Решение б/н Решение Краснодарского УФАС России по делу о нарушении админ... от 12 февраля 2008 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
02 декабря 2008 г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя - Дегтяревой Р.В. – руководителя управления;
Членов комиссии:
Крамаренко Е.В. – начальника отдела контроля органов власти;
Левит Н.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
Авшарова Д.А. – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело № 285 от 03.10.2008 по признакам нарушения администрацией муниципального образования Туапсинский район части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
Рассмотрение дела № 285 началось 11.11.2008 в 15.00, при участии главного врача НУЗ «Узловая поликлиника на станции Туапсе ОАО «РЖД» Ткаченко И.И., представителей администрации муниципального образования Туапсинский район – Дзюба Е.А. (доверенность от 20.10.2008 № 273) и Кочегаровой О.А. (доверенность от 10.11.2008), после отложения (определение об отложении от 13.11.2008 № 7874/9) продолжилось 02.12.2008 в 15 часов. На заседании присутствовали: главный врач НУЗ «Узловая поликлиника на станции Туапсе ОАО «РЖД» Ткаченко И.И., представитель администрации муниципального образования Туапсинский район – Мулкиджанянц Э.И. (доверенность от 02.12.208 № 280) и представитель департамента здравоохранения Краснодарского края – Маслова И.Н. (доверенность от 09.01.2008 № 1).
Отделом контроля органов власти рассмотрено обращение НУЗ «Узловая поликлиника на станции Туапсе ОАО «РЖД», с жалобой на действия администрации муниципального образования Туапсинский район по не включению НУЗ «Узловая поликлиника на станции Туапсе РЖД» в систему обязательного медицинского страхования. В ходе рассмотрения установлено следующее.
Согласно статье 2 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы) основным принципом охраны здоровья граждан является соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 2 Закона медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно. В статье 20 Закона указано, что медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения любой формы собственности.
Статьей 6 Закона закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право на:
обязательное и добровольное медицинское страхование;
выбор медицинской страховой организации;
выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
В соответствии со статьей 15 Закона страховая медицинская организация имеет право свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 г № 286 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год» - первичная медико-санитарная помощь оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Комиссии представлена копия лицензии № 23-01-001368 от 22.02.2007, согласно которой НУЗ «Узловая поликлиника на станции Туапсе ОАО «РЖД» имеет право осуществлять медицинскую деятельность.
Перечень медицинских учреждений и организаций, работающих в системе ОМС, определяется в процессе формирования Территориальной программы государственных гарантий на очередной год на основании поданных от учреждений заявок и утверждается Законом Краснодарского края «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Краснодарском крае на … год».
Согласно Закону Краснодарского края «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Краснодарском крае на 2008 год» - условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Краснодарского края в рамках Территориальной программы госгарантий распространяются на все медицинские организации и учреждения всех форм собственности, расположенные на территории Краснодарского края, участвующие в реализации территориальной программы ОМС, а также на государственные и муниципальные учреждения, оказывающие медицинскую помощь, финансируемую за счет средств бюджетов соответствующих уровней.
Таким образом, заказ – задание по объемам оказания медицинской помощи жителям муниципального образования Туапсинский район муниципальным и иным медицинским организациям самостоятельно определяется администрацией муниципального образования Туапсинский район.
Плановые мощности лечебно-профилактических учреждений здравоохранения муниципальной формы собственности рассчитаны на прикрепленное взрослое население района – 125,5 тыс. чел.
На запрос управления департамент здравоохранения администрации МО Туапсинский район сообщил, что мощности лечебно-профилактических учреждений здравоохранения района позволяют справиться с плановыми объемами в рамках муниципального заказа. В настоящий момент в сеть ЛПУ Туапсинского района входят 8 лечебных учреждений муниципальной собственности и 5 - государственной собственности. Помимо этого действуют 11 врачебных амбулаторий и 35 фельдшерско-акушерских пунктов.
Пять ЛПУ района включены в перечень медицинских организаций и учреждений работающих в системе ОМС, утвержденных законом Краснодарского края "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Краснодарском крае на 2008 год":
1. МУЗ г. Туапсе "Центральная городская больница"
2. МУЗ г. Туапсе "Стоматологическая поликлиника"
3. МУЗ г. Туапсе "Муниципальная городская больница N 2"
4. МУЗ "Детская городская поликлиника г. Туапсе"
5.ГУЗ "Кожно-венерологический диспансер N 7" департамента здравоохранения Краснодарского края.
Согласно представленной информации основанием не включения указанной поликлиники в систему ОМС послужило то, что НУЗ «Узловая поликлиника на ст. Туапсе ОАО «РЖД» работает по цеховому принципу: нет прикрепленного населения (не обслуживается население на дому); нет паспортов участков; в штатном расписании участковые врачи отсутствуют; работать в рамках ДЛО врачи отказались; обслуживаются только работники ОАО «РЖД».
На заседании комиссии администрация дополнительных обоснований отказа не представила.
Главным врачом НУЗ «Узловая поликлиника на станции Туапсе ОАО «РЖД» представлены письма в администрацию от 25.09.2007 № 432 и в департамент здравоохранения Краснодарского края от 01.09.2008 № 655 о включении данного учреждения в перечень учреждений, работающих в системе ОМС. Ответы не получены.
Представитель департамента здравоохранения Краснодарского края пояснил, что организации муниципальной системы здравоохранения направляют предложения по формированию заданий в органы местного самоуправления в сфере здравоохранения, которые рассматривают эти предложения и направляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения. Иные организации здравоохранения также могут направить предложения по разработке заданий в органы местного самоуправления в сфере здравоохранения. Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельны в формировании муниципального заказа-задания для жителей муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
На основании изложенного действия (бездействие) администрации по не включению НУЗ «Узловая поликлиника на станции Туапсе ОАО «РЖД» приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг ОМС.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 47, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях (бездействии) администрации муниципального образования Туапсинский район факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, путем не включения НУЗ «Узловая поликлиника на станции Туапсе ОАО «РЖД» в систему обязательного медицинского страхования.
2. Выдать предписание администрации муниципального образования Туапсинский район о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Председатель Комиссии Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: Е.В.Крамаренко
Н.В. Левит
Д.А. Авшаров
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.