Решение б/н РЕШЕНИЕ № 410/2016 от 21 августа 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
АО «Международный аэропорт «Краснодар»
ул. им. Евдокии Бершанской, д. 355,
г. Краснодар, 350912
ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград»
Аэропорт, г. Волгоград, 400036
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар
Резолютивная часть решения объявлена 08.08.2017
Полный текст решения изготовлен 17.08.2017
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 410/2016 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Дегтярева Р.В. – руководитель управления,
Члены Комиссии:
Богославский Е.А.– заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа;
Маркелова О.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
в присутствии представителей ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» генерального директора <…>, по доверенности от 20.12.2016 № <…>, по доверенности от 22.03.2017 № <…>; представителей АО «Международный аэропорт «Краснодар» по доверенности от 30.01.2017 № <…>, по доверенности от 03.07.2017 № б/н <…>, рассмотрев дело № 410/2016 по признакам нарушения АО «Международный аэропорт «Краснодар» пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании дискриминационных условий ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» по сравнению с ООО «БАТО» в целях осуществления авиатопливообеспечения воздушных судов на территории АО «Международный аэропорт «Краснодар»,
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России поступило заявление ООО «ЛУКОЙЛ – АЭРО – Волгоград» на действия АО «Международный аэропорт «Краснодар» (далее – АО «МАКр»), выразившиеся в создании препятствий ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» в доступе к объектам инфраструктуры аэропорта, с целью осуществления авиатопливообеспечения воздушных судов на территории АО «Международный аэропорт «Краснодар» для размещения передвижных заправочных средств (АТЗ) в количестве до 4 единиц, с выделением площадки с твердым покрытием общей площадью 500м2 на территории аэропорта города Краснодар.
В ходе рассмотрения заявления Краснодарским УФАС России установлено следующее.
ООО «ЛУКОЙЛ – АЭРО – Волгоград» является дочерним предприятием ООО «ЛУКОЙЛ – АЭРО» и осуществляет комплекс услуг по авиатопливообеспечению воздушных перевозок.
ООО «ЛУКОЙЛ – АЭРО – Волгоград» неоднократно обращалось в адрес АО «Международный аэропорт «Краснодар» (письма от 06.04.2016 № 01-438, от 24.06.2016 № 01-859, от 01.07.2016 № 01-907) с предложением заключить договоры на оказание следующих услуг: обучение водителей правилам подъезда/отъезда к/от воздушного судна, а также правилам руководства подъездом/отъездом к/от воздушного судна согласно нормативным документам с выдачей соответствующего разрешения; предоставление оперативной стоянки топливозаправщиков на территории аэропорта для 4 единиц аэродромных топливозаправщиков; оформление постоянных пропусков для работников ООО «ЛУКОЙЛ – АЭРО – Волгоград» и спецтехники; предоставление площадки для размещения бытового мобильного контейнера общей площадью не более 6 кв.м. для хранения запчастей и материалов или аналогичных помещений в производственных зданиях аэропорта; аренды помещения для размещения оперативной смены в количестве не более 10 человек единовременно, а также с предложением подписать с ООО «ЛУКОЙЛ – АЭРО – Волгоград» инструкцию по взаимодействию, включая порядок осуществления диспетчеризации (в том числе с предоставлением радиостанций), разграничения зон ответственности при взаимодействии аэропорта, т.е. предоставить доступ к объектам инфраструктуры АО «МАКр».
АО «МАКр» ответы на вышеуказанные письма не направляло. По мнению АО «МАКр» законодательно не установлено обязательство направления ответов в подобных случаях. Вышеуказанные письма не соответствуют действующему законодательству, которое не предусматривает таких услуг, как предоставление площадей для топливозаправщиков (АТЗ) и размещение средств заправки на территории аэропорта.
Приказом Краснодарского УФАС России от 10.11.2016 № 701 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено дело по признакам нарушения АО «Международный аэропорт «Краснодар» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением от 24.11.2016 исх. № 25264/5 рассмотрение дела назначено на 02.02.2017.
Указанным определением к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве ответчика АО «Международный аэропорт «Краснодар», в качестве заявителя ООО «ЛУКОЙЛ – АЭРО – Волгоград».
Определением Краснодарского УФАС России от 03.02.2017 исх. № 1948/5 срок рассмотрения дела № 410/2016 продлен до 24.08.2017.
Определением Краснодарского УФАС России от 03.02.2017 исх. № 1949/5 рассмотрение дела № 410/2016 отложено на 30.03.2017.
Определением Краснодарского УФАС России от 31.03.2017 исх. № 6486/5 рассмотрение дела № 410/2016 отложено на 11.05.2017.
Определением Краснодарского УФАС России от 12.05.2017 исх. № 10319/5 в связи с выдачей предупреждения рассмотрение дела № 410/2016 отложено на 04.07.2017.
Определение Краснодарского УФАС России от 04.07.2017 исх. № 15749/5 об исправлении технической ошибки.
Определением Краснодарского УФАС России от 06.07.2017 исх. № 16106/5 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела № 410/2016 отложено на 08.08.2017.
Комиссия, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 410/2016 доказательства, установила следующее.
АО «Международный аэропорт «Краснодар» является субъектом естественных монополий, осуществляющим деятельность в сфере оказания услуг аэропортов, и включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 21.09.2006г. № 180-т под регистрационным номером 23/2/4.
Из информации, представленной АО «Международный аэропорт «Краснодар» 09.11.2016 следует, что порядок оказания услуг авиатопливообеспечения, установления тарифов за обеспечение авиаГСМ и определения видов деятельности, относящихся к авиатопливобеспечению, регулируется Приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 18.04.2000 № 89 «Об утверждении «Федеральных авиационных правил. Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок» (далее – Приказ ФСВТ РФ № 89), Приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее - Приказ Минтранса № 241).
Согласно Приказу ФСВТ РФ № 89 авиатопливообеспечение воздушных перевозок направлено на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями).
Организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, выполняет следующие работы:
- прием авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей на склад;
- хранение авиаГСМ;
- подготовку и выдачу авиаГСМ на заправку;
- заправку авиаГСМ в воздушные суда.
Приказом Минтранса № 241 установлен перечень тарифов за обеспечение авиаГСМ, в котором также определены виды деятельности авиатопливообеспечения:
- тариф за хранение устанавливается за предоставление комплекса услуг по приему, хранению и выдаче авиационного топлива, включая: прием авиационного топлива на склад; лабораторный контроль качества авиационного топлива; хранение авиационного топлива, в том числе предоставление емкостей для хранения авиационного топлива; подготовку и выдачу авиационного топлива на заправку (фильтрация, добавление противоводокристализационной жидкости (далее - ПВК жидкость) и другие операции, предусмотренные технологией); предоставление персонала (включая инженерно-авиационный);
- тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна устанавливается за предоставление комплекса услуг по обеспечению, включая: предоставление персонала (включая инженерно-авиационный) и технических передвижных и/или стационарных средств для заправки воздушного судна авиационным топливом; аэродромный контроль качества авиационного топлива;
- тариф за обеспечение авиационными маслами, смазками и специальными жидкостями устанавливается за предоставление комплекса услуг по обеспечению авиационными маслами, смазками и специальными жидкостями, включая хранение авиационных масел, смазок и специальных жидкостей; анализ качественных масел, смазок и специальных жидкостей; прием и выдачу авиационных масел, смазок и специальных жидкостей.
В соответствии с нормами Воздушного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» (далее – Правила № 599), Приказа ФСВТ РФ № 89, Приказа Минтранса № 241 предоставление площадей для топливозаправщиков (АТЗ) и размещения средств заправки сторонними организациями на территории аэропорта не относится к услугам, которые подлежат регулированию названными нормативными актами.
Для осуществления услуг авиатопливообеспечения необходимо наличие соответствующей инфраструктуры, требования к которой установлены Приказом ФСВТ РФ № 89, устанавливающим, что организация, осуществляющая услуги авиатопливообеспечения, в зависимости от выполняемых работ должна иметь: резервуары, средства перекачки, хранилища, навесы, сливно-наливные и раздаточные устройства, средства заправки, другие технологические объекты, обеспечивающие получение, хранение, перекачку, очистку, контроль качества, подготовку и выдачу на заправку и слив авиаГСМ из систем воздушных судов, а также необходимый комплекс зданий, сооружений, помещений и инженерных систем.
В материалы дела ООО «Лукойл-АЭРО-Волгоград» представило информацию о наличии инфраструктуры для оказания услуг по авиатопливообеспечению для выполнения работ по заправке авиаГСМ в воздушные суда, а также представлена схема организации авиатопливообеспечения в аэропорту. Общество располагает парком современных топливозапращиков АТЗ-20-FM, ТЗА-22-FE, ТЗА 20-6520 с дозатором ПВК жидкости и имеет значительный опыт по организации и осуществлению авиатопливообеспечения воздушных перевозок.
Из информации, представленной АО «МАКр», инфраструктуры, необходимой для авитопливообеспечения общество не имеет, услуги авиатопливообеспечения, хранения авиационного топлива, заправки авиаГСМ в воздушные суда не осуществляет, также у общества отсутствует технологическая возможность предоставления как ООО «Лукойл-АЭРО-Волгоград», так и любому иному лицу запрашиваемой площади (500м2) для размещения заправочного оборудования.
Правила № 599 определяют общие принципы и порядок обеспечения доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах с целью предупреждения создания условий, которые ставят потребителя (нескольких потребителей) в неравное положение по сравнению с другим потребителем (другими потребителями) при доступе к объектам инфраструктуры аэропортов и к услугам в аэропортах (п. 1).
Согласно п. 2 Правил № 599 «объекты инфраструктуры аэропорта» - сооружения и оборудование, производственно-технологические комплексы, находящиеся на территории аэропорта и непосредственно используемые в целях оказания потребителям услуг в аэропорту; «главный оператор» - хозяйствующий субъект, имеющий сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации; «потребители» - авиаперевозчики, осуществляющие регулярные и нерегулярные авиаперевозки, эксплуатанты воздушных судов (эксплуатанты), а также иные лица, за исключением пассажиров, пользующиеся услугами в аэропортах или подавшие заявку на оказание услуг в аэропортах.
В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», Управлением подготовлен Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке: «Доступ к объектам инфраструктуры АО «Международный аэропорт «Краснодар» за период 2015-2016гг.», по результатам которого АО «МАКр» является главным оператором аэропорта города Краснодар и занимает доминирующее положение на вышеуказанном рынке.
Согласно письму АО «МАКр» от 23.03.2017 № б/н (вх. в Управление № 2747 от 24.03.2017) услуги по авиатопливообеспечению в аэропорту города Краснодар предоставляет ООО «Базовый Авиатопливный Оператор» (далее - ООО «БАТО»).
В целях допуска сотрудников и транспортных средств на территорию аэропорта города Краснодар между ООО «БАТО» и АО «МАКр» заключен договор № Р-12/09МАК от 02.02.2009 (далее – Договор).
АО «МАКр» оказывает услуги по изготовлению временных (сроком на 1 год) электронных пропусков для проезда сотрудников и транспортных средств ООО «БАТО» на территорию АО «МАКр».
Из Договора не следует, что АО «МАКр» предъявлял ООО «БАТО» дополнительные требования (условия) относительно необходимости соблюдения требований нормативно-правовых актов для выполнения работ по заправке авиаГСМ в воздушные суда, а также о наличии квалифицированных (аттестованных) специалистов, допущенных к работам, связанным с обеспечением безопасности полетов.
ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» обращалось в адрес АО «Международный аэропорт «Краснодар» (письма от 06.04.216 № 01-438, от 24.06.2016 № 01-859, от 01.07.2016 № 01-907) с предложением заключить договоры оказания услуг в аэропорту город Краснодар, в том числе оформление (изготовление) постоянных пропусков для работников ООО «ЛУКОЙЛ – АЭРО – Волгоград» и спецтехники.
При этом АО «МАКр» ссылается на непредставление ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» доказательств наличия возможности соблюдения требований нормативно-правовых актов для выполнения работ по заправке авиаГСМ, что в свою очередь влияет на право предоставления ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» услуги авиатопливообеспечения в аэропорту города Краснодар (возражения на предупреждение АО «МАКр» № б/н от 28.06.2017 вх. в Управление № 6707 от 04.07.2017).
Согласно требованиям п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.
Комиссией Краснодарского УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» АО «Международный аэропорт «Краснодар» выдано предупреждение о прекращении в срок до 30.06.2017 действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № 10890/5 от 17.05.2017). В указанный срок предупреждение не исполнено.
Вышеуказанные действия (бездействия) АО «Международный аэропорт «Краснодар» по незаключению договора оказания услуг по изготовлению временных электронных пропусков для проезда сотрудников и транспортных средств на территорию АО «МАКр» с ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» при наличии заключенного с «БАТО» договора № Р-12/09МАК от 02.02.2009 об оказании услуг по изготовлению временных электронных пропусков для проезда сотрудников и транспортных средств ООО «БАТО» на территорию АО «МАКр» нарушают пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях АО «Международный аэропорт «Краснодар» факт нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» дискриминационных условий по сравнению с ООО «БАТО» путем незаключения с ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» договора оказания услуг при наличии заключенного с ООО «БАТО» договора № Р-12/09МАК от 02.02.2009, которые ставят ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» в неравное положение с ООО «БАТО» при доступе к объектам инфраструктуры аэропорта.
2. Выдать АО «МАКр» предписание в срок до 03.10.2017 прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем заключения c ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» договора, аналогичного заключенному между ООО «БАТО» и АО «МАКр».
3. Передать материалы дела № 410/2016 уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии Р.В. Дегтярева
Члены комиссии Е.А. Богославский
О.В. Маркелова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
АО «Международный аэропорт «Краснодар»
ул. им. Евдокии Бершанской, д. 355,
г. Краснодар, 350912
ПРЕДПИСАНИЕ № 11-410/2016
17 августа 2017 г. г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Дегтярева Р.В. – руководитель управления,
Члены Комиссии:
Богославский Е.А.– заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа;
Маркелова О.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 17.08.2017 по делу № 410/2016 о нарушении АО «Международный аэропорт «Краснодар» пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. АО «Международный аэропорт «Краснодар» в срок до 03.10.2017 прекратить нарушение пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в создании ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» дискриминационных условий по сравнению с ООО «БАТО» путем незаключения с ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» договора оказания услуг при наличии заключенного с ООО «БАТО» договора № Р-12/09МАК от 02.02.2009, которые ставят ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» в неравное положение с ООО «БАТО» при доступе к объектам инфраструктуры аэропорта.
2. АО «МАКр» совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем заключения c ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград» договора оказания услуг, аналогичного заключенному между ООО «БАТО» и АО «МАКр».
3. Об исполнении настоящего предписания АО «Международный аэропорт «Краснодар» сообщить в Краснодарское УФАС России до 06.10.2017.
Председатель Комиссии Р.В. Дегтярева
Член Комиссии: Е.А. Богославский
О.В. Маркелова
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.