Решение б/н РЕШЕНИЕ № 233/2020-КС по делу № 023/06/64-906/2020 о наруше... от 26 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ 233/2020-КС

по делу № 023/06/64-906/2020 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

21 февраля 2020 года                                                                             г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе: рассмотрев жалобу ООО «ЭнзоВин нутришн» (далее – Заявитель) на действия ГБУЗ «Противотуберкулезный диспансер № 12» МЗ КК при проведении электронного аукциона: «Поставка витаминно-минерального комплекса» (извещение № 0318200055220000026) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.

Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласился.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ГБУЗ «Противотуберкулезный диспансер № 12» МЗ КК проводился электронный аукцион: «Поставка витаминно-минерального комплекса» (извещение № 0318200055220000026).

Начальная (максимальная) цена контракта – 116 300,00 руб.

Заявитель обжалует установление Заказчиком требования о соответствии закупаемого товара ГОСТ Р 57106-2016.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с ч.1 ст.59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Частью 2 ст.8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно Разделу «Технического задания» аукционной документации Заказчику требуется:

Номенклатура и объем поставки товаров

 

№ п/п из Перечня

ОКПД

 Наименование товара: сорт, вид, тип, вид разделки, класс, категория

 Фасовка

Нормативный документ:

ГОСТ, ОСТ, РСТ РФ,ТУ, СанПиН, ТР (технический регламент)

 Характеристики 

 Ед. изм.

 Объем  поставки

 
 

19.3

10.86.10.990

Витаминно-минеральный комплекс

 не более 0,1 кг в упаковке производителя

Технический регламент Таможенного союза " О безопасности пищевой продукции" от 09.12.2011 № 021/2011, Технический регламент Таможенного союза от 09.12.2011 № 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки",  Технический регламент Таможенного союза " О безопасности упаковки" от 16.08.2011 № 005/2011, Технический регламент Таможенного союза от 15.06.2012 ТР ТС № 027/2012  "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания"

ГОСТ Р 57106-2016

Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия

Остаточный срок годности

должен быть 12 месяцев

Содержание витаминов и минеральных веществ от 50%

до 100% физиологической нормы потребления

 кг

10,00

 

 итого

10,00

 

При формировании описания объекта закупки заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» утвержден «ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции» в соответствии с ч. 1 ст. 24 которого специализированная пищевая продукция подлежит государственной регистрации.

К специализированной пищевой продукции относятся:

1) пищевая продукция для детского питания, в том числе вода питьевая для детского питания;

2) пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания;

3) минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода с минерализацией свыше 1 мг/дм3 или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм;

4) пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин;

5) биологически активные добавки к пище (БАД).

Заказчик на Комиссии пояснил, что в отношении пищеблоков медицинских организаций действуют требования СанПиН 2.3.2.1078-01. На основании пункта 1.3 настоящих правил «Санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, деятельность которых осуществляется в области изготовления, ввоза и оборота пищевых продуктов, оказания услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, а также для органов и учреждений Государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации (далее - Госсанэпидслужбы России), осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль».

Согласно пункту 8.3.1 раздела 8 СанПиН 2.3.2.1078-01 продукт считается обогащенным при условии, что его усредненная суточная порция содержит от 15 % до 50 % обогащения витаминами и/или минеральными веществами от нормы физиологической потребности человека. Масса (объем) усредненной суточной порции установлена Приложением № 20 настоящих санитарных правил. В Приложении № 20 прямо сказано, что усредненной суточной порции обогащения должно содержаться не менее чем 15 % и не более чем 50 % от норм физиологической потребности в микронутриентах.

Также СанПиН 2.3.2.1078-01 устанавливает, что «количество витаминов и минеральных веществ, дополнительно вносимых в обогащаемые ими продукты, должно быть рассчитано с учетом их естественного содержания в исходном продукте или используемом для его изготовления сырье, а также потерь в процессе производства». При этом ГОСТ Р 57106-2016 и Приказ 395н содержат показатели витаминов и минералов в составе ВМК до термической обработки. СанПиН 2.3.2.1078-01 же устанавливает усредненную суточную норму 15-50 % обогащения от нормы физиологической потребности, но уже в готовом продукте и с учетом неизбежных технологических потерь при термообработке.

Приказом 395н установлено, что одна порция ВМК должна обеспечивать 50-100 % от физиологической нормы суточного потребления витаминов и минералов. Указанная в приказе количественная норма, является усредненной суточной нормой, аналогичной ранее, введенной пунктом 8.3.1 раздела 8 СанПиН 2.3.2.1078-01 усредненной суточной нормой обогащения 15-50 % от норм физиологической потребности в витаминах и минералах, с тем отличием, что в СанПиН 2.3.2.1078-01 указано содержание уже после термической обработки с учетом неизбежных технологических потерь.

Согласно письму Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт) в адрес Федеральной Антимонопольной Службы от 17.04.2018 № АШ-5713/03 установлено, что «ГОСТ Р 57106-2016 распространяется на витаминно-минеральные комплексы (премиксы) (далее — ВМК), предназначенные для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в составе диет лечебного питания. Набор витаминов и минеральных веществ в составе ВМК и дозы, включенных в него микронутриентов, в ГОСТ Р 57106-2016 были установлены по принципу комплементарности с учетом выявленной у населения Российской Федерации недостаточности отдельных витаминов, частоты обнаружения у населения гиповитаминозов и глубины недостаточности обеспеченности каждым витамином. Расчеты конкретного содержания витаминов и минеральных веществ, указанных в таблице 2 пункта 4.2.2 ГОСТ Р 57106-2016, производили, исходя из возрастных норм физиологической потребности (MP 2.3.1.2432-08. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18 декабря 2008 г.), диапазона, установленного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 июня 2013 г. № 395н «Об утверждении норм лечебного питания», массы порции для детей разного возраста и с учетом реально обнаруживаемых дефицитов витаминов и минеральных веществ у населения в целом, а также универсальности для удобства использования ВМК одного и того же состава, но в разных дозировках, при приготовлении блюд для детей и взрослых». (Приложение № 4)

Данный стандарт распространяется на витаминно-минеральные комплексы (премиксы) (далее - ВМК), предназначенные для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в составе диет лечебного питания. Согласно сведениям официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (http://www. protect.gost.ru) данный стандарт имеет статус «Действует», следовательно, установление требования о соответствии товара положениям действующего документа технического регулирования не противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе».

Данный стандарт распространяется на витаминно-минеральные комплексы (премиксы), предназначенные для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше 3-х лет в составе диет лечебного питания.

Действующее законодательство предоставляет заказчику возможность организации определения поставщика по закупке именно того товара, который является для него необходимым. Подобный вывод согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу № А08-1545/2016, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2011 № Ф09-7616/11, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2015 по делу № A32-23367/2015 и рядом иных актов.

Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 «...Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге...».

Таким образом, технические, функциональные характеристики и иные требования, установленные Заказчиком к предмету закупки и зафиксированные в Описании объекта закупки, аукционной документации, направлены на максимальное удовлетворение нужд (потребностей) Заказчика. При этом, в полном соответствии с действующим законодательством, технические требования сформулированы таким образом, чтобы исключить необоснованные ограничения конкуренции.

Закон о контрактной системе допускает установление в аукционной документации таких требований, которые являются существенными для Заказчика.

Таким образом, указание в аукционной документации требования соответствия ГОСТ Р 57106-2016 соответствует всем нормам действующего Законодательства РФ.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО « ЭнзоВин нутришн» необоснованной.
  2.       Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение                                                     № 0318200055220000026).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны