Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1297/2023 по результатам рассмотрения жал... от 23 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1297/2023
по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

23 марта 2023г. г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

при участии, путем системы ВКС, представителя ООО «Служба пожарного мониторинга - 23» (далее — Заявитель) Р.В.Ф. по доверенности от 31.01.2023г. № 2 и представителя ГБУ СО КК «Шкуринский ДИПИ» (далее – Организатор торгов) Б.О.Н. по доверенности от 02.02.2023г. № 1, рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию системы мониторинга комплексной безопасности объекта (извещение № 32312040172 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию системы мониторинга комплексной безопасности объекта (извещение № 32312040172 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 23.03.2023г. в 10:30.

Заявитель считает, что Организатор торгов нарушил порядок проведения торгов, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия по делу № 023/07/3-1297/2023, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ, услуг для ГБУ СО КК «Шкуринский ДИПИ» (далее – Положение), утвержденным приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 26.12.2022г. № 2201.

19.01.2023г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32312040172 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию системы мониторинга комплексной безопасности объекта.

Начальная (максимальная) цена договора – 53 500,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 19.01.2023г.

Дата и время окончания подачи заявок - 26.01.2023г. в 00:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Ранее, Комиссией Краснодарского УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении оспариваемой закупки.

Решением от 16.02.2023г. по делу № 023/07/3-500/2023 жалоба признана обоснованной, Организатору торгов выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

Указанным решением Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что Организатором торгов, проверка участников на соответствие подпунктов 2, 3 пункта 5 раздела 2 Информационной карты не производилась, документы о прохождении обучения и осуществлении технического обслуживания оборудования участниками закупки не представлены.

Согласно предписанию от 16.02.2023г. по делу № 023/07/3-500/2023, Организатору торгов надлежит отменить протокол подведения итогов запроса котировок от 26.01.2023г. и пересмотреть заявки с учетом решения Краснодарского УФАС России по делу № 023/07/3-500/2023.

В соответствии с протоколом подведения итогов закупки от 14.03.2023г., заявка Заявителя отклонена по причине несоответствия требованиям документации.

Согласно доводу жалобы, Организатором торгов необоснованно отклонена его заявка.

Согласно пояснениям Организатора торгов, заявка Заявителя отклонена по причине отсутствия документа, подтверждающего осуществление исполнителем технического обслуживания пультового оборудования либо копию договора (соглашения) на оказание мониторинговых услуг с организацией, осуществляющей обслуживание пультового оборудования.

При этом, по мнению Заявителя, требование о предоставлении таких документов не предусмотрено документацией и соответствующее подтверждение должно быть запрошено у Победителя торгов на стадии заключения договора.

В соответствии с пунктам 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также требования к участникам закупки.

Согласно пункту 5 раздела 2 Информационной карты установлены следующие требования к участникам закупки:

1. Наличие выписки из реестра лицензий или лицензии (или копии лицензии) на производство работ (оказания услуг) по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2021г. № 1223 о внесении изменений в «Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», на следующие виды работ (услуг):

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

2. Прохождение исполнителями работ специального обучения на заводе-изготовителе оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг» с предоставлением соответствующих документов.

3. Для подтверждения возможности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 56935-2016 и руководства по эксплуатации объектовой станции ПАК «Стрелец-Мониторинг» в круглосуточном режиме осуществлять контроль за поступлением всех видов сигналов (пожар, неисправность и др.) на пульт подразделения пожарной охраны, а, следовательно, обеспечивать круглосуточный мониторинг состояния канала связи между объектовой и пультовой станциями предоставить документ, подтверждающий осуществление исполнителем технического обслуживания пультового оборудования либо копию договора (соглашения) на оказание мониторинговых услуг с организацией, осуществляющей обслуживание пультового оборудования.

Таким образом, в пункте 5 раздела 2 Информационной карты установлены обязательные требования к участникам закупки, являющиеся критериями допуска к участию в запросе котировок. Документация о закупке не содержит положений, позволяющих Комиссии Краснодарского УФАС России сделать иные выводы.

На основании пункта 10 раздела 3 Информационной карты, установлено требование о предоставлении копий следующих документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге:

10.1 Выписки из реестра лицензий или лицензии (или копии лицензии) на производство работ (оказания услуг) по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с требованями постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2021г. № 1223 о внесении изменений в «Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", на следующие виды работ (услуг):

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

10.2 Документ, подтверждающий осуществление исполнителем технического обслуживания пультового оборудования либо копию договора (соглашения) на оказание мониторинговых услуг с организацией, осуществляющей обслуживание пультового оборудования.

Вместе с тем, Документация о закупке является единым документом и отдельные его пункты должны трактоваться во взаимосвязи с иными положениями Документации и Положения.

Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках, под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Согласно части 28 статьи 3.4 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

В силу пункта 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках, у организатора закупки и победителя закупки возникает взаимная обязанность по заключению договора по результатам конкурентной закупочной процедуры.

При этом, Законом о закупках не предусмотрено направление дополнительных запросов в адрес Победителя торгов относительно его соответствия требованиям документации.

Частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что по результатам закупки составляется протокол, в котором отражаются результаты рассмотрения заявок. Возможность отклонения заявки победителя торгов после составления итогового протокола также не предусмотрена.

Определение участника торгов Победителем закупки в отсутствие подтверждения его соответствия обязательным требованиям Документации противоречит вышеуказанным нормам и порождает правовую неопределенность относительно дальнейших правоотношений сторон.

В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Информационной карты отсутствие документов, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, расценивается как несоответствие требованиям извещения. Заявки на участие в запросе котировок, которые не соответствуют требованиям извещения о проведении запроса котировок отклоняются.

Согласно пункту 2 раздела 5 Информационной карты, комиссия по закупкам, если иное не предусмотрено извещением о закупке, обязана отказать участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки, если установлен хотя бы один из следующих фактов:

1) проведение ликвидации участника закупки - юридического лица и наличие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и решения об открытии конкурсного производства;

2) приостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день подачи заявки или предложения от участника;

3) наличие сведений об участнике закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых предусмотрено Законом № 223-ФЗ;

4) непредставление участником закупки документов, необходимых для участия в процедуре закупки, либо наличие в них или в заявке недостоверных сведений об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5) несоответствие участника закупки требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки;

6) несоответствие участника закупки и (или) его заявки требованиям извещения о закупке или настоящего Положения;

7) представления в составе заявки на участие в процедуре закупки заведомо ложных и/или недостоверных сведений об участнике процедуры;

8) предложенная в заявках на участие в запросе котировок в электронной форме - цена на поставку товаров превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.

На основании изложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

Кроме того, согласно доводу жалобы, Организатором торгов нарушены требования к содержанию итогового протокола.

В соответствии с пунктом 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что протокол от 14.03.2023г. не содержит указание на положения документации и извещения, которым не соответствует заявка каждого участника.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов и Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Служба пожарного мониторинга-23» на действия ГБУ СО КК «Шкуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию системы мониторинга комплексной безопасности объекта (извещение № 32312040172 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Организатору торгов — ГБУ СО КК «Шкуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов, не выдавать.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по нарушению, установленному решением, в отношении ГБУ СО КК «Шкуринский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

 

 

Заместитель председателя комиссии

 

Члены комиссии

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Краснодарского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны