Решение №ГС/25695/23 РЕШЕНИЕ № 023/07/3-4191/2023 по результатам рассмотрения жал... от 1 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Заявитель:

ООО «Стат-Сервис»

__________________________________

350012, Краснодарский край,

г. Краснодар, а/я 4668

catservice@mail.ru, s.ferber@mail.ru

 

Заказчик:

ООО «Газпром трансгаз Краснодар»

__________________________________

350051, Краснодарский край,

г. Краснодар, ул. им. Дзержинского,

д. 36

adm@tgk.gazprom.ru

 

Организатор торгов:

АО «Газпром закупки»

__________________________________

191028, г. Санкт-Петербург,

ул. Фурштатская, д. 10, лит. б

post@tender.gazprom.ru

 

Торговая площадка:

ООО «ЭТП ГПБ»

__________________________________

117342, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая,

д. 40, подвал, пом. I, ком. 25

regulator@etpgpb.ru

 

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-4191/2023
по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

28 августа 2023г. г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

при участии путем системы ВКС представителя ООО «Стат-Сервис» (далее – Заявитель) по доверенности от 24.08.2023г. № 9, представителей АО «Газпром закупки» (далее — Организатор торгов) по доверенности от 30.01.2023г. № 3/ДВ, рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и тукущему ремонту импортной дорожной-строительной специальной техники для нужд ООО «Газпром транс газ Краснодар» на 2024-2026гг. (извещение № 32312602560 опубликовано на сайте www.etpgaz.gazprombank.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и тукущему ремонту импортной дорожной-строительной специальной техники для нужд ООО «Газпром транс газ Краснодар» на 2024-2026г. (извещение № 32312602560 опубликовано на сайте www.etpgaz.gazprombank.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 28.08.2023г. в 14:30.

Заявитель считает, что Организатор торгов нарушил порядок проведения закупочной процедуры, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия по делу № 023/07/3-4191/2023, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» (далее – Положение), утвержденное решенем Совета директоров ПАО «Газпром» от 19.10.2018г. № 3168.

20.07.2023г. Организатор торгов разместил на сайте www.etpgaz.gazprombank.ru извещение № 32312602560 о проведении маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и тукущему ремонту импортной дорожной-строительной специальной техники для нужд ООО «Газпром транс газ Краснодар» на 2024-2026гг.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Организатор торгов допущены нарушения при проведении процедуры оценки заявок участников по нестоимостным критериям.

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования о закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 3.2. статьи 3 Закона о закупках, 3.2. неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно пункту 1.2.35. Положения, маркетинговые исследования – способ неконкурентной закупки, при котором Заказчик выбирает наиболее выгодные для себя условия исполнения договора из числа предложенных участниками закупки в соответствии с документацией о маркетинговых исследованиях в электронной форме (запросом о возможности осуществить поставку товаров (выполнить работы, оказать услуги), заказом, направляемым потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) путем размещения в специализированных информационных системах или на Интернет-платформах).

Согласно протоколу подведения итогов от 09.08.2023г., на участие в маркетинговых исследованиях поступило 2 заявки, участнику с порядковым номером 1 начислено 60,00 баллов по нестоимостному критерию, участнику с порядковым номером 2 начислено 45,60 баллов по нестоимостному критерию.

Согласно пункту 2.5.2 Документации, рассмотрение и оценка Заявок проводится в соответствии с условиями, указанными в Приложении 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях».

Согласно подпункту 1 пункта 2 Раздела 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях» Приложение № 3 Документации, к оценке по критерию «Опыт выполнения работ, аналогичных предмету закупки по тематике» принимаются договоры заключеные не ранее, чем за три года до размещения Извещения на информационных ресурсах, предусмотренных документацией о закупке, и выполненные на момент подачи Заявки.

Представленные договоры оцениваются по следующим параметрам:

- Тематика (указана в п. 4.1.1 Документации);

- Стоимость договора: если начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) (НМЦ) составляет значение до 50 млн. рублей с НДС, то учитываются договоры со стоимостью не менее 50 % от НМЦ; если начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) (НМЦ) составляет значение от 50 до 500 млн. рублей с НДС, то учитываются договоры со стоимостью не менее 30 % от НМЦ; если начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) (НМЦ) составляет значение от 500 до 5000 млн. рублей с НДС, то учитываются договоры со стоимостью не менее 20 % от НМЦ; если начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) (НМЦ) составляет значение более 5000 млн. рублей с НДС, то учитываются договоры со стоимостью не менее 10 % от НМЦ;

- Наличие копии выполненного договора.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что в составе заявки Заявителя представлено 16 договоров.

Вместе с тем, представленные договоры не учтены ввиду следующего:

1) Договор (26-11-2019/4/1) не учтен, так как заключен ранее чем за три года до размещения Извещения (то есть ранее 20.07.2020). В договоре отсутствует указание о стоимости.

В заявке также отсутствуют предусмотренные договором приложения, содержащие информацию о стоимости договора и обязательные для согласования сторонами (заявки на выполнение работ и Приложение 1) что не позволяет:

- подтвердить достоверность указанной в Справке об опыте информации о стоимости договора;

- администрировать согласование сторонами указанного существенного условия договора.

2) Договор № 11-08-2020/1 не учтен, так как в договоре отсутствует указание о стоимости.

3) Договор № 05-03-2020 не учтен, так как заключен ранее чем за три года до размещения Извещения. В договоре отсутствует указание о стоимости.

4) Договор № 15-01-2020/3 не учтен, так как заключен ранее чем за три года до размещения Извещения. В договоре отсутствует указание о стоимости.

5) Договор № 17/3-01-2020-Иркустк не учтен, так как заключен ранее чем за три года до размещения Извещения. В договоре отсутствует указание о стоимости.

6) Договор № 16-07-2020/1 не учтен, так как заключен ранее чем за три года до размещения Извещения. В договоре отсутствует указание о стоимости.

7) Договор № 17/3-01-2020-ЛПУ не учтен, так как заключен ранее чем за три года до размещения Извещения (информация о дате заключения договора, указанная в Справке, не соответствует информации из договора, ввиду чего является недостоверной. Заявитель недобросовестно указал в Справке об опыте неверную информацию для получения необоснованного преимущества в виде дополнительного балла, что отражает недобросовестный характер его поведения). В договоре отсутствует указание о стоимости.

8) Договор № 20/194-РК не учтен, так как заключен ранее чем за три года до размещения Извещения. Информация о стоимости договора, указанная в Справке, не соответствует информации из договора, согласно п. 3.1 которого общая стоимость договора составляет 14 242 620,31 руб., ввиду чего является недостоверной.

9) Договор № 08-02-21/2 не учтен, так как в договоре отсутствует указание о стоимости.

10) Договор № 11-01-21 не учтен, так как в договоре отсутствует указание о стоимости.

11) Договор № 25-03-2021/3 не учтен, так как в договоре отсутствует указание о стоимости.

12) Договор № 314-ГСП-4/09-19/1 не учтен, так как заключен ранее чем за три года до размещения Извещения. В договоре отсутствует указание о стоимости.

13) Договор № 25-02-21/3 не учтен, так как заключен ранее чем за три года до размещения Извещения. В договоре отсутствует указание о стоимости.

14) Договор № 0910-19-838 не учтен, так как заключен ранее чем за три года до размещения Извещения (информация о дате заключения договора, указанная в Справке, не соответствует информации из договора). Стоимость договора менее 50% от НМЦ.

15) Договор № 0910-20-494 не учтен, так как заключен ранее чем за три года до размещения Извещения (информация о дате заключения договора, указанная в Справке, не соответствует информации из договора). Стоимость договора менее 50% от НМЦ.

16) Договор № 19-07-2021/1 не учтен, так как заключен ранее чем за три года до размещения Извещения. В договоре отсутствует указание о стоимости.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что Организатором торгов оценка заявок участников проведена в соответствии с положениями Документации.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и Положением, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

Таким образом, Организатору торгов предоставлено право сформировать свою Документацию в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Организатора торгов в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Вместе с тем, все участники закупки поставлены в равные условия, а субъективный фактор (при оценке заявок) исключается посредством установления критериев объективности (обоснованности), описанных в закупочной документации. Формулировки критериев оценки заявок носят определенный (измеримый) характер, критерии являются четкими, понятными и равными для всех участников закупки, а также отвечающими потребностям Организатора торгов.

В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Организатором торгов требованиям, не означает, что действия Организатора торгов повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, Комиссия Краснодарского УФАС России, приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях Организатора торгов не установлено нарушений части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Стат-Сервис» на действия АО «Газпром закупки» при организации и проведении маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и тукущему ремонту импортной дорожной-строительной специальной техники для нужд ООО «Газпром транс газ Краснодар» на 2024-2026гг. (извещение № 32312602560 опубликовано на сайте www.etpgaz.gazprombank.ru) необоснованной.

 

Председатель комиссии

 

 

Члены Комиссии:

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Краснодарского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

2023-26523

 

 

Связанные организации

АО "Газпром закупки"
ИНН 2460040655, ОГРН 1022401804820
ООО "Газпром трансгаз Краснодар"
ИНН 2308128945, ОГРН 1072308003063
ООО "Стат-Сервис"
ИНН 2312182342, ОГРН 1112312004859
ООО "ЭТП ГПБ"
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118