Решение б/н РЕШЕНИЕ № 473/2015 от 20 февраля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Заявитель:
ООО «Лира»
____________________
Ул.Уральская,д.71,
г.Краснодар,350000
Ответчик:
ГАУ КК «Центр по организации
питания учреждений
социальной защиты населения»
_____________________________
ул.Лазурная,68, г.Краснодар,350051
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 04.02.2016 г.
Полный текст решения изготовлен 18.02.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:
Дегтяревой Р.В.- руководителя управления;
Членов комиссии:
Крамаренко Е.В. – начальника отдела контроля органов власти;
Еременко С.Г. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
Асанова О.Ю. – специалиста- эксперта отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело № 473/2015 по признакам нарушения ГАУ КК «Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения» (ул.Лазурная,68, г.Краснодар,35005150), части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя (почтовое уведомление в материалах дела), в присутствии представителей ГАУ КК «Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения» (доверенность от 04.02.2016 №6), Ш. П.Л. (доверенность №6 от04.02.2016), Б. Ю.И. доверенность от 04.02.2016 №5),
УСТАНОВИЛА:
Краснодарским УФАС России рассмотрено обращение ООО «Лира», направленное Федеральной антимонопольной службой, на действия Государственного автономного учреждения Краснодарского края «Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения» при организации и проведении открытого конкурса «Поставка продуктов питания (лот№6) (мясо кур охлажденное) для нужд учреждения» (извещение №31502625566 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России № 643 от 27.11.2015 возбуждено дело № 473/2015 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением от 11.12.2015 рассмотрение дела назначено на 04.02.2016 в 15-00.
При рассмотрении дела №473/2015 Комиссией установлено следующее.
В ходе рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рамках дела № 246-Т/2015 на действия ГАУ КК «Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения» (ул.Лазурная,68, г.Краснодар,350051) при организации и проведении открытого конкурса «Поставка продуктов питания (лот№6) (Мясо кур охлажденное) для нужд учреждения» (извещение №31502625566 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), решением от 09.09.2015 (исх.№17012/9 от 14.09.2015) жалоба признана необоснованной.
В то же время, в решении по делу №246-Т/2015 отражено, что в ходе рассмотрения жалобы по существу в действиях Заказчика по установлению в документации открытого конкурса по критерию «квалификация участника процедуры закупки» подкритериев оценки в отношении опыта и репутации участника процедуры закупки при поставке товара могут быть установлены признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Материалы дела №246-Т/2015 переданы для рассмотрения по существу в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, с целью установления признаков нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Управлением направлен запрос в Государственное автономное учреждение Краснодарского края «Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения» (далее – Учреждение, Заказчик) с целью получения дополнительной информации, а также правового обоснования установления в документации открытого конкурса по критерию «квалификация участника процедуры закупки» подкритериев оценки в отношении опыта и репутации участника процедуры закупки при поставке товара.
По итогам рассмотрения полученных материалов и сведений комиссией по делу №473/2015 установлено следующее.
При проведении торгов на закупку товаров, работ, услуг для нужд Учреждение должно руководствоваться нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также принятыми в соответствии с ним и утвержденными в установленном порядке правовыми актами, регламентирующими правила закупки - Положением о закупке.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения. В соответствии с установленными требованиями учреждением разработано и утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг государственного автономного учреждения Краснодарского края «Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения» (далее - Положение).
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Часть 6 статьи 3 Закона о закупках не допускает осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, к условиям исполнения договора.
Статьёй 9 Положения установлены следующие критерии оценки заявок на участие в процедуре закупки:
1) цена договора, цена единицы продукции;
2) качественные характеристики или функциональные характеристики
(потребительские свойства) продукции;
3) срок поставки продукции;
4) условия оплаты;
5) качество технического предложения участника процедуры закупки;
6) квалификация участника процедуры закупки, в том числе:
а) обеспеченность материально-техническими ресурсами при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
б) обеспеченность кадровыми ресурсами при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
в) опыт и репутация участника процедуры закупки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг;
г) дополнительные подкритерии, установленные при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
7) срок представляемых гарантий качества продукции.
По критериям, указанным в пунктах 2, 5, 6 разрешается устанавливать в документации о закупке подкритерии оценки при условии установления порядка оценки по каждому из подкритериев с указанием показателей и шкалы возможных значений оценки или порядка ее определения. Порядок оценки заявок на участие в конкурсе по критериям, указанным в названной статье, устанавливается в документации о закупке.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2, пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, согласно статье 9 Положения Учреждением разработана и утверждена документация о закупке. Пунктом 24 документации о закупке установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе:
Таблица 1
№ |
Критерии оценки |
Значимость критерия |
1 |
Цена договора |
50 |
2 |
Качественные характеристики или функциональные характеристики (потребительские свойства) товара |
10
|
3 |
Срок поставки товара |
10 |
4 |
Квалификация участника процедуры закупки, в том числе: а) обеспеченность материально-техническими ресурсами при поставке товара б) обеспеченность кадровыми ресурсами при поставке товара в) опыт и репутация участника процедуры закупки при поставке товара
|
15 5 10 |
Пунктом 6 статьи 9 Положения по критерию «квалификация участника процедуры закупки» разрешается устанавливать в документации о закупке подкритерии оценки.
Учреждением в отношении опыта и репутации участника процедуры закупки при поставке товара установлены следующие подкритерии:
1. Участник должен быть производителем товара либо обладать правом поставки соответствующего товара, предоставленным производителем данного товара (с представлением подтверждающих документов).
2. Участник должен иметь опыт исполнения в 2013-2015 году не менее трех аналогичных договоров (контрактов), на поставку товаров, являющихся предметом настоящей процедуры закупки (лота), в дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательные учреждения дополнительного образования детей и другие организации, осуществляющие образовательный процесс для детей, медицинские организации, учреждения социального обслуживания, организации отдыха детей и их оздоровления.
3. К оценке и сопоставлению принимаются договоры (контракты) с адресами поставки не менее чем в десяти различных муниципальных образованиях. В случае, если адресов поставки менее десяти, участник должен подтвердить опыт поставки не менее чем по десяти договорам (контрактам) по различным муниципальным образованиям.
4. К оценке и сопоставлению принимаются договоры (контракты) стоимостью не менее 50% от начальной максимальной цены по данной процедуре закупки (лоту).
Несмотря на то, что каждый из подкритериев не содержит определенное ограничивающее требование для участия в закупке, в совокупности показатели по указанным подкритериям могут представить далеко не все поставщики данного товара на рынок, что и явилось основанием подачи обращения в Краснодарское УФАС России.
Очевидно, что наличие лучшей обеспеченности материально-техническими ресурсами имеет для Заказчика большее значение перед показателем обеспеченности Участника кадровыми ресурсами опытом и репутацией участника процедуры закупки при поставке товара.
При этом в пункте 24 документации о закупке установлено, что сведения по подкритериям указываются в соответствующих формах, являющихся приложениями к заявке на участие в открытом конкурсе, с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих сведения о соответствии участника процедуры закупки установленным требованиям и критериям оценки. В случае отсутствия в составе заявки участника надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих сведения, указанные в приложениях (формах) к заявке, а также выявления недостоверных сведений в представленных документах, такие сведения при определении соответствия участника критериям оценки Заказчиком не учитываются.
Отсутствие в заявке участника документов, подтверждающих его соответствие подкритериям, не ведёт к её отклонению и не может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При этом, в отношении подпункта в пункта 4 таблицы №1 «опыт и репутация участника процедуры закупки при поставке товара», значимость которого 10%, установлены подкритерии, позволяющие определить:
-участников, соблюдающих требования федерального законодательства «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
- опыт работы участника в социальной сфере, ввиду того, что учреждение осуществляет питание престарелых, инвалидов, детей-инвалидов и других социально незащищенных граждан;
- опыт работы участника с учетом сложной логистики и условий поставки, предусмотренных по договорам поставки продуктов питания Учреждению (более 70 адресов доставки на территории Краснодарского края).
Кроме того, установленные подкритерии не ограничивают участников строго определенным перечнем муниципальных образований и содержат альтернативу, позволяют оценить опыт работы по крупным договорам (контрактам), независимо от конкретного региона осуществления поставок продуктов питания.
Все вышеперечисленные требования позволяют участнику закупки набрать максимальный процент по значимости - 10% от общей суммы баллов, тогда как
победитель определяется по совокупности набранных баллов по всем заявленным критериям оценки.
По итогам оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в соответствии с установленными критериями комиссия Учреждения оценила заявки, присвоив им следующие баллы:
Таблица №2
Лот №6: Поставка продуктов питания (Мясо кур охлажденное)
№ заявки
|
Наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) участника закупки
|
Цена договора /балл
|
Качествен ные характери стики / балл
|
Срок поставки /балл
|
Обеспече нность материально -техническими ресурсами /балл
|
Обеспече нность кадровы ми ресурсам и/балл
|
Опыт и репутация участника процедуры закупки /балл
|
Итоговый балл
|
1528 |
Общество с ограниченной ответственностью «Светлана» |
1,52 |
10 |
7,14 |
5 |
5 |
0 |
28,66
|
1537 |
Общество с ограниченной ответственностью «Лира» |
6,08 |
10 |
8,57 |
10 |
1,5 |
0 |
36,15 |
1545 |
Общество с ограниченной ответственностью «Лоцман и К»
|
6,08 |
10 |
8,57 |
10 |
0 |
10 |
44,65 |
После чего, каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора комиссией присвоен порядковый номер <...> Участник размещения заказа конкурирует по всем подкритериям и критериям без ограничения. При этом, набрав ноль баллов по одному из подкритериев, у него остается возможность увеличить показатель по другим подкритериям. Заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер (часть 5 статьи 18 Положения ).
Таблица №3
№ заявки
|
Наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) участника закупки
|
Присвоенный порядковый номер
|
Решение комиссии
|
Лот №6: Поставка продуктов питания (Мясо кур охлажденное).
|
|||
1528 |
Общество с ограниченной ответственностью «Светлана» |
3 |
_
|
1537 |
Общество с ограниченной ответственностью «Лира» |
2
|
_
|
1545 |
Общество с ограниченной ответственностью«Лоцман и К» |
1 |
Победитель
|
После изучения представленных сведений и доводов Заказчика комиссией по делу №473/2015 сделаны следующие выводы:
Согласно подпункту 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Указанные в пункте 24 документации подкритерии оценки и сопоставления заявок, устанавливают порядок ранжирования заявок участников, а не их отбора, не ограничивают количество потенциальных участников конкурса, а лишь снижают возможность победить участнику с низкими показателями обеспеченности материально-техническими и кадровыми ресурсами, а также опытом и репутацией участника.
Нормы действующего законодательства и Положения о закупках Заказчика позволяют ему установить ряд подкритериев конкурса с целью выбора наиболее квалифицированного и опытного поставщика качественной продукции.
В то же время наряду с указанными, Заказчиком установлены и другие критерии и подкритерии, позволяющие варьировать показателями участнику процедуры закупки.
В ходе рассмотрения обращения Заявителем не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что подкритерии критерия «опыт и репутация участника процедуры закупки», указанные в пункте 24 документации, ограничивают количество потенциальных участников конкурса.
При этом документация о закупке не содержит положений, позволяющих сократить (уменьшить) допуск потенциальных участников конкурса, к участию в конкурсе были допущены все имеющиеся заявки.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
На основании изложенного, в действиях Заказчика по установлению в документации открытого конкурса по критерию «квалификация участника процедуры закупки» подкритериев оценки в отношении опыта и репутации участника процедуры закупки при поставке товара не установлено признаков нарушения части1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
В связи с отсутствием факта нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в действиях ГАУ КК «Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения» (ул.Лазурная,68, г.Краснодар,350051), рассмотрение дела № 473/2015 прекратить.
Председатель Комиссии Р.В.Дегтярева
Члены Комиссии: Е.В. Крамаренко
С.Г. Еременко
О.Ю.Асанова
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.