Решение б/н РЕШЕНИЕ № 383-Т/2016 по результатам рассмотрения жалобы на... от 20 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Организатор торгов:

 

ГАУ КК «ЦОП УСЗН»
_______________________________

Ул.Лазурная,68,

г.Краснодар,350051

 

Заявитель:

 ИП Печерица Руслан Викторович

________________________

 

Ул.Промышленная , 8 ,

г.Анапа,353454

 

 

 

                                                       

                        

РЕШЕНИЕ № 383-Т/2016

по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

15.12.2016                                                                                           г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии: 

Крамаренко Е.В. – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:

Левит Н.В. – заместитель начальника отдела контроля органов власти;

Оберемок А.А.- специалист -эксперт отдела контроля органов власти,

         в присутствии представителей  организатора торгов Государственного автономного учреждения Краснодарского края «Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения» (ГАУ КК «ЦОП УСЗН») (Ул.Лазурная,68, г.Краснодар,350051)(далее – Организатор торгов,Заказчик) –Б. Ю.И..(доверенность №5 от 04.02.2016), Ш. П.Л. (доверенность№6 от 04.02.2016), Е. В.В. (доверенность №44 от 05.08.2016)  в  присутствии представителей   заявителя  ИП П. Р. В. – Г. В.Н. (доверенность №5 от 14.12.2016), К.А.А. (доверенность №3 от 15.12.2016) (далее – Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов  при  организации и проведении  открытого конкурса на поставку продуктов питания (извещение №31604349442  опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

      УСТАНОВИЛА:

 

        Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ИП П.Р. В. на действия Государственного автономного учреждения Краснодарского края «Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения»  при  организации и проведении организации и проведении  открытого конкурса на поставку продуктов питания (извещение №31604349442  опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

         Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России по адресу: http ://www.krasnodar.fas.gov.ru.

        Рассмотрение жалобы назначено  на  15.12.2016 г. в 12.00 по адресу:  г.Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

        Заявитель указывает на то, что критерии и порядок оценки заявок, установленные в Документации, не позволяют объективно оценить заявки участников и выявить лучшее предложение. Установленный подкритерий « Опыт и репутация участника процедуры закупки при поставке товара» и порядок оценки заявок участников Конкурса не позволяют выявить лучшее предложение и объективно оценить заявки участников закупки,  является субъективным.

        Указанные требование по данному подкритерию «Опыт и репутация участника процедуры закупки при поставке товара» являются избыточными и ограничивают количество участников Конкурса.

      Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации указанные требование к участникам Конкурса в качестве обязательного, ограничивает количество участников закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

       Требует выдать предписание Заказчику о внесении изменений в документацию о закупке пункт 24-25 документации и внесение в Положение о закупках Заказчика изменений связанных с присвоением баллов участникам и их оценки при проведении открытого конкурса.

       Организатор торгов  возражает доводам жалобы, считает, что процедура   открытого конкурса проведена в соответствии с действующим законодательством и утвержденным Положением о закупках.

       Комиссия по делу №383-Т/2016, выслушав пояснения сторон, рассмотрев представленные документы и сведения, пришла к следующим выводам.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ГАУ КК «ЦОП УСЗН» утверждено протоколом наблюдательного совета ГАУ КК «ЦОП УСЗН» 21.09.2015 .

     

  

     Закон устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, которые обязаны руководствоваться своими Положениями и требованиями Закона. Требования к участникам закупки устанавливаются в документации о закупке в соответствии с Положением, содержание которого, с учетом упомянутых общих требований и принципов, заказчик определяет самостоятельно (части 2, 3 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона). Следовательно, заказчик вправе включить в документацию о закупке требования к деловой репутации участников закупки, если это предусмотрено Положением. Перечень документов, которыми может быть подтверждено соответствие участников закупки требованиям к деловой репутации, заказчик определяет самостоятельно и закрепляет в Положении, а также указывает в документации о закупке.

    Статьёй 18 Положения предусмотрено, что оценка и сопоставление заявок на  частие в конкурсе осуществляются Комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены документацией о закупке. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов. Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, Комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в документации о закупке.

     В соответствии с частями 1, 2 статьи 2, пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, согласно статье 9 Положения Учреждением разработана и утверждена документация о закупке. Пунктом 24 документации о закупке установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе:

Таблица 1

Критерии   оценки

Значимость критерия

1

Цена договора

50

2

Качественные характеристики или функциональные характеристики (потребительские  свойства) товара

10

 

3

Срок поставки товара

10

4

Квалификация участника процедуры закупки, в том числе:

а) обеспеченность материально-техническими ресурсами при поставке товара

б) обеспеченность кадровыми ресурсами при поставке товара

в) опыт и репутация участника процедуры закупки при поставке товара

 

 

15

5

10

 

Пунктом 6 статьи 9 Положения по критерию «квалификация участника процедуры закупки» разрешается устанавливать в документации о закупке подкритерии оценки.

 Учреждением в отношении опыта и репутации участника процедуры закупки при поставке товара установлены следующие подкритерии:

1. Участник должен быть производителем товара либо обладать правом поставки соответствующего товара, предоставленным производителем данного товара (с представлением подтверждающих документов).

2. Участник должен иметь опыт исполнения в 2010-2016 году не менее трех аналогичных договоров (контрактов), на поставку товаров, являющихся предметом настоящей процедуры закупки (лота), в дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательные учреждения дополнительного образования детей и другие организации, осуществляющие образовательный процесс для детей, медицинские организации, учреждения социального обслуживания, организации отдыха детей и их оздоровления.

3. К оценке и сопоставлению принимаются договоры (контракты) с адресами поставки не менее чем в десяти различных муниципальных образованиях. В случае, если адресов поставки менее десяти, участник должен подтвердить  опыт поставки не менее чем по десяти договорам (контрактам) по различным муниципальным образованиям.

4. К оценке и сопоставлению принимаются договоры (контракты)  стоимостью не менее 30% от начальной максимальной цены по данной процедуре  закупки (лоту).

        Несмотря на то, что каждый из подкритериев не содержит определенное ограничивающее требование для участия в закупке, в совокупности  показатели  по указанным  подкритериям могут  представить далеко не все поставщики данного товара на рынок, что и явилось основанием подачи обращения в Краснодарское УФАС России. 

       Очевидно, что  наличие лучшей обеспеченности материально-техническими ресурсами имеет для Заказчика большее значение перед  показателем обеспеченности Участника кадровыми ресурсами опытом и репутацией участника процедуры закупки при поставке товара.

        При этом в пункте 24 документации о закупке установлено, что сведения по подкритериям указываются в соответствующих формах, являющихся приложениями к заявке на участие в открытом конкурсе, с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих сведения о соответствии участника процедуры закупки установленным требованиям и критериям оценки. В случае отсутствия в составе заявки участника надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих сведения, указанные в приложениях (формах) к заявке, а также выявления недостоверных сведений в представленных документах, такие сведения при определении соответствия участника критериям оценки Заказчиком не учитываются.

      Отсутствие в заявке участника документов, подтверждающих его соответствие подкритериям, не ведёт к её отклонению и не может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

      При этом, в отношении подпункта в пункта 4 таблицы №1 «опыт и репутация участника процедуры закупки при поставке товара», значимость которого 10%, установлены подкритерии, позволяющие определить:

-участников, соблюдающих требования федерального законодательства «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

- опыт работы участника в социальной сфере, ввиду того, что учреждение осуществляет питание престарелых, инвалидов, детей-инвалидов и других социально незащищенных граждан;

- опыт работы участника с учетом сложной логистики и условий поставки, предусмотренных по договорам поставки продуктов питания Учреждению (более 70 адресов доставки на территории Краснодарского края).

     Кроме того, установленные подкритерии не ограничивают участников строго определенным перечнем муниципальных образований и содержат альтернативу, позволяют оценить опыт работы по крупным договорам (контрактам), независимо от  конкретного региона  осуществления поставок продуктов питания.

     Указанные в пункте 24 документации подкритерии оценки и сопоставления заявок, устанавливают порядок ранжирования заявок участников, а не их отбора,  не ограничивают количество потенциальных участников конкурса, а лишь снижают возможность победить участнику с низкими показателями обеспеченности материально-техническими и кадровыми ресурсами, а также опытом и репутацией участника.

       Нормы действующего законодательства и Положения о закупках Заказчика позволяют ему установить ряд подкритериев конкурса с целью выбора наиболее квалифицированного и опытного поставщика качественной продукции.

       В то же время наряду с указанными, Заказчиком  установлены и другие  критерии и  подкритерии, позволяющие варьировать показателями участнику процедуры закупки.

       В ходе рассмотрения обращения Заявителем не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что подкритерии критерия «опыт и репутация участника процедуры закупки», указанные в пункте 24 документации, ограничивают количество потенциальных участников конкурса.

       При этом документация о закупке не содержит положений, позволяющих сократить (уменьшить) допуск потенциальных участников конкурса, к  участию в конкурсе были допущены все  имеющиеся заявки.

     

     12 ноября 2016 года Учреждением на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса (многолотового) №31604349442 «Поставка продуктов питания»:

Лот №1: Поставка продуктов питания (Овощи).

Лот №2: Поставка продуктов питания (Фрукты).

Лот№3: Поставка продуктов питания (Молочная продукция).

Лот №4: Поставка продуктов питания (Мясная продукция).

Лот №5: Поставка продуктов питания (Рыба).

Лот №6: Поставка продуктов питания (Мясо кур охлажденное).

Лот №7: Поставка продуктов питания (Яйца куриные пищевые).

Лот №8: Поставка продуктов питания (Колбасные изделия).

Лот №9: Поставка продуктов питания (Фрукты сушеные).

Лот №10: Поставка продуктов питания (Сок).

Лот №11: Поставка продуктов питания (Мукомольная продукция).

Лот №12: Поставка продуктов питания (Сахар).

Лот №13: Поставка продуктов питания (Макаронные изделия).

Лот №14: Поставка продуктов питания (Масло подсолнечное).

Лот №15: Поставка продуктов питания (Консервы овощные).

Лот №16: Поставка продуктов питания (Чай, кофе, какао).

Лот №17: Поставка продуктов питания (Специи, приправы, сухие продукты).

Лот №18: Поставка продуктов питания (Кондитерские изделия).

Лот №19: Поставка продуктов питания (Повидло, джем).

Лот №20: Поставка продуктов питания (Овощи соленые).

 

Дата окончания приема заявок                             08.12.2016      17:00

Дата и время вскрытия  конвертов

 с заявками на участие в конкурсе                        09.12.2016     10:00

Дата и время рассмотрения заявок                       12.12.2016.    10:00

Дата и время подведения итогов                          13.12.2016      11:00

     

     Установлено, что ИП Печерица  Р.В. является участником данного конкурса .

     Частью 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон №223-ФЗ) установлено:

      В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

      Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ  выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

       В соответствии с частью 6 указанной статьи Закона не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

     В соответствии с Законом и Положением в пункте 25 документации определён порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.

     Установленные требования позволяют участнику закупки набрать максимальный процент по значимости - 10% от общей суммы баллов, тогда как победитель определяется по совокупности набранных баллов по всем заявленным критериям оценки, а подкритерии позволяют объективно оценить опыт всех участников с учетом специфики закупаемого товара (продукты питания), объема и условий его поставки и определить лучшие условия выполнения договора. При этом, отсутствие в заявке участника документов, подтверждающих его соответствие подкритериям, не ведёт к её отклонению и не может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

      Согласно установленному порядку  оценка заявок (рейтинг) по первым двум критериям производится по формулам, учитывающим соответственно значение  каждого критерия. При этом рейтинг каждой заявки рассчитывается в баллах.

      Особенный расчет  рейтинга производится по критерию «Квалификация участника процедуры закупки», а именно каждой заявке по каждому подкритерию выставляется значение баллов, согласно приведенным таблицам, причем количество присуждаемых единой комиссией баллов  варьируется от 30 до 100. Для получения рейтинга по каждому из  подкритериев, присуждаемое комиссией количество баллов умножается на соответствующую  каждому подкритерию значимость в процентах,  и делится на 100.

      При этом полученные значения рейтинга по подкритериям критерия «Квалификация участника процедуры закупки» значительно превышают значения рейтингов по критерию «Срок поставки товара», а также  по критерию «Цена договора», процентное соотношение по которому составляет 50%.

       Таким образом, конкурсная документация содержит как критерии оценки заявок (пункт 24), так и порядок оценки и сопоставления заявок (пункт 25), установленный с учетом утвержденных критериев, действия комиссии Организатора торгов при оценке и сопоставлении заявок соответствуют опубликованному порядку оценки и сопоставления заявок.

       Однако ввиду значительной числовой разницы в присуждаемых баллах комиссией по третьему критерию, процентное соотношение рейтингов не совпадает с установленными  процентным соотношением критериев оценки заявок (50, 20, 15, 5, 10), и участники с меньшим ценовым предложением, но лучшими квалификационными показателями имеют значительное преимущество при сопоставлении заявок.

      В то же время комиссией по делу №383-Т/2016 установлено, что порядок оценки заявок по критериям оценки заявок составлен Организатором торгов с учетом требований Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных  постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085. При этом  при оценке заявок по стоимостному критерию оценки (цена договора)  выбрана  тождественная формула количества присуждаемых баллов, максимальный  рейтинговый балл при процентной значимости 50% будет равен 50 баллам.

      А при оценке заявок по нестоимостным критериям оценки (подкритерий «Опыт и репутация участника процедуры закупки при размещении заказа на поставку товара») Заказчиком установлена шкала оценки, что не противоречит пункту 20 настоящих Правил.

       Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

      Таким образом, комиссия по делу №383-Т/2016, приходит к выводу, о том, что при установлении критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и  порядка определения победителя конкурса отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2016 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

      Краснодарским УФАС  России рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства №473/2015 и принято решение от 18.02.2016 о прекращении дела, возбужденного в отношении ГАУ КК «ЦОП УСЗН» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» в части установления в документации открытого конкурса по критерию «квалификация участника процедуры закупки» подкритериев оценки в отношении опыта и репутации участника процедуры закупки при поставке товара. Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что документация о закупке не содержит положений, позволяющих сократить (уменьшить) допуск потенциальных участников конкурса.

     Кроме того,  указанная позиция подтверждается решениями УФАС России по Санкт-Петербургу от 19 ноября 2013 года №Т12-306/13 и УФАС России по Тамбовской области от 19 ноября 2013 года № AT3-7/13.

 

      Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.20111 №223-ФЗ «О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц» определено:

Участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

       В соответствии с изложенным,  в действиях Организатора торгов не установлено нарушений части 10 статьи 3 федерального закона №223-ФЗ «О  закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
     На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

     РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ИП П. Р. В. на действия Государственного автономного учреждения Краснодарского края «Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения»  при  организации и проведении открытого конкурса на поставку продуктов питания (извещение №31604349442  опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), необоснованной.

 

Заместитель председателя Комиссии:                                     Е.В. Крамаренко              

 

Члены Комиссии:                                                                     Н.В.Левит

                                                                                                     А.А.Оберемок

   

 

  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны