представителя Организатора торгов  ПАО «Кубаньэнерго» – З. Д.Л. (доверенность №119/10-2785  от 22.12.2015 г.), Ш. В.А. (доверенность №119/10-2500 от 15.10.2015 ) в   отсутствие надлежащим образом уведомленного  Заявителя ООО «КрасноярскГеоИзыскания»,

 

УСТАНОВИЛА:

   Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ООО «КрасноярскГеоИзыскания», на действия организатора торгов – ПАО «Кубаньэнерго» при проведении при проведении открытого запроса предложений   на право заключения  договора на оказание услуг по проведению кадастровых работ  по уточнению границ объектов и земельных участков под ними, внесению изменений в сведения ГКН и ЕГРП об объектах и земельных участках под ними,   а также внесению  изменений  в сведения ГКН  о границах охранных зон  объектов ( извещение №31604291247  размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).

         Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

         Рассмотрение жалобы назначено на 23.11.2016 на 12-00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

        С учетом положений части 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия приняла решение о переносе рассмотрения жалобы на 01.12.2016 года в 11-00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

         Заявитель жалобы указывает, что  в перечне видов работ, предусмотренных Техническим заданием к Документации открытого запроса предложений отсутствуют виды работ, для выполнения которых, в соответствии с законодательством РФ требуется наличие допуска к государственной тайне. Также из разъяснения Организатора - ПАО «Кубаньэнерго», для осуществления пересчета координат в местную систему, специалисты должны иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, по третьей форме. Однако Документацией о закупке установлено требование именно о наличии лицензии на выполнение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Вместе с тем, указанные документы: лицензия на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и допуск к сведениям, составляющим государственную тайну не являются одинаковыми. Нормативными актами, регламентирован различный порядок получения указанных документов, круг субъектов, имеющих право, на их получение, определен различный объем правомочий, предоставляемых допуском и лицензией. В связи с чем, требование о предоставлении участниками закупки лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну является необоснованным.

        Организатор торгов возражает против доводов Заявителя, считает  свои действия по проведению закупки обоснованными.

         Комиссия Краснодарского УФАС России  по делу №328-Т/2016, изучив доводы Заявителя и Организатора торгов, а также представленные  документы и сведения,  в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

         03 ноября 2016 года ПАО "Кубаньэнерго" (далее - Заказчик, Организатор закупки) на сайте www.zakupki.gov.ru ( извещение №31604291247 )  разместило         извещение о проведении открытого запроса предложений   на право заключения  договора на оказание услуг по проведению кадастровых работ  по уточнению границ объектов и земельных участков под ними, внесению изменений в сведения ГКН и ЕГРП об объектах и земельных участках под ними,   а также внесению  изменений  в сведения ГКН  о границах охранных зон  объектов .

         Дата и время окончания подачи заявок - 21.11.2016.

         Дата и время рассмотрения заявок - 27.12.2016.17-00.

        Дата и время подведения  итогов (по местному времени) 30.12.2016 17-00.

        ООО «КрасноярскГеоИзыскания» не приняло участие в данной закупочной процедуре.

        Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений, порядок отнесения сведений к государственной тайне, порядок засекречивания самих сведений и их носителей, и связанные с этим прочие вопросы определены положениями Закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5485-1 «О государственной тайне».

       Определение перечня сведений, составляющих государственную тайну, имеет существенное практическое значение, и основываются на:

- разделе II и III Закона «О государственной тайне»;

-Указе Президента РФ от 30.11.1995 года №1203, утвердившем Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

-Постановлении Правительства РФ от 04.09.1995 № 870, утвердившем  Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности;

- развернутых ведомственных Перечнях сведений, подлежащих засекречиванию;

- правоприменительной практике уполномоченных органов, подразделений и должностных лиц по засекречиванию конкретных сведений и их носителей.

     Так, в соответствии с п. 60 перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждённых Указом Президента РФ от 30.11.1995 №1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», геопространственные сведения по территории Российской Федерации, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, имеющие важное оборонное или экономическое значение, относятся к государственной тайне.

      Развернутые ведомственные Перечни сведений, подлежащих засекречиванию, представляют собой нормативные документы, в которых сведения категорируются и определяется степень секретности, и в основной массе такие перечни сами по себе являются секретными. В области геодезии и картографии на

сегодняшний день действует Развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России,

утверждённый Роскартографией 30.04.1991 (Приложение 2 к письму Государственного таможенного комитета России от 11.08.1997 № 01-15/15278 и

Приложение 1 к письму Роскартографии от 25.03.1996 №3-02-670).

    Согласно Развернутому перечню сведений следующей информации присвоен статус:

- Топографические планы и основы, специальные карты и планы, фотопланы масштабов 1:50000 и крупнее в местных системах координат на участки местности площадью, превышающей 75 кв.км на незастроенные и малозастроенные территории и свыше 25 кв.км на города и поселки городского типа, а также указанные материалы на узкие полосы трасс, независимо от их протяженности, расположенные за пределами режимных объектов, городов и поселков городского типа:

шириной более 1 км масштаба 1:10000 и крупнее,

шириной более 3 км масштаба 1:25000,

шириной более 4 км масштаба 1:50000 - секретно;

- Каталоги и списки координат геодезических пунктов и географических объектов в местных системах координат и системе координат 1963 года, составленные на участки местности, превышающие территорию одного административного района субъекта Российской Федерации или площадью свыше 5000 кв.км. - секретно.

      Неисполнение юридическим или физическим лицом требований действующего законодательства в области охраны государственной тайны и использования сведений ограниченного использования влекут уголовную и административную ответственность такого лица.

     При этом необходимо отметить, что в случае выполнения работ организацией, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, с которым заключен

соответствующий договор, указанных выше работ при отсутствии лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, может возникнуть необходимость доступа к таким сведениям. Это повлечет приостановление выполнения кадастровых и землеустроительных работ, работ по

внесению изменений в правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, установление охранных зон объектов электросетевого хозяйства ПАО

«Кубаньэнерго» и внесение сведений о них в ГКН на срок до получения исполнителем лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

     Заметим, что получение указанной лицензии с выполнением проверочных мероприятий ФСБ занимает значительное время, а также не гарантирует положительное заключение по итогам проведения проверочных мероприятий.

     В связи с изложенным, а также во избежание возможных экономических                                                                                       потерь

при необходимости проведения повторных закупочных процедур в случае не получения подрядчиком лицензии на работу со сведениями, составляющими  государственную тайну и расторжения договоров ввиду невозможности продолжения выполнения работ, ПАО «Кубаньэнерго» было установлено требование о наличии у Участников открытых запросов предложений лицензий на работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

      Кроме того, работы предусматривают выполнение работ по уточнению границ  земельных участков и подготовку межевых планов. Согласно п. 67 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации №412 от 28.11.2008, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ. При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. Указанные документы относятся к сведениям, составляющим государственную тайну и имеющим гриф «секретно».

     Таким образом, поскольку техническим заданием предусмотрено выполнение геодезической съёмки, а также существует вероятность необходимости доступа к сведениям, составляющим в силу закона государственную тайну, ПАО «Кубаньэнерго» должно было установить требование в документации о наличии у участников закупки (как потенциальных исполнителей работ) лицензии на осуществление работ, составляющих государственную тайну. Аналогичная позиция изложена в Решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 02.07.2015 года № 129-кз/2015.

      Отметим, что п. 3.1.2 Технического задания (Бужора) предусмотрено изучение информации о земельных участках и о территории их расположения на основе сведений государственного кадастра недвижимости, землеустроительной, лесоустроительной и градостроительной документаций. Материалы лесоустроительной документации, а также необходимость выполнения работ в отношении лесных участков и подготовки проекта освоения лесов также включают в себя необходимость выполнения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

      В соответствии с п.60 Приложения к Приказу Минэкономразвития России от 25.07.2014 № 456-дсп сведения, содержащиеся на топографических картах, топографических планах, масштабов 1:50000 и крупнее, том числе в соответствии

с п.п.3.4.9.4. количественная и качественная характеристика лесов (за исключением породы деревьев), ширина просек относятся к сведениям, составляющим государственную тайну.

       Следовательно, заказчик, установив в документации об открытом запросе предложений требования к участникам закупки о наличии лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не допустил нарушение законодательства. Аналогичная позиция изложена в Решении Приморского УФАС от 10.04.2016 года по делу № 235/04-2016.

В соответствии со ст. 27 Закона «О государственной тайне» допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну..., осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.

Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий:

  •  выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
  •  наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
  •  наличие у них сертифицированных средств защиты информации.

Конкретизация порядка лицензирования указанной деятельности определяется Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны», нормы которого распространяются на предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы.

Согласно п.1 Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации, утвержденного Приказом ФСБ РФ от 27.02.2009 №75, исполнение государственной функции по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, возложено на Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Закона «О государственной тайне», Указом Президента РФ от 30.11.1995 №1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (далее - Указ №1203).

Указом №1203 Минэнерго России наделено полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне. К данным сведениям относятся в том числе сведения о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности, обеспечении безопасности или эксплуатации режимных объектов, о выборе, отводе земельных участков, для строительства или эксплуатации указанных объектов, о планируемых или проводимых изыскательских, проектных, строительно - монтажных и иных работах...

Из системного анализа приведенных норм следует, что ОАО «Кубаньэнерго» обязано исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне, в частности не допускать разглашения сведений, засекреченных Министерством энергетики Российской Федерации.

По информации Организатора торгов на балансе ОАО «Кубаньэнерго» состоит более 4 000 трансформаторных подстанций, общая протяженность сетей составляет более 90 000 километров. При этом часть объектов электросетевого хозяйства ОАО «Кубаньэнерго», имеет военное назначение, является режимными объектами и входит в мобилизационный резерв.

Как пояснили на заседании Комиссии представители Организатора торгов, подрядная организация при проведении работ по установлению охранных зон энергообъектов, принадлежащих ОАО «Кубаньэнерго», с большой долей вероятности должна будет использовать в своей деятельности сведения, отнесенные к государственной тайне, что в отсутствие специального допуска (лицензии), полученного в установленном порядке, с обязательным проведением проверочных мероприятий УФСБ РФ недопустимо.

Кроме того, нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 не содержат запрета на установление требования о наличии у участников размещения заказа лицензии на право осуществления деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Следовательно, установление в конкурсной документации требования о наличии указанной выше лицензии соответствует закону, а отсутствие у организации, подавшей конкурсную заявку, указанной лицензии является основанием для отказа в допуске ее к участию в конкурсе.

Вместе с тем, требования Организатора торгов о наличии у Участника ОКП «допуска к государственной тайне по 3-й форме, полученной в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 №631, с обязательным проведением проверочных мероприятий УФСБ РФ», а не лицензии, исключает возможность участия в торгах юридических лиц, так как согласно статье 17 Закона «О государственной тайне» передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

Таким образом, при установлении Организатором торгов указанного требования, Участники – юридические лица, даже при наличии соответствующей лицензии, не должны быть допущены к участию в данных ОКП, в связи с несоответствием требованиям Документации к участникам закупки.

09.11.2016 Организатором торгов опубликованы разъяснения на  запрос предложений №732629 от 07.11.2106, направленный Заявителем  «при определении местоположения объектов (BJI 110 кВ) используется система координат WGS-84, являющаяся секретной (п.3.4.6. Перечня сведений, подлежащих засекречиванию в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 17 марта 2008г. № 01 в редакции приказа Минэкономразвития России от 02.09.2011 № 444-дсп). Для пересчёта координат в местную систему, в которой работает филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, специалисты должны иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, по третьей форме».

     В то же время в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

     Комиссией по делу №352-Т/2016 не установлено  нарушений порядка размещения информации о проведении торгов, а также порядка подачи заявок на участие в торгах.

       На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «КрасноярскГеоИзыскания», на действия организатора торгов – ПАО «Кубаньэнерго»  при проведении при проведении открытого запроса предложений   на право заключения  договора на оказание услуг по проведению кадастровых работ  по уточнению границ объектов и земельных участков под ними, внесению изменений в сведения ГКН и ЕГРП об объектах и земельных участках под ними,   а также внесению  изменений  в сведения ГКН  о границах охранных зон  объектов ( извещение №31604291247  размещено на сайте www.zakupki.gov.ru), необоснованной.

 

    Заместитель председателя Комиссии:                                 Е.В. Крамаренко

    Члены Комиссии:                                                                 Н.В.Левит

                                                                                                                            О.И.Тимофеенко

                                                                                                      Е.И.Азарова

                                                                                                      А.А.Оберемок

    

 

 

        Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны