Решение б/н . от 27 февраля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
г. Краснодар
Резолютивная часть решения объявлена 27.02.2020 г.
Полный текст решения изготовлен 27.02.2020 г.
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Войченко Е.Г. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
члены комиссии:
Москаленко Г.В. – заместитель начальника отдела контроля в ТЭК и связи;
Коробкина О.Р. – главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи,
рассмотрев дело № 128/2019 по признакам нарушения АО «Краснодаргоргаз» (350007, г. Краснодар, ул. Индустриальная, 68) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие надлежащим образом уведомленного АО «Краснодаргоргаз», а также РЭК-ДЦиТ КК,
УСТАНОВИЛА:
В начала 2019 года в адрес Краснодарского УФАС России стали массово поступать обращения жителей г. Краснодара на действия АО «Краснодаргоргаз» выразившиеся в необоснованном направлении в адрес жителей г. Краснодара оферт на заключение договоров на техническое обслуживание внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования, содержащих понуждением по оплате стоимости услуги по техническому обслуживанию газового оборудования, а также стоимости этих услуг.
В связи с чем, в действиях АО «Крснодаргоргаз» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов неопределенного круга потребителей МО г. Краснодар путем в необоснованного направления в адрес жителей г. Краснодара оферт на заключение договоров на ТО ВДГО, а также понуждением по оплате до 01.04.2019, стоимости услуги по ТО ВДГО, а также необоснованного установления на 2019 платы за техническое обслуживание газового оборудования.
АО «Краснодаргоргаз» является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировки природного газа по трубопроводам.
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 128/2019 доказательства, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.
В начала 2019 года в адрес Краснодарского УФАС России стали массово поступать обращения жителей г. Краснодара на действия АО «Краснодаргоргаз» выразившиеся в необоснованном направлении в адрес жителей г. Краснодара оферт на заключение договоров на техническое обслуживание внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования, содержащих понуждением по оплате стоимости услуги по техническому обслуживанию газового оборудования, а также стоимости этих услуг.
К рассмотрению дела Краснодарским УФАС России была привлечена Региональная энергетическая комиссия – Департамент цен и Тарифов Краснодарского края.
С учетом полученных в материалы дела доказательств, Комиссией установлено следующее.
Согласно нормам действующего законодательства, обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования (далее – ВДГО), возложена на потребителя.
Затраты на содержание и ремонт ВДГО не входят в структуру розничных цен на газ.
Согласно нормам действующего законодательства, обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации ВДГО возложена на потребителя.
Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания ВДГО установлен Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при пользовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее - Правила содержания ВДГО).
Правилами содержания ВДГО, в том числе, определено, что стоимость технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования определяется специализированной организацией в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми ФАС России.
Указанным нормативным актом определен минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию ВДГО и (или) ВКГО.
В соответствии с п. 57 Правил № 410 оплата работ по ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется заказчиком по ценам, установленным исполнителем и действующим на дату поступления от заказчика соответствующей заявки на проведение ремонта.
Оплата работ по ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется заказчиком в срок, предусмотренный договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а если такой срок этим договором не установлен, не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выполнены работы (оказаны услуги).
Оплата выполненных работ (оказанных услуг) по техническому обслуживанию внутридомового и (внутриквартирного) газового оборудования осуществляется заказчиком, в том чисел в виде абонентской платы в срок, предусмотренный договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а если такой срок указанным договором не установлен, не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выполнены работы(оказаны услуги).
Исходя из требований п. 16 Правил № 420, техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового или (внутриквартирного) газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
При этом, для оказания стоимости услуг по техническому обсулживанию внутридомового или внутриквартирного газового оборудования потребитель справе самостоятельно выбирать специализированную организацию, стоимость услуг которой определяется на основании договорных отношений.
При оценке действий АО «Краснодаргоргаз» по установлению цены на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования Комиссией установлено следующее.
Вышеуказанные Методические рекомендации в настоящее время ФАС России не утверждены, при этом имеют место утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 27.12.2013 № 269-э/8 Методические рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее - Методические рекомендации), которые не были опубликованы.
Таким образом, стоимость услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО не подлежит государственному регулированию и, по мнению РЭК- департамента, должна определяется специализированной организацией самостоятельно в соответствии с вышеуказанными Методическими рекомендациями, утвержденными ФСТ России.
Согласно информации АО «Краснодаргоргаз» от 05.09.2019 № 02.1/5478 (копия прилагается), при разработке Прейскуранта на оказание услуг АО «Краснодаргоргаз» по техническому обслуживанию внутри- домового газового оборудования от 13.02.2019 (далее - Прейскурант от 13.02.2019) общество руководствовалось пунктом 40 Правил содержания ВДГО, в соответствии с которым цена определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитанных согласно Методическим рекомендациям.
Однако, исходя из представленных обосновывающих материалов, РЭК - департаментом установлено, что АО «Краснодаргоргаз» расчет цен на услуги по техническому обслуживанию ВДГО, указанные в Прейскуранте от 13.02.2019, осуществлён на основании положений «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», утвержденного приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 № 35 (далее - Примерный прейскурант).
Применение указанного «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем», утвержденного приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 № 35 не соответствует требованиям п. 40 Правил № 410.
Необходимо отметить, что методология расчёта цен, предусмотренная Примерным прейскурантом, значительно отличается от методологии расчёта цен на услуги по техническому обслуживанию ВДГО, используемой в Методических рекомендациях.
Так, имеет место различие в квалификационном составе исполнителей работ, трудоемкости выполнения работ, учёте расходов, связанных с выходом (выездом) на объект, порядке определения расчетного коэффициент накладных расходов.
Обращаем особое внимание на то, что положениями Примерного прейскуранта предусмотрено при расчёте коэффициента накладных расходов учитывать косвенные расходы, учитываемые при выполнении всех видов прочих услуг газового хозяйства (предпроектные и проектные работы, строительно-монтажные, пусконаладочные, выполняемые в специализированной мастерской ГРО по изготовлению или ремонту деталей, запасных частей, ремонту газового оборудования, измерительных приборов и средств автоматики и другие виды услуг.
В соответствии с Методическими рекомендациями, коэффициент прочих затрат определяется исходя из прочих расходов, относимых только на услуги по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
В связи с тем, что расчёт цен, установленных Прейскурантом от 13.02.2019, осуществлён АО «Краснодаргоргаз» на базе Примерного прейскуранта, то РЭК - департамент при анализе обоснованности уровня цен руководствовался методикой расчёта цен, установленной Примерным прейскурантом.
В ходе проведённого РЭК - департаментом анализа, установлено, что АО «Краснодаргоргаз» стоимость услуг на техническое обслуживание ВДГО не пересматривало с 01.01.2016.
При расчёте цен, указанных в Прейскуранте от 13.02.2019, нормативы времени и состав исполнителей услуг учтены в соответствии с Примерным прейскурантом.
По позициям, не предусмотренным Примерным прейскурантом, нормативы времени и состав исполнителей услуг учтены на основании Хронометража работ на услуги по техническому обслуживанию и ремонтным работам газового оборудования жилых домов, предприятий, организаций и учреждений, утвержденного главным инженером АО «Краснодаргоргаз» (далее - Хронометраж).
В расчёте цен АО «Краснодаргоргаз» применён коэффициент накладных расходов в размере - 3,508.
Размер коэффициента накладных расходов, рассчитанный АО «Краснодаргоргаз», завышен, так как при его расчёте необоснованно учтены расходы, которые в соответствии с пунктом 7 Примерного прейскуранта должны оплачиваться заказчиком дополнительно по действующим розничным (договорным) ценам или по цене изготовления в специализированной мастерской предприятия.
Так, по данным РЭК - департамента АО «Краснодаргоргаз» при расчёте коэффициента накладных расходов необоснованно учтены затраты в размере - 20 096,08 тыс. руб., в том числе на материалы - 5 256,22 тыс. руб., на оплату услуг по изготовлению топографической съемки - 1 247,34 тыс. руб., на оплату субподрядных работ - 13 592,52 тыс. руб.
По результатам проведённых РЭК - департаментом расчётов, экономически обоснованный коэффициент накладных расходов определён в размере - 3,06.
Снижение коэффициента накладных расходов приведет к уменьшению размеров цен на техническое обслуживание ВДГО, установленных Прейскурантом от 13.02.2019, на 16,4 %. Расчёт цен, выполненный РЭК - департаментом, прилагается.
Кроме того, установлено, что АО «Краснодаргоргаз» при расчёте цены на услугу по обслуживанию газопроводов к импортным котлам мощностью от 50 до 100 квт/час, применена завышенная трудоемкость. Так, вместо предусмотренного Хронометражем норматива времени - 0,3 человеко-часа, АО «Краснодаргоргаз» трудоемкость учтена в размере - 0,5 человеко-часа, что привело к завышению цены по данной позиции Прейскуранта от 13.02.2019 на 49,8 %.
АО «Краснодаргоргаз» письмом от 30.09.2019 № 02.1/6067 (копия прилагается) представило в адрес РЭК - департамента дополнительные материалы по расчету цен на техническое обслуживание ВДГО, выполненные в соответствии с Методическими рекомендациями.
Согласно вышеуказанному расчёту АО «Краснодаргоргаз», размеры цен на услуги по техническому обслуживанию ВДГО, выполненные на базе Методических рекомендаций, значительно превышают уровни цен, установленные Прейскурантом от 13.02.2019.
По результатам анализа представленных дополнительных материалов, РЭК - департаментом установлено, что расчёт цен на техническое обслуживание ВДГО осуществлён в соответствии с методологией, предусмотренной Методическими рекомендациями.
Однако, РЭК - департаментом выявлено завышение размера коэффициента отнесения прочих затрат (Кпр), рассчитанного АО «Краснодаргоргаз».
По данным АО «Краснодаргоргаз» на 2019 год размер Кпр составил - 0,5557, по расчётам РЭК - департамента размер Кпр на 2019 год составляет - 0,5149. При этом из состава общей суммы прочих затрат (соответствующих общепроизводственных и общехозяйственных затрат) РЭК - департаментом исключены расходы в размере - 744,5 тыс. руб. (приложение 2).
При расчёте цен на услуги газового хозяйства на 2019 год, осуществлённом в соответствии с Методическими рекомендациями, АО «Краснодаргоргаз» применен расчетный плановый уровень рентабельности в размере 10,0 %.
По результатам анализа расчета цен на техническое обслуживание ВДГО, выполненного АО «Краснодаргоргаз» в соответствии с Методическими рекомендациями, РЭК - департаментом установлено завышение размеров цен на 2,8 %.
Согласно требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В свою очередь необходимо отметить, что рынок услуг по ТО ВДГО на территории МО г. Краснодар является конкурентным. Данную услугу оказывает в том числе АО «Газпром газораспределение Краснодар».
Более того, Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что техническое обслуживание на территории Краснодарского края услуги по техническому обслуживанию газового оборудования могут оказывать любая специализированная организация, соответствующая требованиям п. 91-96 Правил № 410 и включенная в реестр организаций, контроль за которым осуществляется Государственной жилищной инспекцией по Краснодарскому краю.
На основании вышеизложенного, в действиях АО «Краснодаргоргаз, Комиссия не установила нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях АО «Краснодаргоргаз» ущемления интересов неоправленного круга потребителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, п.1 ч.1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела № 128/2019 в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях АО «Краснодаргоргаз» нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», приводящего к ущемлению интересов АО «Краснодаргоргаз».
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Председатель комиссии Е.Г. Войченко
Члены комиссии Г.В. Москаленко
О.Р. Коробкина