Решение б/н , от 9 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                    

Резолютивная часть решения объявлена 28.11.2022 года                                              г. Краснодар

В полном объеме решение изготовлено 09.12.2022 года     

                        

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 023/01/11-3399/2022 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>;

Члены комиссии:

<…>,

<…>,

<…>,

при участии представителя МУП «КТТУ» - <…> (доверенность № <…> от 16.03.2022), ИП <…><…> (доверенность № б/н от 01.09.2022), рассмотрев дело № 023/01/11-3399/2022 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» муниципального образования город Краснодар (местонахождение: 350033, г. Краснодар, ул. Мира, д. 65; ИНН/ОГРН 2310013042/1032305684124) (далее – МУП «КТТУ») и индивидуальным предпринимателем <…> (далее – ИП <…>) пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в заключении антиконурентного соглашения, реализованного путем заключения договора по результатам закупки у единственного поставщика (извещение №32211327736), которое привело или могло привести к ограничению конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Краснодарского УФАС России поступило обращение прокуратуры Центрального административного округа г. Краснодара от 04.05.2022 №07-12-2022 (вх. № 9353 от 04.05.2022) о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП «КТТУ» при закупке трамваев у ИП <…> без проведения конкурентных процедур.

По результатам рассмотрения вышеназванного обращения, в связи с выявлением в действиях МУП «КТТУ» и ИП <…> признаков нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении антиконурентного соглашения, реализованного путем заключения договора по результатам закупки у единственного поставщика (извещение №32211327736), которое привело или могло привести к ограничению конкуренции, приказом Краснодарского УФАС России от 04.08.2022 № 40/22 возбуждено дело №023/01/11-3399/2022.

Определением Краснодарского УФАС России от 18.08.2022 дело назначено к рассмотрению на 04.10.2022. Определением от 04.10.2022 рассмотрение дела отложено на 01.11.2022. Определением от 01.11.2022 рассмотрение дела отложено на 15.11.2022. Определением от 15.11.2022 рассмотрение дела отложено на 28.11.2022. Срок рассмотрения дела продлен до 18.05.2023.

Комиссия, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, установила следующее.

На официальном сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» http://torgi.gov.ru 15.01.2022 было размещено извещение №22000006740000000003 о проведении электронного аукциона по продаже (приватизации) государственного и муниципального имущества: двух трамвайных вагонов 71-623-02, 2012 года выпуска (лоты 1, 2) и трамвайного вагона 71-407, 2013 года выпуска (лот 3).

Организатор торгов – муниципальное унитарное предприятие «Трамвайно-троллейбусное управление» (ИНН 6154022710, юридический адрес: 347935, Ростовская область, город Таганрог, Смирновский пер, д.52).

НМЦК трамвайного вагона 71-623-02, 2012 года выпуска составила 400 000 рублей. НМЦК трамвайного вагона 71-407, 2013 года выпуска составила 540 000 рублей.

На участие в закупке подана одна заявка от МУП «КТТУ».

По результатам проведения электронного аукциона заявка МУП «КТТУ» отклонена. Основание для отказа в допуске заявки - представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством РФ (ч.8 ст.18 Закона 178-ФЗ). Электронный аукцион признан несостоявшимся.

На официальном сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» http://torgi.gov.ru 08.03.2022 было размещено извещение №22000006740000000004 о проведении электронного аукциона по продаже (приватизации) государственного и муниципального имущества: пяти трамвайных вагонов 71-623-02, 2012 года выпуска (лоты №№1, 2, 4, 5, 6) и трех трамвайных вагонов 71-407, 2013 года выпуска (лоты №№3, 7, 8).

НМЦК лота 1 составила 400 000 рублей, НМЦК лота 2 составила 400 000 рублей, НМЦК лота 3 составила 540 000 рублей, НМЦК лота 4 составила 1 015 000 рублей, НМЦК лота 5 составила 1 015 000 рублей, НМЦК лота 6 составила 1 015 000 рублей, НМЦК лота 7 составила 1 950 000 рублей, НМЦК лота 8 составила 1 950 000 рублей.

По результатам проведения аукциона (извещение №22000006740000000004) по лотам №№1, 2, 4, 5, 6 победителем признан ИП <…>. Вместе с тем, МУП «КТТУ» участие в аукционе не принимало.

По лоту №1 между МУП «ТТУ» и ИП <…> заключен договор №012.0422.03341 от 14.04.2022, цена договора – 408 000 рублей.

По лоту №2 между МУП «ТТУ» и ИП <…> заключен договор №012.0422.03342 от 14.04.2022, цена договора – 408 000 рублей.

По лоту №4 между МУП «ТТУ» и ИП <…> заключен договор №012.0422.03344 от 14.04.2022, цена договора – 1 035 300 рублей.

По лоту №5 между МУП «ТТУ» и ИП <…> заключен договор №012.0422.03345 от 14.04.2022, цена договора – 1 035 300 рублей.

По лоту №6 между МУП «ТТУ» и ИП <…> заключен договор №012.0422.03346 от 14.04.2022, цена договора – 1 035 300 рублей.

По лотам №№3, 7, 8 одержал победу ИП <…>.

Таким образом, ИП <…> приобрел у МУП «ТТУ» пяти трамвайных вагонов 71-623-02, 2012 года выпуска на сумму 3 921 900 рублей.

На территории г. Краснодара трамвайные перевозки осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» муниципального образования город Краснодар.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках») государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок: за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе»); без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, закупка товаров, работ, услуг в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 1 ФЗ «О закупках» должна осуществляться заказчиком – муниципальным унитарным предприятием в порядке, установленном ФЗ «О закупках».

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Директором МУП «КТТУ» <…> 10.03.2022 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг МУП «КТТУ».

Согласно пункту 1.1.1 Положения о закупках МУП «КТТУ» настоящее Положение о закупке товаров, работ, услуг МУП «КТТУ» разработано в целях своевременного и полного обеспечения потребностей МУП «КТТУ» (далее –предприятие, Заказчик) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможности участия юридических и физических лиц, физических лиц, не являющиеся индивидуальными предпринимателями в закупках товаров, работ, услуг для нужд Заказчика и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции  и других злоупотреблений.

Согласно части 3 статьи 3 ФЗ «О закупках» в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Возможность осуществления заказчиками закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрена частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках, при условии соблюдения требований, установленных, в частности, статьей 3.6 Закона о закупках.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки, в том числе, условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком.

Указанная позиция отражена в Письме ФАС России от 27.02.2019 №17/15158/19.

Данный вывод согласуется с правовой позицией судов: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.03.2019 по делу №А06-950/2018, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.06.2019 по делу №А32-24470/2018, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 по делу № А21-292/2019, согласно которой  учреждение вправе самостоятельно определять способы закупки товаров, работ, услуг, не ограничиваясь при этом только конкурентными способами закупки, как то конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений.

Пунктом 2.10 Положения о закупках МУП «КТТУ» установлены случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

14.04.2022 в Положение о закупках МУП «КТТУ» внесены изменения, а именно добавлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться при заключении договора купли-продажи, аренды движимого имущества, бывшего в эксплуатации, в том числе трамвая, троллейбуса, автобуса, спецтехники (пункт 2.10.2 Положения о закупках).

Установлено, что 18.04.2022 в МУП «КТТУ» поступило коммерческое предложение от ИП <…> о продаже пяти трамвайных вагонов 71-623-02, 2012 года на сумму 6 180 000 рублей.

Согласно пояснениям, представленными ИП <…>, перед приобретением вагонов с помощью сети «Интернет» были изучены предприятия эксплуатирующие трамвайные вагоны модели 71-623-02. Согласно информации, размещенной на сайте vagons.ttransport.ru, предпринимателю стало известно, что трамвайные вагоны вышеуказанной модели эксплуатируют организации, находящиеся в 22 городах Российской Федерации (г. Волгоград, г. Енакиево, г. Казань, г. Коломна, г. Краснодар, г. Магнитогорск, г. Москва, г. Набережные Челны, г. Нижнекамск, г. Нижний Новгород, г. Новокузнецк, г. Новосибирск, г. Пермь, г. Самара, г. Санкт-Петербург, г. Смоленск, г. Старый Оскол, г. Таганрог, г. Тула, г. Уфа, г. Хабаровск, г. Челябинск). Наибольшее количество вагонов эксплуатируются в г. Краснодаре, более того г. Краснодар значительно ближе иных городов от г. Таганрога, поэтому коммерческое предложение было направлено в адрес МУП «КТТУ».

Протоколом от 20.04.2022 №020/еп-1 МУП «КТТУ» приняло решение о приобретении у ИП <…> пяти трамвайных вагонов 71-623-02, 2012 года на основании пункта 2.10.2 Положения о закупках МУП «КТТУ».

Согласно письменным пояснениям, представленными МУП «КТТУ» в Российской Федерации отсутствует рынок подержанных трамвайных вагонов, что приводит к невозможности составления закупочной документации для проведения конкурентной процедуры. Предприятием была проведена оценка рыночной стоимости трамвайных вагонов. Согласно отчету от 18.04.2022 №1390-22 об определении рыночной стоимости движимого имущества, стоимость трамвайных вагонов, предложенных ИП <…>, составляет 6 759 850 рублей, что значительно больше стоимости, указанной в коммерческом предложении ИП <…>.

Между МУП «КТТУ» и ИП <…> заключен договор №32211327736 от 20.04.2022 на сумму 6 180 000 рублей.

Согласно пункту 1.2 договора №32211327736 от 20.04.2022 поставка трамвайных вагонов осуществляется путем доставки любыми видами транспорта за счет ИП <…> по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, территория муниципального образования город Краснодар, ул. Ставропольская, 202.

Цена перевозки приобретенных ИП <…> трамвайных вагонов у МУП «ТТУ» составила 850 000 рублей.

Таким образом, затраты ИП <…> на приобретение и перевозку трамвайных вагонов составили 4 771 900 рублей.

МУП «КТТУ» указывает, что на настоящий момент три вагона используются предприятием для перевозки пассажиров, два вагона используются для ремонта других вагонов (с мая по октябрь 2022 года было отремонтировано 20 трамвайных вагонов с применением запасных частей, узлов и агрегатов данных трамвайных вагонов).

Кроме того, МУП «КТТУ» в рамках рассмотрения дела пояснило, что у предприятия 83% вагонов модели 71-623. Учитывая положительный опыт эксплуатации трамвайного вагона модели 71-623, предприятие прилагает усилия по замене подвижного состава именно на вышеуказанную модель, имеющею запас по нормативным срокам эксплуатации.

Согласно пункту 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках.

Трамвайные вагоны на территории Российской Федерации используются ограниченным кругом хозяйствующих субъектов, а именно модель 71-623 (в 22 городах на территории Российской Федерации), что свидетельствует об ограниченном круге поставщиков поддержанных трамвайных вагонов, в том числе модели 71-623.

По результатам анализа конкурентных процедур, извещения о проведении которых опубликованы на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru, на территории Российской Федерации не установлены торги, предметом которых является поставка поддержанных трамвайных вагонов.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» соглашения хозяйствующих субъектов, не указанные в части 1 статьи 11 Закона, в том числе соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, «вертикальные» соглашения и прочие соглашения, могут быть признаны недопустимыми, если антимонопольным органом будет доказано, что результатом реализации или целью договоренностей, достигнутых между хозяйствующими субъектами, являлось недопущение (ограничение, устранение) конкуренции на товарном рынке (части 2 и 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»).

Краснодарским УФАС России не установлены хозяйствующие субъекты, которым ограничили доступ на товарный рынок поставки подержанных трамвайных вагонов модели 71-623. В адрес Краснодарского УФАС России не поступали жалобы от хозяйствующих субъектов на действия МУП «КТТУ» при заключении договора №32211327736 от 20.04.2022.

В результате изучения предоставленных сведений и документов по делу №023/01/17-4732/2021 Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу об отсутствии достаточных доказательств наличия между ответчиками антиконкурентного соглашения, которое имело своей целью либо привело или могло привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ИП <…>.

При указанных обстоятельствах Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела №023/01/11-3399/2022 в действиях МУП «КТТУ» и ИП <…> не усматривает нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения антиконкурентного соглашения между МУП «КТТУ» и ИП <…>, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 023/01/11-3399/2022 в связи с отсутствием нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых комиссией действиях МУП «КТТУ» и ИП <…>.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

<…>

<…>

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны