Решение б/н РЕШЕНИЕ № 363/2015 от 18 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю: <…>

_______________________

<…>

 

 

Ответчику: АО «НЭСК-электросети»

_____________________

350049, г. Краснодар,

ул. Северная, 247

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                    г. Краснодар

 

Резолютивная часть решения объявлена 09.12.2015

Полный текст решения изготовлен 16.12.2015

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 363/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,

Члены комиссии:

Жидко Е.В. –  главный специалист - эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи;

Тарасова С.П. – главный специалист - эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи.

рассмотрев дело № 363/2015 по признакам нарушения ОАО «НЭСК – электросети» (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247 (далее – АО «НЭСК-электросети» в связи с перерегистрацией) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Краснодарское УФАС России  поступили обращения <…> (далее - Заявитель) на действия (бездействие) АО «НЭСК-электросети» (далее - Сетевая организация), выразившиеся во включении в  ТУ № 2-55-15-297 п. 11.1.1.

В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено следующее.

Между <…> и АО «НЭСК-электросети» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 2-55-15-297 от 19.03.2015.

Статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых одна из сторон заключенного договора намерена внести изменения в заключенный договор. 

В силу части 1 статьи 452 ГК РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

09.04.2015 Заявителем в адрес АО «НЭСК-электросети» направлен протокол разногласий к заключенному договору об осуществлении технологического присоединения № 2-55-15-297 (далее – Протокол  разногласий).

В Протоколе разногласий Заявителем указано на изменение пункта 11.1.1 технических условий № 2-55-15-297, данный пункт включен в обязательства Заявителя.

В свою очередь, АО «НЭСК-электросети» отказало во внесении изменений в п. 11.1.1 ТУ № 2-55-15-297.

Таким образом, между Заявителем и Сетевой организацией не достигнута договоренность по пункту 11.1.1 технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора на технологическое присоединение № 2-55-15-297.

Пунктом 11.1.1 технических условий Сетевой организацией изложен следующим образом: ЭПУ заявителя присоединить в РУ-0,4 кВ РП-10 с установкой дополнительного отключающего устройства. Тип исполнения, марку и сечение ЛЭП-0,4 кВ определить при проектрировании, в соответствии с запрашиваемой мощностью.

Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Пунктом 25.1 Правил технологического присоединения № 861 определено, что в технических условиях должна быть указана точка присоединения, расположение которой не должно превышать 25 метров от границы участка лица заинтересованного в технологическом присоединении.

Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Согласно п. 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, непредусмотренные настоящими Правилами.

Таким образом, условия п. 11.1.1 ТУ № 2-55-15-297 противоречат Правилам технологического присоединения № 861.

На дату обращения Заявителя в антимонопольный орган со стороны Сетевой организации действия по внесению изменений в п. 11.1.1 ТУ № 2-55-15-297 не осуществлены.

В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче эл. энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

АО «НЭСК-электросети» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

АО «НЭСК-электросети» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Новороссийск, с долей 100%.

С учетом вышеизложенного в действиях АО «НЭСК-электросети» установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Приказом от 12.10.2015 № 517 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении АО «НЭСК-электросети» возбуждено дело № 363/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 363/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 23.10.2015, назначена дата рассмотрения дела – 09.12.2015.

09.12.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель АО «НЭСК-электросети» - <…> по доверенности от 1<…>, надлежаще уведомленный <…>.В. отсутствовал.

Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 363/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.

В Краснодарское УФАС России  поступили обращения <…> (далее - Заявитель) на действия (бездействие) АО «НЭСК-электросети» (далее - Сетевая организация), выразившиеся во включении в  ТУ № 2-55-15-297 п. 11.1.1.

В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено следующее.

Между <…>и ОАО «НЭСК-электросети» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 2-55-15-297 от 19.03.2015.

Статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых одна из сторон заключенного договора намерена внести изменения в заключенный договор. 

В силу части 1 статьи 452 ГК РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

09.04.2015 Заявителем в адрес АО «НЭСК-электросети» направлен протокол разногласий к заключенному договору об осуществлении технологического присоединения № 2-55-15-297 (далее – Протокол  разногласий).

В Протоколе разногласий Заявителем указано на изменение пункта 11.1.1 технических условий № 2-55-15-297, данный пункт включен в обязательства Заявителя.

В свою очередь АО «НЭСК-электросети» отказало во внесении изменений в п. 11.1.1 ТУ № 2-55-15-297.

Таким образом, между Заявителем и Сетевой организацией не достигнута договоренность по пункту 11.1.1 технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора на технологическое присоединение № 2-55-15-297.

Пунктом 11.1.1 технических условий Сетевой организацией изложен следующим образом: ЭПУ заявителя присоединить в РУ-0,4 кВ РП-10 с установкой дополнительного отключающего устройства. Тип исполнения, марку и сечение ЛЭП-0,4 кВ определить при проектрировании, в соответствии с запрашиваемой мощностью.

Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Пунктом 25.1 Правил технологического присоединения № 861 определено, что в технических условиях должна быть указана точка присоединения, расположение которой не должно превышать 25 метров от границы участка лица заинтересованного в технологическом присоединении.

Кроме того, в соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа, под точкой присоединения к электрической сети понимается место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

Согласно п. 16.1 Правил технологического присоединения, под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

В проекте технических условий, направленных Сетевой организацией, не определено место расположение: РУ-0,4 кВ РП-10 (ПС 110/10 кВ «РИП», пр. 26).

Таким образом, в случае нахождения РУ-0,4 кВ РП-10 (ПС 110/10 кВ «РИП», пр. 26) далее 25 метров от границ земельного участка заявителя, на Заявителя будут возлагаться необоснованные требования по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению за пределами участка Заявителя, что противоречит положениям п. 16.3 Правил технологического присоединения № 861.

Кроме того, распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий: мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией.

Согласно п. 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, непредусмотренные настоящими Правилами.

Таким образом, п. 11.1.1 ТУ № 2-55-15-297 противоречит Правилам технологического присоединения № 861.

         На основании вышеизложенного в действиях АО «НЭСК-электросети», установлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении <…> путем включения в п. 11.1.1 ТУ № 2-55-15-297 требований, не предусмотренных Правилами технологического присоединения № 861.

В ходе рассмотрения дела 363/2015 со стороны АО «НЭСК-электросети» представлены материалы, подтверждающие внесение изменений в ТУ № 2-55-15-297, а именно: дополнительное соглашение к Договору от 19.03.2015 № 2-55-15-297 об осуществлении технологического присоединения, направленное в адрес <…> посредством почтовой связи 15.10.2015, о чем свидетельствует почтовая печать на уведомлении о вручении.

Вышеуказанным дополнительным соглашением в ТУ № 2-55-15-297 внесены изменения по ряду пунктов ТУ, в том числе п. 11.1.1 изложен в следующей редакции:  ЭПУ Заявителя присоединить к проектируемому кабельному ящику от КЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ РП-10. Марка СИП-2А, сечение 4х16 мм2. Установить ВЩУ-0,4 кВ.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России по делу № 363/2015 установлено, что п. 11.1.1 ТУ № 2-55-15-297, в редакции Дополнительного соглашения к Договору от 19.03.2015 № 2-55-15-297, не противоречит требованиям Правил технологического присоединения № 861.

Данные обстоятельства рассмотрены Комиссией по делу № 363/2015 и действия Сетевой организации свидетельствуют о добровольном устранении нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

         Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,  частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях АО «НЭСК-электросети» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов <…>  путем включения в п. 11.1.1 ТУ № 2-55-15-297 требований, не предусмотренных Правилами технологического присоединения № 861.
  2. Прекратить рассмотрение дела № 363/2015 ввиду добровольного устранения АО «НЭСК-электросети» нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Передать материалы дела № 363/2015  по факту нарушения АО «НЭСК-электросети» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение и предписание антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).

 

Председатель комиссии                                                                                И.В. Иващенко

 

Члены комиссии                                                                                          Е.В. Жидко

С.П. Тарасова  

Связанные организации

Связанные организации не указаны