Решение б/н РЕШЕНИЕ № 410/2016 от 21 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

АО «Международный аэропорт «Краснодар»

                                                                                   ул. им. Евдокии Бершанской, д. 355,

г. Краснодар, 350912

 

 

 

ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград»

                                                                                    

Аэропорт, г. Волгоград, 400036

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               РЕШЕНИЕ

г. Краснодар

 

Резолютивная часть решения объявлена 08.08.2017

Полный текст решения изготовлен  17.08.2017                                      

 

                                                                                                         

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 410/2016 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Дегтярева Р.В. – руководитель управления,

Члены Комиссии:

Богославский Е.А.– заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и  анализа;

Маркелова О.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

в присутствии представителей ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» генерального директора <…>, по доверенности от 20.12.2016 № <…>, по доверенности от 22.03.2017 № <…>; представителей АО «Международный аэропорт «Краснодар» по доверенности от 30.01.2017 № <…>, по доверенности от 03.07.2017 № б/н <…>, рассмотрев дело № 410/2016 по признакам нарушения АО «Международный аэропорт «Краснодар» пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании дискриминационных условий ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» по сравнению с ООО «БАТО» в целях осуществления авиатопливообеспечения воздушных судов на территории АО «Международный аэропорт «Краснодар»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Краснодарское УФАС России поступило заявление ООО «ЛУКОЙЛ – АЭРО – Волгоград» на действия АО «Международный аэропорт «Краснодар» (далее – АО «МАКр»), выразившиеся в создании препятствий ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» в доступе к объектам инфраструктуры аэропорта, с целью осуществления авиатопливообеспечения воздушных судов на территории АО «Международный аэропорт «Краснодар» для размещения передвижных заправочных средств (АТЗ) в количестве до 4 единиц, с выделением площадки с твердым покрытием общей площадью 500м2 на территории аэропорта города Краснодар. 

В ходе рассмотрения заявления Краснодарским УФАС России установлено следующее.

ООО «ЛУКОЙЛ – АЭРО – Волгоград» является дочерним предприятием ООО «ЛУКОЙЛ – АЭРО» и осуществляет комплекс услуг по авиатопливообеспечению воздушных перевозок.

ООО «ЛУКОЙЛ – АЭРО – Волгоград» неоднократно обращалось в адрес АО «Международный аэропорт «Краснодар» (письма от 06.04.2016 № 01-438, от 24.06.2016 № 01-859, от 01.07.2016 № 01-907) с предложением заключить договоры на оказание следующих услуг:  обучение водителей правилам подъезда/отъезда к/от воздушного судна, а также правилам руководства подъездом/отъездом к/от воздушного судна согласно нормативным документам с выдачей соответствующего разрешения; предоставление оперативной  стоянки топливозаправщиков на территории аэропорта для 4 единиц аэродромных топливозаправщиков; оформление постоянных пропусков для работников ООО «ЛУКОЙЛ – АЭРО – Волгоград» и спецтехники; предоставление площадки для размещения бытового мобильного контейнера  общей площадью не более 6 кв.м. для хранения запчастей и материалов или аналогичных помещений в производственных зданиях аэропорта; аренды помещения для размещения оперативной смены в количестве не более 10 человек единовременно, а также с предложением подписать с ООО «ЛУКОЙЛ – АЭРО – Волгоград» инструкцию по взаимодействию, включая порядок осуществления диспетчеризации (в том числе с предоставлением радиостанций), разграничения зон ответственности при взаимодействии аэропорта, т.е. предоставить доступ к  объектам инфраструктуры АО «МАКр». 

АО «МАКр» ответы на вышеуказанные письма не направляло. По мнению АО «МАКр» законодательно не установлено обязательство направления ответов в подобных случаях. Вышеуказанные письма не соответствуют действующему законодательству, которое не предусматривает таких услуг, как предоставление площадей для топливозаправщиков (АТЗ) и размещение средств заправки на территории аэропорта.

Приказом Краснодарского УФАС России от 10.11.2016 № 701 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено дело по признакам нарушения АО «Международный аэропорт «Краснодар» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 24.11.2016 исх. № 25264/5 рассмотрение дела назначено на 02.02.2017.

Указанным определением к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве ответчика АО «Международный аэропорт «Краснодар», в качестве заявителя ООО «ЛУКОЙЛ – АЭРО – Волгоград».

      Определением Краснодарского УФАС России от 03.02.2017 исх. № 1948/5 срок рассмотрения дела № 410/2016 продлен до 24.08.2017.

Определением Краснодарского УФАС России от 03.02.2017 исх. № 1949/5 рассмотрение дела № 410/2016 отложено на 30.03.2017.

Определением Краснодарского УФАС России от 31.03.2017 исх. № 6486/5 рассмотрение дела № 410/2016 отложено на 11.05.2017.

        Определением Краснодарского УФАС России от 12.05.2017 исх. № 10319/5 в связи с выдачей предупреждения рассмотрение дела № 410/2016 отложено на 04.07.2017.

Определение Краснодарского УФАС России от 04.07.2017 исх. № 15749/5 об исправлении технической ошибки. 

         Определением Краснодарского УФАС России от 06.07.2017 исх. № 16106/5 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела № 410/2016 отложено на 08.08.2017.

        Комиссия, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 410/2016 доказательства, установила следующее.

АО «Международный аэропорт «Краснодар» является субъектом естественных монополий, осуществляющим деятельность в сфере оказания услуг аэропортов, и включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 21.09.2006г. № 180-т под регистрационным номером 23/2/4.

Из информации, представленной АО «Международный аэропорт «Краснодар» 09.11.2016 следует, что порядок оказания услуг авиатопливообеспечения, установления тарифов за обеспечение авиаГСМ и определения видов деятельности, относящихся к авиатопливобеспечению, регулируется Приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 18.04.2000 № 89 «Об утверждении «Федеральных авиационных правил. Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок» (далее – Приказ ФСВТ РФ № 89), Приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее - Приказ Минтранса № 241).

Согласно Приказу ФСВТ РФ № 89 авиатопливообеспечение воздушных перевозок направлено на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями).

Организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, выполняет следующие работы:

- прием авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей на склад;

- хранение авиаГСМ;

- подготовку и выдачу авиаГСМ на заправку;

- заправку авиаГСМ в воздушные суда.

Приказом Минтранса № 241 установлен перечень тарифов за обеспечение авиаГСМ, в котором также определены виды деятельности авиатопливообеспечения:

-  тариф за хранение устанавливается за предоставление комплекса услуг по приему, хранению и выдаче авиационного топлива, включая: прием авиационного топлива на склад; лабораторный контроль качества авиационного топлива; хранение авиационного топлива, в том числе предоставление емкостей для хранения авиационного топлива; подготовку и выдачу авиационного топлива на заправку (фильтрация, добавление противоводокристализационной жидкости (далее - ПВК жидкость) и другие операции, предусмотренные технологией); предоставление персонала (включая инженерно-авиационный);

- тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна устанавливается за предоставление комплекса услуг по обеспечению, включая: предоставление персонала (включая инженерно-авиационный) и технических передвижных и/или стационарных средств для заправки воздушного судна авиационным топливом; аэродромный контроль качества авиационного топлива;

- тариф за обеспечение авиационными маслами, смазками и специальными жидкостями устанавливается за предоставление комплекса услуг по обеспечению авиационными маслами, смазками и специальными жидкостями, включая хранение авиационных масел, смазок и специальных жидкостей; анализ качественных масел, смазок и специальных жидкостей; прием и выдачу авиационных масел, смазок и специальных жидкостей.

В соответствии с нормами Воздушного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» (далее – Правила № 599), Приказа ФСВТ РФ № 89, Приказа Минтранса № 241 предоставление площадей для топливозаправщиков (АТЗ) и размещения средств заправки сторонними организациями на территории аэропорта не относится к услугам, которые подлежат регулированию названными нормативными актами.

 Для осуществления услуг авиатопливообеспечения необходимо наличие соответствующей инфраструктуры, требования к которой установлены Приказом ФСВТ РФ № 89, устанавливающим, что организация, осуществляющая услуги авиатопливообеспечения, в зависимости от выполняемых работ должна иметь: резервуары, средства перекачки, хранилища, навесы, сливно-наливные и раздаточные устройства, средства заправки, другие технологические объекты, обеспечивающие получение, хранение, перекачку, очистку, контроль качества, подготовку и выдачу на заправку и слив авиаГСМ из систем воздушных судов, а также необходимый комплекс зданий, сооружений, помещений и инженерных систем.

В материалы дела ООО «Лукойл-АЭРО-Волгоград» представило информацию о наличии инфраструктуры для оказания услуг по авиатопливообеспечению для выполнения работ по заправке авиаГСМ в воздушные суда, а также представлена схема организации авиатопливообеспечения в аэропорту. Общество располагает парком современных топливозапращиков АТЗ-20-FM, ТЗА-22-FE, ТЗА 20-6520 с дозатором ПВК жидкости и имеет значительный опыт по организации и осуществлению авиатопливообеспечения воздушных перевозок.

Из информации, представленной АО «МАКр», инфраструктуры, необходимой для авитопливообеспечения общество не имеет, услуги авиатопливообеспечения, хранения авиационного топлива, заправки авиаГСМ в воздушные суда не осуществляет, также у общества отсутствует технологическая возможность предоставления как ООО «Лукойл-АЭРО-Волгоград», так и любому иному лицу запрашиваемой площади (500м2) для размещения заправочного оборудования.

Правила № 599 определяют общие принципы и порядок обеспечения доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах с целью предупреждения создания условий, которые ставят потребителя (нескольких потребителей) в неравное положение по сравнению с другим потребителем (другими потребителями) при доступе к объектам инфраструктуры аэропортов и к услугам в аэропортах (п. 1).

Согласно п. 2 Правил № 599 «объекты инфраструктуры аэропорта» - сооружения и оборудование, производственно-технологические комплексы, находящиеся на территории аэропорта и непосредственно используемые в целях оказания потребителям услуг в аэропорту; «главный оператор» - хозяйствующий субъект, имеющий сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации; «потребители» - авиаперевозчики, осуществляющие регулярные и нерегулярные авиаперевозки, эксплуатанты воздушных судов (эксплуатанты), а также иные лица, за исключением пассажиров, пользующиеся услугами в аэропортах или подавшие заявку на оказание услуг в аэропортах.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», Управлением подготовлен Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке: «Доступ к объектам инфраструктуры АО «Международный аэропорт «Краснодар» за период 2015-2016гг.», по результатам которого АО «МАКр» является главным оператором аэропорта города Краснодар и занимает доминирующее положение на вышеуказанном рынке.

Согласно письму АО «МАКр» от 23.03.2017 № б/н (вх. в Управление № 2747 от 24.03.2017) услуги по авиатопливообеспечению в аэропорту города Краснодар предоставляет ООО «Базовый Авиатопливный Оператор» (далее - ООО «БАТО»).

В целях допуска сотрудников и транспортных средств на территорию аэропорта города Краснодар между ООО «БАТО» и АО «МАКр» заключен договор № Р-12/09МАК от 02.02.2009 (далее – Договор).

АО «МАКр» оказывает услуги по изготовлению временных (сроком на 1 год) электронных пропусков для проезда сотрудников и транспортных средств ООО «БАТО» на территорию АО «МАКр».

Из Договора не следует, что АО «МАКр» предъявлял ООО «БАТО» дополнительные требования (условия) относительно необходимости соблюдения требований нормативно-правовых актов для выполнения работ по заправке авиаГСМ в воздушные суда, а также о наличии квалифицированных (аттестованных) специалистов, допущенных к работам, связанным с обеспечением безопасности полетов.

ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» обращалось в адрес АО «Международный аэропорт «Краснодар» (письма от 06.04.216 № 01-438, от 24.06.2016 № 01-859, от 01.07.2016 № 01-907) с предложением заключить договоры оказания услуг в аэропорту город Краснодар, в том числе оформление (изготовление) постоянных пропусков для работников ООО «ЛУКОЙЛ – АЭРО – Волгоград» и спецтехники.

При этом АО «МАКр» ссылается на непредставление ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» доказательств наличия возможности соблюдения требований нормативно-правовых актов для выполнения работ по заправке авиаГСМ, что в свою очередь влияет на право предоставления ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» услуги авиатопливообеспечения в аэропорту города Краснодар (возражения на предупреждение АО «МАКр» № б/н от 28.06.2017 вх. в Управление № 6707 от 04.07.2017).

Согласно требованиям п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.

Комиссией Краснодарского УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите кон­куренции» АО «Международный аэропорт «Краснодар» выдано предупреждение о прекращении в срок до 30.06.2017 действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № 10890/5 от 17.05.2017). В указанный срок предупреждение не исполнено.

Вышеуказанные действия (бездействия) АО «Международный аэропорт «Краснодар» по незаключению договора оказания услуг по изготовлению временных электронных пропусков для проезда сотрудников и транспортных средств на территорию АО «МАКр» с ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» при наличии заключенного с «БАТО» договора № Р-12/09МАК от 02.02.2009 об оказании услуг по изготовлению временных электронных пропусков для проезда сотрудников и транспортных средств ООО «БАТО» на территорию АО «МАКр» нарушают пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях АО «Международный аэропорт «Краснодар» факт нарушения   пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» дискриминационных условий по сравнению с ООО «БАТО» путем   незаключения с ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» договора оказания услуг при наличии заключенного с ООО «БАТО» договора № Р-12/09МАК от 02.02.2009, которые ставят ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» в неравное положение с ООО «БАТО» при доступе к объектам инфраструктуры аэропорта.

 

 

2. Выдать АО «МАКр» предписание в срок до 03.10.2017 прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем заключения c ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» договора, аналогичного заключенному между ООО «БАТО» и АО «МАКр».

3. Передать материалы дела № 410/2016 уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии                                                                          Р.В. Дегтярева

                                                                                                       

Члены комиссии                                                                                           Е.А. Богославский

 

                         О.В. Маркелова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

АО «Международный аэропорт «Краснодар»

                                                                                   ул. им. Евдокии Бершанской, д. 355,

г. Краснодар, 350912

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 11-410/2016

 

17 августа 2017 г.                                                                                           г. Краснодар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Дегтярева Р.В. – руководитель управления,

Члены Комиссии:

Богославский Е.А.– заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и  анализа;

Маркелова О.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 17.08.2017 по делу № 410/2016 о нарушении АО «Международный аэропорт «Краснодар» пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 1. АО «Международный аэропорт «Краснодар» в срок до 03.10.2017 прекратить нарушение пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в создании ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» дискриминационных условий по сравнению с ООО «БАТО» путем незаключения с ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» договора оказания услуг при наличии заключенного с ООО «БАТО» договора № Р-12/09МАК от 02.02.2009, которые ставят ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» в неравное положение с ООО «БАТО» при доступе к объектам инфраструктуры аэропорта.

2. АО «МАКр» совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем заключения c ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» договора оказания услуг, аналогичного заключенному между ООО «БАТО» и АО «МАКр».

3. Об исполнении настоящего предписания АО «Международный аэропорт «Краснодар»  сообщить в Краснодарское УФАС России до 06.10.2017.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             Р.В. Дегтярева

 

Член Комиссии:                                                                                     Е.А. Богославский

                                                                                                                                          

                                                                                                                      О.В. Маркелова

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны