Решение б/н Решение от 30 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                      

Резолютивная часть решения объявлена 16.11.2020 г.

Полный текст решения изготовлен 30.11.2020 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

ТО.Л. –  заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

СО.А. – начальник отдела контроля органов власти;

ШС.О. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело №023/01/15-750/2020 по признакам нарушения администрацией МО город Сочи части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие надлежащим образом уведомленного Ответчика, в отсутствие депутата СМО ВПП «Единая Россия» Т В.Н.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрено обращение депутата Законодательного Собрания Краснодарского края В.Н. Т на действия администрации МО г. Сочи при предоставлении ООО «Правый Берег» земельного участка в аренду с кадастровым номером 23:49:0203031:1008 без проведения конкурентных процедур, предусмотренных земельным законодательством.

В ходе рассмотрения указанного обращения установлено следующее.

На основании распоряжения Главы администрации Центрального района города Сочи от 21 декабря 2011 года № 573 «О предоставлении земельного участка ООО «Правый берег» в аренду по пер. Ривьерскому в Центральном районе города-курорта Сочи для размещения туристической базы» (далее – Распоряжение), 13.04.2016 года между МО г-к Сочи и ООО «Правый Берег» заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) №4900010212.

  16.05.2016 года ООО «Правый Берег» на основании договора переуступки прав аренды передало права и обязанности по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) №4900010212 от 03.04.2016 года Холодцову М.А..

Вместе с тем, установлено, что согласно п.п.2.1 Распоряжения, ООО «Правый Берег» обязано в течение 30 дней со дня издания настоящего распоряжения заключить с администрацией г-к Сочи договор аренды земельного участка.

2.2 Обратиться в двухмесячный срок со дня принятия настоящего распоряжения в управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю для регистрации договора аренды земельного участка.

2.3 Представить в пределах установленного в пункте 2.2 срока в департамент имущественных отношений администрации города Сочи копию расписки в получении документов, необходимых для осуществления  государственной регистрации права.

2.4 В случае невыполнения подпункта 2.3 настоящего пункта настоящее распоряжение подлежит отмене.

Договор между ООО «Правый Берег» и администрацией МО г. Сочи заключен 03.04.2016 года, то есть по истечении 5 лет со дня издания Распоряжения. Регистрация права аренды произведена 23.05.2016г.

Согласно п.п. 2.4 Распоряжения, по истечении двух месяцев со дня принятия, указанное Распоряжение подлежало отмене.

Иных правовых оснований приобретения земельного участка у ООО «Правый Берег» не было.

Земельный участок подлежал передаче ООО «Правый Берег» в аренду сроком на 3 года для строительства туристической базы по договору аренды, который должен был быть заключен в течение 30 дней со дня издания распоряжения, то есть до 21 января 2012 года.

23.06.2014 принят Федеральный закон №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №171-ФЗ), согласно которому статьи 28 – 34 Земельного Кодекса утратили свою силу.

В соответствии со статьей 35 Закона №171-ФЗ данный документ вступил в силу с 1 марта 2015 года, за исключением отдельных положений, вступивших в силу со дня официального опубликования.

В силу п. 1 ст. 34 Закона № 171-ФЗ до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности предоставляется лицу в аренду, постоянное бессрочное пользование или безвозмездное пользование в соответствии со ст. 31 и 32 Земельного кодекса РФ (в редакции действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, только если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015 г., но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

В данном случае решение о предварительном согласовании места размещения туристической базы принято в 2011 году, то есть ранее, чем за три года до предоставления Земельного участка в аренду ООО «Правый Берег» (2016 год).

Согласно ч.1 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

В соответствии с положениями статьи 447 ГК РФ торги представляют собой особый способ заключения договора, при котором договор заключается с лицом, предложившим наиболее высокую цену или лучшие условия исполнения договора.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Передача прав на указанный объект муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество, а также свидетельствует о негативном вмешательстве в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Предоставление отдельному хозяйствующему субъекту – ООО «Правый Берег», а в последующем переуступка прав аренды земельного участка Холодцову М.А. без проведения торгов, создает указанным субъектам преимущественные условия осуществления деятельности по сравнению с иными организациями (предпринимателями).

В действиях администрации МО г. Сочи, выразившихся в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203031:1008 с ООО «Правый Берег» без проведения торгов установлены признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

С учетом вышеизложенного, Краснодарское УФАС России, руководствуясь ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выдало администрации МО город Сочи предупреждение о необходимости прекращения действий (бездействия), содержащих признаки нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции».

В установленный срок предупреждение администрацией МО город Сочи не выполнено.

Приказом руководителя Краснодарского УФАС России №31 от 14.02.2020 возбуждено дело №023/01/15-750/2020 по признакам нарушения администрацией МО город Сочи части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 27.02.2020 о назначении дела №023/01/15-750/2020 о нарушении антимонопольного законодательства  рассмотрение дела назначено на 30.03.2020г.

Комиссия, в полном объеме изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле №023/01/15-750/2020 доказательства, ознакомившись с пояснениями ответчика по данному делу, установлено следующее.

Земельный кодекс Российской Федерации в редакции от 28.12.2013 (до вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014 №171-ФЗ) предусматривал порядок предоставления земельных участков для строительства, который включал в себя этап выбора земельных участков для строительства и принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка (статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации); принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства (статья 32 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решение органа местного самоуправления являлось основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 7 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).

Уполномоченным органом администрации города Сочи по управлению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, является департамент имущественных отношений администрации города Сочи, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Городского Собрания Сочи и отраслевых (функциональных) территориальных органов администрации города Сочи (пункт 2.1. положения о департаменте  имущественных отношений администрации города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 30.11.2016).

При этом в соответствии с ранее действовавшим порядком подготовки предоставления земельного участка при наличии утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта, утвержденным распоряжением Главы города Сочи от 04.06.2009 №562-р (в редакции от 30.03.2015), решение о предоставлении земельного участка принимается главой администрации внутригородского района на основании заявления о предоставлении земельного участка для строительства, при наличии утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта.

Договор аренды земельного участка заключался от имени главы администрации внутригородского района департаментом имущественных отношений администрации города Сочи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков.

Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.

Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203031:1008 предоставлен в аренду в порядке, установленном статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (редакция, действующая в 2011 году).

Согласно распоряжению Главы города Сочи от 04.06.2009 №562-р «Об утверждении порядков подготовки и согласования администрацией города Сочи документации по вопросам распоряжения земельными участками на территории города-курорта Сочи» (в редакции, действующей в 2011 году) подготовка и согласование документации по предоставлению земельного участка путем предварительного согласования места размещения объекта и  принятие решения о предоставлении земельного участка в указном порядке, относилось к компетенции администраций внутригородских районов города Сочи.

Учитывая изложенное, с учетом действующих нормативно правовых актов, распоряжением Главы администрации Центрального района города Сочи от 12.09.2011 №415-р утверждены материалы предварительного согласования места размещения туристической базы на испрашиваемом земельном участке.

Земельный участок сформирован в установленном порядке, осуществлен его государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый номер <...> :49:0203031:1008.

Издано распоряжение Главы администрации Центрального района города Сочи от 21.12.2011 №573-р «О предоставлении земельного участка ООО «Правый берег» в аренду по переулку Ривьерскому в Центральном районе города-курорта Сочи для размещения туристической базы».

В рамках арбитражного дела №A32-33938/2011 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203031:1008 наложен арест, в связи с чем, заключение договора аренды и его дальнейшая регистрация не представлялись возможным.

После снятия ареста, на основании заявления ООО «Правый берег», в соответствии с распоряжением Главы администрации Центрального района города Сочи от 21.12.2011 №573-р «О предоставлении земельного участка ООО «Правый берег» в аренду по переулку Ривьерскому в Центральном районе города-курорта Сочи для размещения туристической базы» между муниципальным образованием город-курорт Сочи и ООО «Правый берег» департаментом имущественных отношений администрации города Сочи заключен договор аренды от 13.04.2016 №4900010212 о предоставлении земельного участка площадью 810 кв.м с кадастровым номером 23:49:0203031:1008, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, пер. Ривьерский, 4, с видом разрешенного использования - «для размещения туристической базы». Срок действия договора установлен до 13.04.2019.

На основании договора о передаче прав и обязанностей от 16.05.2016 по договору аренды от 13.04.2016 №4900010212 права переданы Холодцову Михаилу Алексеевичу.

Договор о передаче прав и обязанностей от 16.05.2016 зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 23.05.2016.

На основании решения Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 09.08.2018 по делу №2а-4011/2018, вступившего в законную силу 18.09.2018, между муниципальным образованием город-курорт Сочи и Холодцовым М.А. заключено дополнительное соглашение от 25.09.2018 о продлении срока действия договора аренды от 13.04.2016 №4900010212 с 18.09.2018 на 10 (десять) лет.

Таким образом, права аренды предоставлено на основании вступивших в законную силу судебных актов.

Пунктом 8 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено следующее.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам. Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 41.1, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела №023/01/15-750/2020 в связи с отсутствием факта нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых действиях администрации МО город Сочи.  

 

Председатель Комиссии:                                                             О.Л. Т

 

Члены Комиссии:                                                                        О.А. С

 

С.О. Ш

 

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны