Решение б/н РЕШЕНИЕ № 427/2015 от 23 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО

Привокзальная площадь, 5,

г. Краснодар, 350033

 

ООО «Юг-Транс»

Проспект Чекистов, д. 33/1,

г. Краснодар, 350089

 

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края

ул. Красная, д. 35,

г. Краснодар, 350014

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                         

                                                                                                                           г. Краснодар

 

Резолютивная часть решения оглашена 09 августа 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено 22 августа 2016 г.

 

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Дегтярева Р.В. - руководитель управления,

Члены комиссии:

Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

Маркелова О.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

в присутствии представителей АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО по доверенности от 20.06.2016 № <…>; по доверенности от 11.01.2016 № <…>; представителей ООО «Юг-Транс» по доверенностям от 25.01.2016 № <…>; <…>, представителя министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по доверенности от 11.01.2016 № <…>, рассмотрев материалы дела № 427/2015 по признакам нарушения АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов ООО «Юг-Транс»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № 427/2015 послужили поступившие в Краснодарское УФАС России заявления ООО «Юг-Транс» от 17.08.2015 исх. № 03-91 (вх. № 9096 от 18.08.2015); от 26.08.2015 исх. № 03-101 (вх. № 9402 от 26.08.2015); от 08.10.2015 исх. № 03-130 (вх. № 11664 от 23.10.2015), а также поступившие из прокуратуры Краснодарского края заявления ООО «Юг-Транс» от 20.08.2015 исх. № 03-97 (вх. № 9771 от 04.09.2015); от 11.11.2015 исх. № 03-129 (вх. № 12542 от 11.11.2015) о нарушении АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО антимонопольного законодательства.

Приказом Краснодарского УФАС России от 18.11.2015 № 610 возбуждено дело № 427/2015 и определением от 02.12.2015 исх. № 23209/5 рассмотрение дела назначено на 26.01.2016.

Определением Краснодарского УФАС России о назначении дела № 427/2015 от 02.12.2015 исх. № 23209/5 к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО, в качестве заявителя привлечено ООО «Юг-Транс».

Определением Краснодарского УФАС России от 26.01.2016 исх. № 1700/5 срок рассмотрения дела № 427/2015 продлен до 02.09.2016.

Определением Краснодарского УФАС России от 26.01.2016 исх. № 1701/5 рассмотрение дела № 26.01.2016 отложено на 24.03.2016. Указанным определением к участию в рассмотрении дела в качестве располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.

На заседании Комиссии 24.03.2016 представителем АФ «Кубаньпассажиравтосервис» заявлены ходатайства (№ 402/24; № 403/24 от 23.03.2016) о привлечении к участию в рассмотрении дела  № 427/2015 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах: Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; Управления государственного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; Министерства транспорта Российской Федерации.

В удовлетворении всех вышеуказанных ходатайств АФ «Кубаньпассажиравтосервис» Комиссией отказано.

Определением Краснодарского УФАС России от 24.03.2016 исх. № 6055/5 рассмотрение дела № 427/2015 отложено на 27.04.2016.

На заседании Комиссии 27.04.2016 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в заседании комиссии объявлен перерыв до 04.05.2016 14 ч. 30 м.

Определением Краснодарского УФАС России от 04.05.2016 исх. № 9425/5 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела № 427/2015, рассмотрение дела № 427/2015 отложено на 22.06.2016.

Определением Краснодарского УФАС России от 22.06.2016 исх. № 13314/5 рассмотрение дела № 427/2015 отложено на 09.08.2016.

В соответствии с определениями от 26.01.2016 исх. № 1701/5; от 24.03.2016 исх. № 6055/5; от 22.06.2016 исх. № 13314/5 у лиц, участвующих в деле запрошены документы и сведения.

Из заявлений ООО «Юг-Транс» следует, что ООО «Юг-Транс» является перевозчиком межсубъектового маршрута «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578 с 2004 года. В соответствии с ранее действующим договором № 9766 от 11.03.2012, согласно п. 3.5. в кассах, принадлежащих АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО, осуществлялась предварительная и текущая продажа билетов, багажных квитанций и квитанций на провоз ручной клади на все обслуживаемые перевозчиком маршруты/рейсы, учитывая  вместимость транспортных средств, однако с 22.06.2015 АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО прекращена предварительная продажа и бронирование билетов на выделенные места. АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО отказывало в предоставлении услуг по кассовому и диспетчерскому обслуживанию ООО «Юг-Транс» по регулярному автобусному маршруту между субъектами Российской Федерации «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578. Данный маршрут периодический выводился из автовокзальной системы продажи билетов. АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО под различными предлогами периодически закрывает продажу билетов на указанный маршрут, пассажирам желающим приобрести билет сообщается об отсутствии соответствующего маршрута. АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО периодически «сдерживалась» продажа пассажирам билетов на указанный автобусный маршрут, а пассажирам, имеющим «электронные билеты» на рейс «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578 не разрешалась посадка в автобусы ООО «Юг-Транс» и составлялись акты за посадку (провоз) безбилетных пассажиров.

По информации, представленной ООО «Юг-Транс», вышеуказанное поведение АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО обусловлено открытием «дублирующего» маршрута, перевозчиком по которому с 22.06.2015 является ООО «Оазис» (350033, г. Краснодар, Привокзальная площадь, д. 5).

Письмом от 10.12.2015 АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО проинформировало ООО «Юг-Транс» о прекращении договора № 9766 от 11.03.2012 в связи с истечением срока его действия.

Между АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО и ООО «Юг-Транс» 05.02.2016 заключен договор на оказание услуг на объектах транспортной инфраструктуры № 254 с протоколом разногласий.

Представители АФ «Кубаньпассажиравтосервис», присутствующие на рассмотрении дела пояснили, что нарушения антимонопольного законодательства в действиях АФ «Кубаньпассажиравтосервис» отсутствуют.

Представители ООО «Юг-Транс», присутствующие на рассмотрении дела, поддержали доводы, изложенные в заявлениях.

Лицами, участвующими в деле, были представлены дополнительные материалы и сведения, имеющие отношение к рассматриваемым Комиссией обстоятельствам.

Комиссия в полном объеме изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 427/2015 доказательства, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.

Реализация билетов осуществляется согласно требованиям технологической документации, утвержденной для каждого перевозчика, формируется общее станционное расписание, которое размещается на объектах транспортной инфраструктуры в доступных местах. В расписании содержится информация о времени (месте) отправления и прибытия. С учетом имеющегося расписания пассажиры самостоятельно осуществляют выбор рейса, который является наиболее удобным для них.

До 11.01.2016 действовал Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденный приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 № 178 (далее - Порядок).

В соответствии с п. 3 Порядка открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 6 Порядка для решения вопросов по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает:

- схему маршрута в виде графического условного изображения, с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.д.);

- расписание движения автобусов на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту;

- размер платы за проезд и провоз багажа;

- график работы водителей на маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.

В соответствии с п. 9 Порядка после получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута, после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут.

Согласно п. 6 Порядка Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основании утвержденных паспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.

Приказ Минтранса РФ от 14.08.2003 № 178 утратил силу в связи с изданием приказа Минтранса России от 19.10.2015 N 309, вступившего в силу со дня вступления в силу статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

16.05.2005 Министерством транспорта Российской Федерации внесена запись № 7706578 в реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации об открытии маршрута «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578, обслуживаемого на паритетных началах ООО «Юг-Транс» и ООО «Сатурн Трэвел».

В 2015 году ООО «Юг-Транс» разработано новое расписание, которое включило новый график движения: отправления из г. Геленджика в 5:30.

Согласование расписания департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы произведено 18.06.2015. Указанное расписание согласовано с департаментом транспорта Краснодарского края 31.07.2015.

Относительно изложенных в заявлениях ООО «Юг-Транс» доводов об отказе АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО в обслуживания ООО «Юг-Транс» по графику с временем отправления из г. Геленджика в 5 час. 30 мин., Комиссией установлено следующее.  

Отношения между ООО «Юг-Транс» и АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО строились на основании заключенного договора оказания услуг на объектах транспортной инфраструктуры от 11.03.2012 № 9766. Условия данного договора действовали в том числе в течении 2015 года.

Приложением № 1 к вышеуказанному договору определен перечень маршрутов с временем отправления, по которым АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО предоставляет услуги ООО «Юг-Транс».

В указанном перечне время отправления из г. Геленджика в 5 час. 30 мин. отсутствует.

Согласно представленным АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО сведениям ООО «Юг-Транс» не направляло в адрес АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО предложения о внесении изменений в приложение № 1 к договору с учетом нового расписания, в связи с чем, АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО представлялись услуги исключительно по графикам, включенным в приложение № 1 к договору.

Между АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО и ООО «Юг-Транс» 05.02.2016 заключен новый договор на оказание услуг на объектах транспортной инфраструктуры № 254 с протоколом разногласий, который не содержал претензий ООО «Юг-Транс» к приложению № 1, содержащему перечень маршрутов с временем отправления, аналогичный ранее заключенному договору № 9766.

Таким образом, по мнению Комиссии у АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО отсутствовали правовые основания для обслуживания ООО «Юг-Транс» по графику с временем отправления из г. Геленджика в 5 час. 30 мин.

Относительно изложенных в заявлениях ООО «Юг-Транс» доводов о препятствовании АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО законной деятельности ООО «Юг-Транс» по осуществлению перевозок по автобусному маршруту между субъектами Российской Федерации об открытии маршрута «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578 по графику с временем отправления из г. Геленджика в 9 ч. 45 м. Комиссией установлено следующее.  

Перевозчик ООО «Юг-Транс» осуществляет перевозку пассажиров в г. Москва с прибытием на Щелковский АВ (отправление от Краснодарского АВ в 9 ч. 45 м.).

С 22.06.2015 открыт маршрут «Краснодар-Москва», обслуживаемый ООО «Оазис», с прибытием на АС Орехово (отправление от Краснодарского АВ в 10 ч. 30 м.).

Из материалов дела следует, что несмотря на согласование 31.07.2015 расписания АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО периодически прекращалось бронирование и продажа билетов (в т.ч. предварительная) на маршрут «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578, осуществлялся вывод данного маршрута из автоматизированной системы продажи билетов, пассажирам сообщалась информация об отсутствии данного маршрута (о чем свидетельствуют представленные ООО «Юг-Транс» видеоматериалы, жалобы пассажиров <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, а также скриншоты с сайта АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО ww.kpas.ru, с сайта www.avtoticet.ru, инвестором и разработчиком которого является ООО «Оазис», осуществляющее интернет продажу билетов для АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО).

Также из материалов дела следует, что 01.08.2016 за два часа до отправления руководством Геленджикского АВ была запрещена подача автобуса ООО «Юг-Транс» по рейсу «Геленджик-Москва» на посадочную площадку для выполнения рейса по причине не открытия продажи билетов на данный рейс в связи с отсутствием письма ООО «Юг-Транс» с графиком работы на август 2016 года. Однако, согласно материалам дела письмо было передано, исх. № 03-91 от 12.07.2016 (вх. АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО № 874/15 от 13.07.2016).   

Комиссией проведен сравнительный анализ ведомостей учета (предварительной, текущей, иной) за период 01.06.2015 года по 01.04.2016 год продажи билетов на автобусный маршрут «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578, перевозчиком по которому является ООО «Юг-Транс» (ИНН 2308096563), а также на автобусный маршрут «Краснодар - Москва» № 910, перевозчиком по которому является ООО «Оазис».

 

 

ООО «Юг-Транс»

ООО «Оазис»

месяц, год

количество билетов

количество прямых билетов

количество билетов

количество прямых билетов

июн.15

281

200

89

83

июл.15

296

198

379

358

авг.15

437

266

670

667

сен.15

280

188

349

342

окт.15

20

6

155

151

ноя.15

0

0

155

152

дек.15

9

8

131

130

янв.16

0

0

189

185

фев.16

0

0

78

76

мар.16

0

0

140

137

Итого

1323

866

2335

2281

 

С момента открытия маршрута «Краснодар-Москва», обслуживаемого ООО «Оазис», выручка за анализируемый период, полученная в результате продажи билетов ООО «Юг-Транс» значительно снизилась, при этом выручка ООО «Оазис» увеличилась приблизительно в два раза.

Также наблюдается резкое снижение количества проданных билетов ООО «Юг-Транс», в том числе и количество прямых билетов. За период с 01.11.2015 по 01.04.2016 годы (за 5 месяцев) на автобусный маршрут «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578 (ООО «Юг-Транс») продано только 9 билетов. 

По мнению Комиссии, вышеуказанный сравнительный анализ свидетельствует о приоритетной продаже АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО билетов на автобусный маршрут «Краснодар - Москва» № 910 (ООО «Оазис»), что в том числе подтверждает доводы ООО «Юг-Транс» о периодическом прекращении АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО бронирования и продажи билетов на маршрут «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578, вывода данного маршрута из автоматизированной системы продажи билетов, представления пассажирам информация об отсутствии данного маршрута.

Указанные обстоятельства послужили основанием для заключения ООО «Юг-Транс» соответствующих договоров с агентствами по продаже билетов через сеть «Интернет» (через сайты www.busfor.ru  - ООО «Басфор» (ИНН 7705952996); www.ros-bilet.ru - ООО «Рус-Билет» (ИНН 2635208693); www.takebus.ru - ООО «Симпл» (ИНН 7718792193), а также осуществлять продажу билетов самостоятельно в соответствии с «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 и Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Однако АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО отказывала пассажирам, имеющим «электронные билеты» в посадке в автобус по маршруту «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578, ввиду отсутствия в распечатанных «электронных билетах» необходимых реквизитов (серия билета; пол и гражданство пассажира; неверное указание адреса места отправления), а также ввиду того, что в случае оформления билета через агентов, продающих билеты от имени (по поручению) перевозчика (ООО «Юг-Транс»), АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО, как субъект транспортной инфраструктуры не имеет возможности обеспечить передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах оператору ЕГИС ОТБ, а также обеспечить выполнение требований пункта 52 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», поскольку информация от агентов и ООО «Юг-Транс» о проданных билетах в АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО не поступает.

На пассажиров, имеющих электронные билеты и следовавших в автобусах ООО «Юг-Транс» по ведомостям, работниками автовокзалов составлялись акты, как на безбилетных пассажиров.

Согласно ч. 2 ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации  заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади. Обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади. Допускается использование билетов с указанием части или всех реквизитов в электронном виде, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 42, 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее -Правила) проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении № 1 к Правилам. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации, которая состоит в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств (далее - АЦБПДП). Такие базы формируются в частности при осуществлении перевозки автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а также между городом федерального значения Севастополем и Республикой Крым.

Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств формируются на основании информации, предоставленной:

1) субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками;

2) федеральными органами исполнительной власти;

3) иностранными государствами и организациями в рамках международного сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной безопасности.

При оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) транспортных средств передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат следующие данные:

1) фамилия, имя, отчество;

2) дата рождения;

3) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет);

4) пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный);

5) дата поездки;

6) пол;

7) гражданство.

Проверка соблюдения порядка передачи сведений, предусмотренных настоящей статьей, в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности.

Согласно письму ООО «Юг-Транс» от 03.08.2016 исх. № 03-111, ООО «Юг-Транс» зарегистрирован в Реестре перевозчиков и субъектов транспортной инфраструктуры АЦБПДП под № 21143 для передачи персональных данных пассажиров обществу представлен доступ в личный кабинет в ручном режиме для пассажиров, приобретающих билеты через сеть «Интернет» и другие дистрибутивные сети. Согласно пояснениям представителей ООО «Юг-Транс» персональные данные пассажиров передаются в АЦБПДП в установленный срок, в полном объеме. 

Пунктом 47 Правил определено, что если в соответствии с законодательством Российской Федерации персональные данные о пассажирах подлежат передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах, регулярные перевозки осуществляются с использованием именных билетов. Именные билеты должны быть по форме № 7 и должны включать в себя следующие обязательные реквизиты:

а) наименование, серия и номер билета;

б) наименование организации, выдавшей билет;

в) фамилия, имя и отчество пассажира;

г) дата рождения пассажира;

д) вид и номер документа, который удостоверяет личность пассажира и по которому приобретается билет;

е) вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира;

ж) зона действия билета;

з) дата отправления;

и) время отправления;

к) дата прибытия;

л) время прибытия;

м) место;

н) сумма;

о) дата продажи билета;

п) время продажи билета;

р) пол пассажира;

с) гражданство пассажира.

Согласно п. 82 Правил, если регулярная перевозка осуществляется с использованием именных билетов, предусмотренных п. 47 Правил, посадка пассажиров в транспортное средство осуществляется при предъявлении контролеру именного билета, а также документа, удостоверяющего личность пассажира в соответствии с законодательством Российской Федерации (для детей в возрасте до 14 лет - свидетельства о рождении), на основании которого был оформлен именной билет.

Исходя из положений п. 83 Правил безбилетным является (помимо прочего) лицо, обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета.

Электронные системы дистанционной продажи билетов призваны повысить доступность покупки билетов и привлекательность использования автобусного транспорта для пассажира, в том числе благодаря представлению возможности приобретения билетов «туда-обратно» любым удобным пассажиру способом, в том числе в кассе любого автовокзала, терминалах самообслуживания, сети интернет на сайтах и через мобильные приложения.

Согласно позиции Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Департамент), изложенной в письме от 14.07.2016 № 03-03/10306-ИС, билетная продукция может быть реализована через сеть «Интернет», а также дистрибутивные сети агентов, при соблюдении требований Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и Правил. Договор между перевозчиком и пассажиром, заключенный с нарушением Правил, например, с отсутствием указания (в т.ч. в электронном виде) обязательных реквизитов не является билетом, и, соответственно, пассажир, заключивший такой договор, является безбилетным.

Из материалов дела следует, что пассажиры, которые приобрели билеты через сеть «Интернет» на рейс «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578 предъявляли распечатанные билеты, в которых отсутствовали необходимые реквизиты (в частности, в билете № 97722 от 28.08.2015, приобретенном на сайте www.ros-bilet.ru - ООО «Рус-Билет» (ИНН 2635208693) отсутствуют такие реквизиты как: серия билета, пол и гражданство пассажира).

Между тем, ООО «Юг-Транс» в материалы дела представлен распечатанный «электронный билет» ЭБ № 232286 от 11.07.2016, приобретенный пассажиром на сайте www.ros-bilet.ru - ООО «Рус-Билет» (ИНН 2635208693), в котором присутствуют все необходимые реквизиты.

Однако, пассажиры, имеющие билеты, приобретенные через сайты ООО «Рус-Билет», ООО «Басфор», информация о которых значится в ведомостях с указанием всех реквизитов, АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО не допускаются на посадку в автобусы (о чем также свидетельствует коллективная жалоба <…>, <…>, <…> от 16.07.2016).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Исходя из проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг по осуществлению деятельности, обеспечивающей автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию на территории Краснодарского края за период 2014 - 2015 годы установлено, что АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО занимает доминирующее положение на рынке услуг по осуществлению деятельности, обеспечивающей автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию на территории Краснодарского края, с долей равной 90 %.

Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу, что АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке услуг по осуществлению деятельности, обеспечивающей автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию на территории Краснодарского края, ущемляет интересы ООО «Юг-Транс» путем периодического прекращения АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО бронирования и продажи билетов на маршрут «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578, вывода данного маршрута из автоматизированной системы продажи билетов, представления пассажирам информация об отсутствии данного маршрута, а также отказа пассажирам, имеющим «электронные билеты» в посадке в автобус по маршруту «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в периодическом прекращении АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО бронирования и продажи билетов на маршрут «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578, вывода данного маршрута из автоматизированной системы продажи билетов, представления пассажирам информации об отсутствии данного маршрута, а также отказа пассажирам, имеющим «электронные билеты» в посадке в автобус по маршруту «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578, результатом чего является или может являться ущемление интересов ООО «Юг-Транс».
  2. Выдать АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО предписание в срок до 26.09.2016 прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в периодическом прекращении АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО бронирования и продажи билетов на маршрут «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578, вывода данного маршрута из автоматизированной системы продажи билетов, представления пассажирам информация об отсутствии данного маршрута, а также отказа пассажирам, имеющим «электронные билеты» в посадке в автобус по маршруту «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578.

2.1. АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО не осуществлять действия, препятствующие деятельности ООО «Юг-Транс» в части прекращения бронирования и продажи билетов на маршрут «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578, вывода данного маршрута из автоматизированной системы продажи билетов, представления пассажирам информация об отсутствии данного маршрута, а также не препятствовать при посадке в автобусы ООО «Юг-Транс» по маршруту «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578 пассажиров, имеющих «электронные билеты», содержащие обязательные реквизиты, предусмотренные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, персональные данные которых в установленном Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» порядке передаются в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах.

3. Передать материалы дела № 427/2015 уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            Р.В. Дегтярева

 

Члены Комиссии:                                                                                          О.А. Мурадян

                                                                                                                                         

                                                                                                                     О.В. Маркелова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО

 

Привокзальная площадь, 5,

г. Краснодар, 350033

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 16-427/2015

 

 

22 августа 2016 г.                                                                                            г. Краснодар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Дегтярева Р.В. - руководитель управления,

Члены комиссии:

Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

Маркелова О.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 22.08.2016 по делу № 427/2015 о нарушении АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО в срок до 26.09.2016 прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в периодическом прекращении АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО бронирования и продажи билетов на маршрут «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578, вывода данного маршрута из автоматизированной системы продажи билетов, представления пассажирам информация об отсутствии данного маршрута, а также отказа пассажирам, имеющим «электронные билеты» в посадке в автобус по маршруту «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578.
  2. АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО не осуществлять действия, препятствующие деятельности ООО «Юг-Транс» в части прекращения бронирования и продажи билетов на маршрут «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578, вывода данного маршрута из автоматизированной системы продажи билетов, представления пассажирам информация об отсутствии данного маршрута, а также не препятствовать при посадке в автобусы ООО «Юг-Транс» по маршруту «Москва-Краснодар-Геленджик» № 578 пассажиров, имеющих «электронные билеты», содержащие обязательные реквизиты, предусмотренные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, персональные данные которых в установленном Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» порядке передаются в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах.
  3. Об исполнении настоящего предписания АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО сообщить в Краснодарское УФАС России до 29.09.2016.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             Р.В. Дегтярева

 

Члены Комиссии:                                                                                          О.А. Мурадян

                                                                                                                                          

                                                                                                                     О.В. Маркелова

 

 

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны