Письмо б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-5314/2022 по результатам рассмотрения жал... от 18 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-5314/2022
по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

15 ноября 2022г. г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

Члены Комиссии:

в отсутствие надлежащим образом уведомленного ООО «Нефтяной терминал» (далее — Заявитель), при участии, путем системы ВКС, представителя АО «Сочинский хлебокомбинат» Рязановой Юлии Васильевны по доверенности № 69 от 05.11.2022г. (далее — Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставка бензина АИ-95, бензина АИ-92 и дизельного топлива для нужд АО «Сочинский хлебокомбинат» (извещение № 32211759900 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставка бензина АИ-95, бензина АИ-92 и дизельного топлива для нужд АО «Сочинский хлебокомбинат» (извещение № 32211759900 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 15.11.2022г. в 10:00.

Заявитель считает, что Организатор торгов нарушил порядок проведения торгов, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия по делу № 023/07/3-5314/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг АО «Сочинский хлебокомбинат» (далее – Положение), утвержденным решением Совета директоров протоколом № 7 от 22.09.2022г.

13.10.2022г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № № 32211759900 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставка бензина АИ-95, бензина АИ-92 и дизельного топлива для нужд АО «Сочинский хлебокомбинат».

Начальная (максимальная) цена договора – 14 000 000,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 13.10.2022 00:00 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок – 25.10.2022 07:30 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Организатором торгов неправомерно проведена закупка, предмет которой совпадает с предметом ранее проведенной закупки.

Ранее, Организатором торгов проведена закупка путем открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку бензина АИ-95, бензина АИ-92 и дизельного топлива для нужд АО «Сочинский хлебокомбинат» (извещение № 32211687009 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Согласно подпункту 1 пункту 5 Документации, предмет договора составляет право заключения договора на поставку бензина АИ-95, бензина АИ-92 и дизельного топлива для нужд АО «Сочинский хлебокомбинат».

Согласно пункту 2 Технического задания, срок поставки товара: с момента заключения договора по 30.11.2023г.

По результатам проведения закупочной процедуры № 32211687009 от 13.09.2022г. с ООО «Нефтяной терминал» заключен договор на поставку ориентировочно 512 000 литров, 90 карт заправок АЗС по России и г. Сочи.

Согласно пояснениям Организатора торгов, основная территория доставки хлебобулочной продукции у Заказчика приходится на г. Сочи. Для обеспечения непрерывности поставок продукции Заказчику необходимо заправлять а/м бензином и дизельным топливом на торговых точках, расположенных на территории г. Сочи, по направлению движения маршрута доставки продукции.

Условием договора № 32211687009 между ООО «Нефтяной терминал» и АО «Сочинский хлебокомбинат» является отпуск товаров в г. Сочи через АЗС, в количестве указанных в заявке на участие в конкурсе — 10 АЗС. Данное обстоятельство, по мнению Организатора торгов, не позволяет Поставщику полностью удовлетворить потребности Заказчика.

Вместе с тем, по итогам проведения закупочной процедура № 32211759900 от 13.10.2022г. заключен договор между ООО НТК «Торпедо» и АО «Сочинский хлебокомбинат», условиями которого являются осуществление отправки товаров в г. Сочи через АЗС, в количестве 36 АЗС.

Согласно плану закупок 2210540294 на период с 01.01.2022г. по 31.12.2022г., закупки на поставку бензина АИ-95, бензина АИ-92 и дизельного топлива включены в план закупок под порядковыми номерами 102, 177, 378.

Также, Комиссия Краснодарского УФАС России отмечает, что Закон о закупках предоставляет Заказчику право на организацию закупки именно того товара (работы, услуги), которое Заказчик счел необходимым для удовлетворения своих потребностей, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет количество проводимых процедур согласно плану закупок.

Таким образом, Комиссия Краснодарского УФАС России, приходит к выводу о том, что довод Заявителя о неправомерности проведения закупки предмет которой совпадает с ранее проведенной процедурой, срок действия договоров по которой не истек, а также не достигнута предельная сумма договора является необоснованным.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Организатор торгов неправомерно установил критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, которые по мнению Заявителя ограничивает круг участников закупки и ставят участников закупочной процедуры в неравное положение.

К критериям установленным неправомерно Заявитель относит:

Критерий 1 подпункта 20 Информационной карты к Документации по закупочной процедуре № 32211687009, «Размер фиксированной скидки (_%) от независимо выбранного объема товара в рамках договора». Значимость критерия (Vцi) 70 %.

Критерий 2 подпункта 20 Информационной карты к Документации по закупочной процедуре № 32211687009, «Наличие опыта поставок товара по контрактам/договорам, заключенным по результатам закупок в рамках ФЗ №44-ФЗ и/или ФЗ№223-ФЗ за1/один/ год, предшествующий дате размещения закупки».

Значимость критерия (Vкi) – 20%.

Критерий 3 подпункта 20 Информационной карты к Документации по закупочной процедуре № 32211687009, «Суммарная оценка заявки на участие в конкурсе по показателям» Значимость критерия (Vci) — 10%.

Вместе с тем, согласно протоколу № 32211687009 от 30.09.2022г., победителем закупки признано ООО «Нефтяной Терминал».

Также, в соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и Положением, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

Таким образом, Организатору торгов предоставлено право сформировать свою Документацию в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Организатора торгов в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. В соответствии с пунктом 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) принцип равноправия, в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Вместе с тем, все участники закупки поставлены в равные условия, а субъективный фактор (при оценке заявок) исключается посредством установления критериев объективности (обоснованности), описанных в закупочной документации. Формулировки критериев оценки заявок носят определенный (измеримый) характер, критерии являются четкими, понятными и равными для всех участников закупки, а также отвечающими потребностям Организатора торгов.

Таким образом, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях Организатора торгов не установлено нарушение требований части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Нефтяной терминал» на действия АО «Сочинский хлебокомбинат» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставка бензина АИ-95, бензина АИ-92 и дизельного топлива для нужд АО «Сочинский хлебокомбинат» (извещение № 32211759900 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.) необоснованной.

 

Заместитель председателя комиссии

 

 

Члены комиссии

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Краснодарского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны