Решение б/н Решение от 29 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-3400/2020

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

29 июля 2020 г.                                                                                          г. Краснодар                                                               

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

С. О.А. – .

Члены Комиссии:

Д. А.Н.– .

Ш.С.О. – .

в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя ООО «Южное море и КО» (далее – Заявитель), при участии представителя Организатора торгов АО «Оздоровительный комплекс «Орбита» Ф. И.Ю. (доверенность от 27.07.2020) (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказание комплекса услуг по организации питания для гостей АО «ОК «Орбита» (извещение № 32009311984 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказание комплекса услуг по организации питания для гостей АО «ОК «Орбита» (извещение № 32009311984 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 29.07.2020 года в 10:30 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

Заявитель считает, что Организатор торгов установил требования к участникам с нарушением действующего законодательства, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также положением о закупках товаров, работ, услуг АО «ОК «Орбита» (редакция 4) (далее – Положение), утвержденным решением Совета директоров АО «ОК «Орбита» протоколом № 5 от 28.01.2020.

10.07.2020 г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32009311984 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказание комплекса услуг по организации питания для гостей.

Начальная (максимальная) цена договора – 88 214 390,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок 10 июля 2020 года.

Дата и время окончания подачи заявок 22 июля 2020 года 09:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках)целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пояснениям Организатора торгов, критерии оценки и сопоставления заявок, в соответствии с пунктом 17 информационной карты закупочной документации, являются критериями оценки, а не требованиями к допуску участников в закупочной процедуре.

Таким образом, наличие критериев оценки «Опыт исполнения договоров по организации питания «шведский стол» (Ш) (вес критерия - 12%) и «Опыт исполнения договоров по организации детского комплексного питания в оздоровительных комплексах, санаториях, ДОЛ (Д)» (вес критерия -14%) с учетом договоров, на выполнение аналогичным предмету закупки работам, заключенным и исполненным в рамках ФЗ-223 и ФЗ-44, не ограничивает доступ участников на участие в закупке.

Вместе с тем, Комиссий Краснодарского УФАС России установлено, указанные критерии оценки является не единственными критериями оценки предложений участников по данному запросу предложений.

При проведении процедуры закупки Организатор торгов может установить различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником закупки заявки на участие в процедуре закупки, содержащей предложение о цене договора, с учетом специфики деятельности, качественного оказание услуг участником закупки, отсутствия нарушений со стороны участника закупки, норм по поставке и качеству расходных материалов, задержки выплаты заработной платы сотрудникам и так далее.

Таким образом, при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по организации питания для гостей АО «ОК «Орбита» в закупочной документации Организатором торгов установлены следующие критерии оценки:

- величина основного коэффициента снижения цены;

- опыт исполнения договоров по организации питания «шведский стол» (Ш);

- опыт исполнения договоров по организации детского комплексного питания в оздоровительных комплексах, санаториях, ДОЛ (Д);

- квалификация персонала (К);

- наличие сертификатов систем менеджмента качества стандартам ISO 9001-2015 (Н).

Критерий оценки «Опыт исполнения договоров по организации питания «шведский стол» (Ш) и «Опыт исполнения договоров по организации детского комплексного питания в оздоровительных комплексах, санаториях, ДОЛ (Д)», к которым принимаются договоры, выполненные на аналогичные предмету закупки работы, заключенные и исполненные в рамках Ф3-223 и ФЗ-44 применен с целью обеспечения Организатора торгов информированием о добросовестности участников закупки и в связи с тем, что такой опыт легко проверить в ЕИС и тем самым не допустить неправильного подсчета баллов участникам.

Довод Заявителя о том, что внесение в систему оценки указанных критериев дискредитирует, ущемляет права и законные интересы участников закупки и приводит к нарушению требования ФЗ-223 и Ф3-135 в части допущения необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, является несостоятельным.

Наличие критерия оценки обусловлено потребностью Организатора торгов выявить контрагента, являющимся добросовестным участником рынка, и поскольку действующим законодательством не определен четкий порядок оценки критерия «Опыт исполнения договоров по предмету закупки», Организатор торгов может сам устанавливать, каким образом будет оцениваться данный критерий.

Вместе с тем, в соответствии с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При этом эффективное использование источников финансирования не является основной целью проведения закупки.

Согласно пункту 6 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018 уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, невозможность получения определенного количества баллов участником, не отвечающим предъявленным Организатором торгов требованиям, не означает, что действия Организатора торгов повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Вместе с тем, в течение срока подачи заявок, начиная с 10.07.2020г. в адрес Организатора торгов не поступало запросов о разъяснениях документации в части порядка оценки заявок.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торговне установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006              № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

                                                                                                               

Признать жалобу ООО «Южное море и КО» на действия Организатора торгов АО «Оздоровительный комплекс «Орбита» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказание комплекса услуг по организации питания для гостей АО «ОК «Орбита» (извещение № 32009311984 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны