Решение б/н РЕШЕНИЕ № 456/2016 от 19 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ООО УК «Екатеринодар»

_________________________

350000, г. Краснодар,

ул. Красная, 108

 

Ответчик:

ООО «Энергия Кубани»

_________________________

350080, г. Краснодар,

      ул. Новороссийская, 59

 

          350018, г. Краснодар,

            ул. Сормовская, д.7,

       литер Г, офис №11,11/1

 

Ответчик:

АО «НЭСК-электросети»

_______________________________

350020, г. Краснодар,

пер. Переправный, д.13, офис 103А

 

 

РЕШЕНИЕ                                                                                                            

 

Резолютивная часть решения объявлена 29.05.2017                                    г. Краснодар

Полный текст решения изготовлен 09.06.2017

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,

Члены комиссии:

Коробкина О.Р. – главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи;

Цуканов-Лубяницкий Г.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи,

рассмотрев дело № 456/2016 по признакам нарушения ООО «Энергия Кубани» (350080, г. Краснодар, ул. Новороссийская, 59), АО «НЭСК-электросети» (350020, г. Краснодар, пер. Переправный, 13, офис 103А) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителя ООО «Энергия Кубани» - <…> по доверенности от <…>№ <…>, в присутствии представителей АО «НЭСК-электросети» <…>., действующего по доверенности от <…> №<…>,<…> ., действующего по доверенности от <…>№<…>, в отсутствие надлежаще уведомленного ООО УК «Екатеринодар»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Краснодарское УФАС России (далее – Управление) поступило обращение ООО УК «Екатеринодар» (вх. от 19.01.2016 № 480) на действия (бездействие) ООО «Энергия Кубани» (далее - Сетевая организация), выразившиеся в ущемлении интересов ООО УК «Екатеринодар» (далее – Заявитель) путем неисполнения ООО «Энергия Кубани» мероприятий по переоформлению АРБП, в порядке, предусмотренном п. 69 Правил технологического присоединения № 861.

ООО УК «Екатеринодар» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом №18/2 по ул. им. Архитектора Петина в г. Краснодаре (далее МКД №18/2).

В целях оказания бесперебойной услуги по электроснабжению собственников МКД №18/2, УК «Екатеринодар» 28.07.2016 обратилось в АО «НЭСК» с письмом, в ответ на которое АО «НЭСК» письмом от 10.08.2016 сообщило в адрес УК «Екатеринодар», что для заключения договора энергоснабжения в отношении указанного МКД, УК «Екатеринодар» должна представить ряд документов,  в том числе АРБП и АРЭО с владельцем электрических сетей, к которым присоединены энергопринимающие устройства объекта энергоснабжения.

Точками поставки электроэнергии к указанному дому являются трансформаторные подстанции ТП-2366п и ТП/2367п, владельцами которых является ООО «Энергия Кубани».

Заявитель обратился в ООО «Энергия Кубани» с заявкой на выдачу технических документов (акта разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон).

17.08.2016 ООО «Энергия Кубани» в адрес УК «Екатеринодар» направило письмо с требованием представить необходимые документы,  именно: правоустанавливающие документы на электроустановки, присоединение к ТП-2366п, ТП-2367п; однолинейную схему электроснабжения жилых домов по ул. Архитектора Петина, №18/1, 18/2, 18/3, с указанием марки КЛ-0,4 кв, сечение, длины; мест установки электросчетчиков их тип, паспортные данные, актов поверки;  какому фидеру в РУ-0,4 кв ТП-2366п, ТП-2367п подключен какой кабель и что от него запитано, с указанием мощности подключения в кВ согласно проекту.

УК «Екатеринодар» письмом от 31.08.2016 направило в адрес ООО «Энергия Кубани» требуемые документы с просьбой переоформить АРБП.   

Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правилам технологического присоединения № 861), определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно п. 69 Правил технологического присоединения № 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах «в» и «г» или «е» пункта 62 Правил технологического присоединения № 861, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 Правил технологического присоединения № 861), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении.

Пунктом 34 Правил технологического присоединения № 861 установлено, что  заявители (за исключением лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также заявителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения объектов к единой национальной (общероссийской) электрической сети, и заявителей, не внесших плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств либо внесших такую плату не в полном объеме), имеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых до 1 января 2009 г. в установленном порядке было осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе по соглашению с иными владельцами энергопринимающих устройств снизить объем максимальной мощности (избыток, реализованный потенциал энергосбережения и др.) собственных энергопринимающих устройств с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности в пользу иных владельцев от объема максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя, в пределах действия соответствующего центра питания (при осуществлении перераспределения максимальной мощности в электрических сетях классом напряжения от 0,4 до 35 кВ центром питания считается питающая подстанция с классом напряжения 35 кВ, при осуществлении перераспределения максимальной мощности в электрических сетях классом напряжения свыше 35 кВ центром питания считается распределительное устройство подстанции, к которому осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств лица, перераспределяющего свою максимальную мощность). При этом потребители электрической энергии, энергоснабжение энергопринимающих устройств которых осуществляется по третьей категории надежности электроснабжения, не вправе перераспределять свою максимальную мощность в пользу потребителей, энергоснабжение энергопринимающих устройств которых осуществляется по первой или второй категориям надежности электроснабжения.

На дату обращения Заявителя в антимонопольный орган, а также возбуждения дела № 456/2016, ООО «Энергия Кубани» не осуществлены действия по переоформлению технической документации на МКД №18/2.

В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче эл. энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

ООО «Энергия Кубани» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ООО «Энергия Кубани» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.

С учетом вышеизложенного в действиях ООО «Энергия Кубани» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Приказом от 09.12.2016 № 734 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении ООО «Энергия Кубани» возбуждено дело № 456/2016 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 456/2016 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 23.12.2016 №27810/6, назначена дата рассмотрения дела  27.04.2017.

 

27.04.2016 в ходе рассмотрения дела № 456/2016 Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что 01.04.2016 ООО «Энергия Кубани» на основании договора купли-продажи №14/2015 от 30.08.2015 заключен договор аренды №26 объектов электросетевого хозяйства.

На основании указанного договора аренды, ООО «Энергия Кубани» обратилась в АО «НЭСК-электросети» с заявками от 11.07.2016 №0333 ССЮЛ, от 11.07.2016 №0334 ССЮЛ на переоформление АРБП по уровню напряженности СН-2.

АО «НЭСК-электросети» не предприняло действий по переоформлению АРБП и АРЭО ООО «Энергия Кубани», в порядке раздела VIII Правил № 861, указав, что представленный договор аренды является ничтожным.

АО «НЭСК-электросети» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.

АО «НЭСК-электросети» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.

 В действиях АО «НЭСК-электросети» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в несоблюдении порядка раздела VIII Правил технологического присоединения № 861 при рассмотрении заявок ООО «Энергия Кубани» № 0333, № 0334 от 11.07.2016г.              

Определением об отложении рассмотрения дела №456/2016 от 27.04.2017 №9057/6 в качестве ответчика привлечено АО «НЭСК-электросети», а также назначена дата рассмотрения дела – 29.05.2017.

 

29.05.2017, Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 456/2016 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, установила следующее.

 

ООО УК «Екатеринодар» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом №18/2 по ул. им. Архитектора Петина в г. Краснодаре (далее МКД №18/2).

В целях оказания бесперебойной услуги по электроснабжению собственников МКД №18/2, УК «Екатеринодар» 28.07.2016 обратилось в АО «НЭСК» с письмом, в ответ на которое АО «НЭСК» письмом от 10.08.2016 сообщило в адрес УК «Екатеринодар», что для заключения договора энергоснабжения в отношении указанного МКД, УК «Екатеринодар» должна представить ряд документов,  в том числе АРБП и АРЭО с владельцем электрических сетей, к которым присоединены энергопринимающие устройства объекта энергоснабжения.

Точками поставки электроэнергии к указанному дому являются трансформаторные подстанции ТП-2366п и ТП/2367п, владельцами которых является ООО «Энергия Кубани».

Заявитель обратился в ООО «Энергия Кубани» с заявкой на выдачу технических документов (акта разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон).

17.08.2016 ООО «Энергия Кубани» в адрес УК «Екатеринодар» направило письмо с требованием представить необходимые документы,  именно: правоустанавливающие документы на электроустановки, присоединение к ТП-2366п, ТП-2367п; однолинейную схему электроснабжения жилых домов по ул. Архитектора Петина, №18/1, 18/2, 18/3, с указанием марки КЛ-0,4 кв, сечение, длины; мест установки электросчетчиков их тип, паспортные данные, актов поверки;  какому фидеру в РУ-0,4 кв ТП-2366п, ТП-2367п подключен какой кабель и что от него запитано, с указанием мощности подключения в кВ, согласно проекта.

УК «Екатеринодар» письмом от 31.08.2016 направило в адрес ООО «Энергия Кубани» требуемые документы, с просьбой переоформить АРБП. 

Между ООО «Энергия Кубани» и ООО «Максима Недвижимость» заключен договор аренды объектов электросетевого хозяйства от 01.04.2016 №26.

Согласно Приложению №3 к указанному договору, ООО «Максима Недвижимость» передало во временное пользование ООО «Энергия Кубани» объекты электросетевого хозяйства, в том числе и ТП-2267п и 2БКТП-2366п.

  01.04.2016 ООО «Энергия Кубани» на основании договора купли-продажи №14/2015 от 30.08.2015 заключен договор аренды №26 объектов электросетевого хозяйства.

  На основании указанного договора аренды, ООО «Энергия Кубани» обратилась в АО «НЭСК-электросети» с заявками от 11.07.2016 №0333 ССЮЛ, от 11.07.2016 №0334 ССЮЛ на переоформление АРБП по уровню напряженности СН-2.

АО «НЭСК-электросети» письмом от 08.09.2016 №38НС-24/8206 отказало ООО «Энергия Кубани» в переоформлении АРБП, указав, что представленный договор купли-продажи от 30.08.2015 №14/2015 является ничтожным.

ООО «Энергия Кубани» письмом от 31.10.2016 №118/2016 в адрес АО «НЭСК-электросети»  сообщило о неправомерности признания договора купли-продажи от 30.08.2015 №14/2015 ничтожным, а также о том, что АО «НЭСК-электросети» обязан осуществить действия по переоформлению АРБП.

В свою очередь, согласно представленным сведениям со стороны ООО «Энергия Кубани» установлено, что требования о признании договора купли-продажи имущества от 30.08.2015 №14/2015 ни АО «НЭСК-электросети», ни ООО «Энергия Кубани» в судебном порядке не предъявлялось, таким образом вывод АО «НЭСК-электросети» о признании указанного договора ничтожным является не обоснованным.

Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правилам технологического присоединения № 861), определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно п. 69 Правил технологического присоединения № 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах «в» и «г» или «е» пункта 62 Правил технологического присоединения № 861, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 Правил технологического присоединения № 861), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении.

Пунктом 34 Правил технологического присоединения № 861 установлено, что  заявители (за исключением лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также заявителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения объектов к единой национальной (общероссийской) электрической сети, и заявителей, не внесших плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств либо внесших такую плату не в полном объеме), имеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых до 1 января 2009 г. в установленном порядке было осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе по соглашению с иными владельцами энергопринимающих устройств снизить объем максимальной мощности (избыток, реализованный потенциал энергосбережения и др.) собственных энергопринимающих устройств с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности в пользу иных владельцев от объема максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя, в пределах действия соответствующего центра питания (при осуществлении перераспределения максимальной мощности в электрических сетях классом напряжения от 0,4 до 35 кВ центром питания считается питающая подстанция с классом напряжения 35 кВ, при осуществлении перераспределения максимальной мощности в электрических сетях классом напряжения свыше 35 кВ центром питания считается распределительное устройство подстанции, к которому осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств лица, перераспределяющего свою максимальную мощность). При этом потребители электрической энергии, энергоснабжение энергопринимающих устройств которых осуществляется по третьей категории надежности электроснабжения, не вправе перераспределять свою максимальную мощность в пользу потребителей, энергоснабжение энергопринимающих устройств которых осуществляется по первой или второй категориям надежности электроснабжения.

На дату обращения Заявителя в антимонопольный орган, а также возбуждения дела № 456/2016, ООО «Энергия Кубани» и АО «НЭСК-электросети» не осуществлены действия по переоформлению технической документации на МКД №18/2.

В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче эл. энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

АО «НЭСК-электросети» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

АО «НЭСК-электросети» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в границах МО г. Краснодар, с долей 100%.

В свою очередь, в ходе рассмотрения дела №456/2016 со стороны ООО «Энергия Кубани» представлено соглашение о расторжении договора аренды от 01.04.2016 №26 от 25.10.2016, в связи с чем, ООО «Энергия Кубани» с 25.10.2016 не является владельцем электроустановок ТП-2366п и ТП-2367п.

Согласно п. 4 пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», оценивая действия (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав, то есть антимонопольному органу при установлении признаков нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ООО «Энергия Кубани», АО «НЭСК-электросети» необходимо доказать, что результат таких действий привел или может привести к ущемлению интересов заявителя.

На основании вышеизложенного в действиях ООО «Энергия Кубани», АО «НЭСК-электросети»  отсутствует факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», приводящий к ущемлению интересов ООО УК «Екатеринодар».

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ч. 2 ст. 48, ч. 1, 2 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

        

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 456/2016, ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Энергия Кубани», АО «НЭСК-электросети».

                                                                      

 

Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель комиссии                                                              И.В. Иващенко

 

Члены комиссии                                                                           О.Р. Коробкина

                                                                                     Г.В. Цуканов-Лубяницкий

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны