Решение б/н . от 27 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 257/2019-КС о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 

27февраля 2019 года                                                                     г. Краснодар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобуООО «КубаньСпецСтрой»(далее – Заявитель) на действия ФГБОУ «ВДЦ «Смена» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Благоустройство парковой зоны прилегающей территории к модульным корпусам» (извещение № 0318100028518000314) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.Описание объекта закупки аукционной документации содержит избыточные требования к товарам. Заказчик установил необоснованное требование о сопровождении товара документом о качестве. Описание объекта закупки содержит указание на соответствие товаров ГОСТам, утратившим силу.

Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе. Представитель Заказчика не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» проводился электронный аукцион: «Благоустройство парковой зоны прилегающей территории к модульным корпусам» (извещение № 0318100028518000314).

Начальная (максимальная) цена контракта – 49 847 249,75рублей.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В приложении №2 к описанию объекта закупки аукционной документации Заказчиком установлены требования:

Наименование товара

Требования к модели, номеру
размеру

Требование о соответствии ГОСТ

Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам и параметрам, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие

15. Растворитель

 

ГОСТ 7827-74

Маркировка должна соответствовать  требованиям ГОСТ 9980.4. 

 

21. Бетонная смесь

 

ГОСТ 7473-2010

Каждая партия бетонной смеси должна иметь документ о качестве, которая должна содержать следующую информацию - Вид бетонной смеси и ее условное обозначение, номер номинального состава бетонной смеси, объем бетонной смеси в партии, марка бетонной смеси по удобоукладываемости или значение удобоукладываемости бетонной смеси (по договору на поставку) на месте укладки у потребителя, сохраняемостьудобоукладываемости и других нормируемых показателей, наибольшая крупность заполнителя, знак соответствия (в случае, если бетонная смесь сертифицирована), проектный класс бетона по прочности и требуемая прочность бетона в партии в проектном возрасте, класс по прочности, наименование, масса добавки (в расчете на сухое вещество), класс материалов по удельной эффективной активности естественных радионуклидов и значение.

 

22. Бортовой камень  на бетонном основании

Не менее 1000х200х80 мм

ГОСТ 6665-91 или иной нормативно-технический документ

При использовании камень бортовой  должен иметь  документ о качестве, в котором указывают В документе о качестве должны быть указаны: наименование и адрес предприятия-изготовителя, номер и дата выдачи документа,  наименования и марки изделий, номер партии или изделия (при поштучной поставке), число изделий каждой марки, дата изготовления изделий, проектный класс бетона по прочности и требуемая прочность бетона в проектном возрасте, отпускная и (или) передаточная прочность бетона (нормируемая, требуемая, фактическая), обозначение стандарта, технических условий или рабочей документации на изделие. В документе о качестве должна быть указана марка бетона по морозостойкости и показатели водопоглощения бетона.

 

64. Агрохимические удобрения

 

 

На каждую единицу фасовки наклеивают или наносят трафаретом этикетку с указанием - наименования и товарного знака предприятия-изготовителя, наименования продукта, номера партии, массы  нетто и брутто, даты  изготовления, инструкции по применению. При использовании удобрение должно сопровождаться документом о качестве, в котором должно быть  указано наименование предприятия-изготовителя и его товарный знак, наименование продукта, номер партии, масса нетто, дата изготовления продукта.

 

84. Агрохимические удобрения

 

 

Удобрение должно сопровождаться документом о качестве, в котором должно быть  указано наименование предприятия-изготовителя и его товарный знак, наименование продукта, номер партии, масса нетто, дата изготовления продукта.

               

 

Таким образом, Заказчик в Описании объекта закупки в графе «Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара» установил требование к документу о качестве товара.

При этом, документы о качестве не являются качественной, технической, функциональной (потребительской) характеристикой товара.

Кроме того, предметом контракта является благоустройство парковой зоны прилегающей территории к модульным корпусам, а не передача товара Заказчику. Документ о качестве, маркировка и упаковка товара применяемого при выполнении работ не может повлиять на качество работ.

Согласно ч. 2 ст. 456 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

При этом, предметом контракта является выполнение работ, а не поставка товара. Лицом, ответственным за содержание документа о качестве продукции является производитель товара. Участниками закупки могут являться как производители, так и поставщики продукции.

Таким образом, требование Заказчика к содержанию документа о качестве работ является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

В приложении №2 к описанию объекта закупки аукционной документации Заказчиком установлены требования:

Наименование товара

Требования к модели, номеру
размеру

Требование о соответствии ГОСТ

Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам и параметрам, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие

15. Растворитель

 

ГОСТ 7827-74

Растворитель  должен соответствовать  требованиям ГОСТ 7824-74.

 

21. Бетонная смесь

 

ГОСТ 7473-2010

Степень защиты бетона нужно применять с учетом классов эксплуатации по ГОСТ 31384-2008:ХС4/XS1. 

 

При этом, ГОСТ 7824-74 не существует, ГОСТ 31384-2008 утратил силу и заменен на ГОСТ 31384-2017 «Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие технические требования».

В приложении №2 к описанию объекта закупки аукционной документации Заказчиком установлены требования:

Наименование товара

Требования к модели, номеру
размеру

Требование о соответствии ГОСТ

Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам и параметрам, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие

53. Болты  с гайками и шайбами

 

 

Болты обычные; высокопрочныев составе болтокомплектов могут быть исполнены по ГОСТ Р ИСО 4014-2013; ГОСТ 32484.3-2013; ГОСТ 32484.4-2013. Класс точности болтов А или Б.

 

         При этом, в указанных Заказчиком ГОСТах отсутствует класс точности болтов Б.

         В соответствии с ГОСТ Р ИСО 4014-2013 «Болты с шестигранной головкой. Классы точности А и В» болты имеют класс точности А и В.

         В соответствии с таблицей 3 ГОСТ 32484.3-2013 (EN 14399-3:2005) «Болтокомплекты высокопрочные для предварительного натяжения конструкционные. Система HR - комплекты шестигранных болтов и гаек»:

 

 

 

 

Материал

Сталь

 

Общие требования

ГОСТ 32484.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допуски

Класс точности

В

 

       

 

В приложении №2 к описанию объекта закупки аукционной документации Заказчиком установлены требования:

Наименование товара

Требования к модели, номеру
размеру

Требование о соответствии ГОСТ

Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам и параметрам, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие

 

64. Агрохимические удобрения

 

 

Органоминеральное комплексное удобрение (далее удобрение) в объеме более 30 л. Удобрение может соответствовать  требованиям ГОСТ Р 50611-93 и/или другой технической (нормативной) документации. Удобрение должно иметь  жидкое состояние (суспензия). Плотность  должна быть  не менее 1,15 г/см3. рН не менее 6,0. Удобрение должно представлять  собой органоминеральный комплекс, антидот, антистрессовый агент, иммуномодулятор, почвенный активатор и  должно быть  предназначено для стимуляции роста и развития растений. Удобрение должно содержать   фульвовые и гуминовые кислоты. Массовая доля гуминовых кислот не должна быть  менее 10 г/л.  Удобрение должно содержать  -  фитогормоны  класса стероидов, поддерживающие нормальное функционирование иммунной системы  растения, в т.ч. неблагоприятных условиях (при пониженных температурах, заморозках, затоплении, засухе, болезнях, действии пестицидов, засолении почвы  и др.), вещества растительного происхождения, стимулирующие ростовые про­цессы, а так же вещества, стимулирующие процессы  деления клеток растений (цитокинины). Все действующие вещества, входящие в состав удобрения должны  быть  природного происхождения. Удобрение так же должно содержать  микроэлементы, полисахариды, аминокислоты. Удобрение должно содержать  следующие микроэлементы-  железо не менее  0,5 г/л, медь  не менее  0,1 г/л, сера не менее 1,0  г/л, магний не менее 0,2 г/л, азот не менее          10 г/л, молибден  0,3-0,4 г/л, фосфор  8-10 г/л, калий                    10-12 г/л, кальций не более  0,4 г/л, кремний не менее 0,005 г/л,  марганец не менее 0,2 г/л, цинк 0,3-0,6 г/л,  кобальт не менее   0,01 г/л, натрий не менее 0,4 г/л, бор не менее 0,1 г/л. Массовая доля органического вещества (в пересчете на сухое вещество) должна быть в пределах 40-95 %. Объем не более 35 л. Удобрение не должно быть  с патогенной микрофлорой, с яйцами гельминтов. На каждую единицу фасовки наклеивают или наносят трафаретом этикетку с указанием - наименования и товарного знака предприятия-изготовителя, наименования продукта, номера партии, массы  нетто и брутто, даты  изготовления, инструкции по применению. При использовании удобрение должно сопровождаться документом о качестве, в котором должно быть  указано наименование предприятия-изготовителя и его товарный знак, наименование продукта, номер партии, масса нетто, дата изготовления продукта.

               

 

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации при указании значений, показателей, употреблении словосочетаний, слов, знаков: «должен», «не должен», «допускается», «не допускается», «может», «не может», «может быть», «не более», «не менее», «не ранее», «не хуже», «не выше», «не ниже», «около», «до», «от», «более», «менее», «выше», «ниже», «наибольший», «наименьший», «минимальный», «максимальный», «min», «max», «˃», «≥», «˂». «≤», «‖‖», «≠», «≈», «+», «-» и других не допускается.

Если при описании объекта закупки Заказчиком в названии наименования показателя содержатся фразы (слова) «в диапазоне», «диапазон»,«в диапазоне от... до...» это означает, что значение показателя не может изменяться в ту или иную сторону, а участником аукциона должен быть предложен товар именно с таким значением показателя.

Значения показателей, сопровождающиеся в техническом задании словами «не менее», «не ниже», «не ранее», «min», «как минимум» и аналогичными по смыслу словами, а также знаком «>» в т.ч на схемах, рисунках – являютсяминимальными значениями. Значения показателей, сопровождающиеся в техническом задании словами «не более», «не выше», «не позднее», «шах», «как максимум» и аналогичными по смыслу словами, а также знаком «<» в т.ч на схемах, рисунках - являются максимальными значениями.

В соответствии с ГОСТ Р 50611-93 «Удобрение комплексное органоминеральное. Технические условия»по органолептическим и физико-химическим показателям удобрение должно соответствовать требованиям, указанным в таблице:

   

 

Наименование показателя

Норма

1 Внешний вид

Суспензированная, пастообразная или сыпучая влагостойкая гидрофильная масса

2 Цвет

Черно-коричневый

3 Массовая доля органического вещества (в пересчете на сухое вещество), %

40-95

4 Массовая доля гуминовых кислот (в пересчете на сухое вещество), %, не менее

10

5 Массовая доля общего азота (в пересчете на сухое вещество), %, не менее

0,9

6 Массовая доля аммиачного азота (в пересчете на сухое вещество), %, не менее

0,4

7 Массовая доля фосфорного ангидрида (РО) (в пересчете на сухое вещество), %, не менее

0,9

8 Массовая доля оксида калия (KО) (в пересчете на сухое вещество), %, не менее

0,1

9 рН

6,0-7,5

10 Патогенная микрофлора

Отсутствие

11 Яйца гельминтов

"

         

 

   

Исходя из главы 5 ГОСТ Р 50611-93, ГОСТ 27980-88органолептические и физико-химические показатели удобрения определяются путем снятия проб и проведения испытаний.      

Таким образом, органолептические и физико-химические показатели удобренияне подлежат конкретизации и в зависимости от партий поставки товара могут быть различной.

 Кроме того, на момент подачи заявки на участие в аукционе участник закупки не обязан иметь в наличии товар. 

В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 года № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.  

Таким образом, установленные Заказчиком в описании товара, используемого при выполнении работ, требования с учетом положений инструкции по заполнению заявки вводят в заблуждение участников закупки, не позволяя предоставить конкретные показатели, которые станут известны при испытании определенной партии товара, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33,п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

В приложении №2 к описанию объекта закупки аукционной документации Заказчиком установлены требования:

Наименование товара

Требования к модели, номеру
размеру

Требование о соответствии ГОСТ

Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам и параметрам, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие

 

31. Пленкообразующий материал

 

 

Пленкообразующий материал должен применяться при устройстве оснований из бетона, грунтов и каменных материалов, укрепленных цементом. Должен представлять  из себя жидкость, которая после нанесения на поверхность  покрытия, образует после высыхания пленку, препятствующую испарению влаги.  Основа должна быть  смесь  из бутадиенстирольного латекса синтетического каучука с дополнительными добавками, которые отвечают за технологические свойства материала. Меньшие диспергированные частицы  материала не должны  объединяться в большие по размеру при разведении умягченной водой.

               

При этом, указанных сведений недостаточно для конкретного определения материала, который требуется Заказчику, что является нарушением ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать жалобу ООО «КубаньСпецСтрой» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» нарушение ч. 3 ст. 7, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64, ч.ч. 1, 2 ст. 33Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что Заказчику (аукционной комиссии) – ФГБОУ ВДЦ «Смена» выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе № 82 по делу № 256/2019-КС, повторное предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны