Решение (комиссия) №35112/23 Решение по делу 023/10/18.1-5773/2023 ООО "Тепловая транспор... от 5 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Заявитель:

ООО «Т»

 

 

 

Организатор торгов:

Я

 

 

 

Электронная площадка:

ООО «А»

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу 023/10/18.1-5773/2023 по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

27 ноября 2023 года г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее — Краснодарское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов № 2 (далее – Комиссия) в составе:

председатель комиссии:

 – заместитель руководителя Управления;

члены комиссии:

- начальник отдела контроля органов власти Управления;

- специалист 1 разряда отдела контроля органов власти Управления,

в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы представителя заявителя ООО «Т», организатора торгов — арбитражного управляющего Я, представителя электронной площадки ООО «А»,

рассмотрев жалобу ООО «Т»
(вх. № 40093/23 от 08.11.2023) на действия (бездействие) организатора торгов —
арбитражного управляющего ООО «Т» Я
при организации и проведении торгов по реализации имущества должника: Лот № 1 «И ООО «Т», используемый в технологическом процессе по производству и передаче тепловой энергии» (в том числе земельный участок, здание котельной, тепловая сеть от котельной, оборудование котельной) (сообщение № 11750279 размещено на сайте https://old.bankrot.fedresurs.ru/),

 

УСТАНОВИЛА:

Комиссией Краснодарского УФАС России рассмотрена жалоба ООО «Т» (вх. № 40093/23 от 08.11.2023) на действия (бездействие) организатора торгов — арбитражного управляющего ООО «Т» Я при организации и проведении торгов по реализации имущества должника: Лот № 1 «И ООО «Т», используемый в технологическом процессе по производству и передаче тепловой энергии» (в том числе земельный участок, здание котельной, тепловая сеть от котельной, оборудование котельной) (сообщение № 11750279 размещено на сайте https://old.bankrot.fedresurs.ru/).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи (далее — ВКС) 28 ноября 2023 года в 10 часов 00 минут по мск.

Заявитель полагает, что организатор торгов нарушил установленный порядок организации и проведения торгов, просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными, просит признать жалобу необоснованной.

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Порядок организации и проведения торгов по реализации имущества должника установлен Федеральным законом от 26.10.2002 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) и приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 05.04.2013 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее - Порядок).

Общие требования к торгам установлены статьями 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, проведение оспариваемых торгов является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на торги, обязательные в силу закона.

Аналогичная позиция изложена в письмах ФАС России от 01.03.2023 №СП/14532/23 и от 13.11.2023 №ГМ/94718/23.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры — получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов — определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов.

В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

Установлено, что основным видом деятельности заявителя (ООО «Т»), является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (код 35.30).

Таким образом, нарушение процедуры продажи имущества должника, используемого в технологическом процессе по производству и передаче тепловой энергии» (в том числе земельный участок, здание котельной, тепловая сеть от котельной, оборудование котельной), может привести к ограничению конкуренции в указанной сфере.

29.06.2023 организатор торгов разместил на сайте https://old.bankrot.fedresurs.ru сообщение № 11750279 о проведении публичного предложения по продаже имущества должника по продаже имущества ООО «Т» - Лот № 1. «Имущественный комплекс ООО «Т», используемый в технологическом процессе по производству и передаче тепловой энергии» (в том числе земельный участок, здание котельной, тепловая сеть от котельной, оборудование котельной).

Дата публикации извещения — 29.06.2023;

Дата и время начала подачи заявок — 06.07.2023 11:00 по мск;

Дата и время окончания подачи заявок — 10.08.2023 12:00 по мск.

Начальная цена лота – 57 137 760,00 руб. (без учёта НДС).

Шаг аукциона: 10,00%.

Снижение цены:

1) с 11.08.2023 в 11:00 по 15.08.2023 в 10:00 – 57 137 760

2) с 15.08.2023 в 11:00 по 17.08.2023 в 10:00 – 51 423 984

3) с 17.08.2023 в 11:00 по 21.08.2023 в 10:00 – 45 710 208

4) с 21.08.2023 в 11:00 по 23.08.2023 в 10:00 – 39 996 432

5) с 23.08.2023 в 11:00 по 25.08.2023 в 10:00 – 34 282 656

6) с 25.08.2023 в 11:00 по 29.08.2023 в 10:00 – 28 568 880

7) с 29.08.2023 в 11:00 по 31.08.2023 в 10:00 – 22 855 104

8) с 31.08.2023 в 11:00 по 04.09.2023 в 10:00 – 17 141 328

9) с 04.09.2023 в 11:00 по 06.09.2023 в 10:00 – 11 427 552

10) с 06.09.2023 в 11:00 по 08.09.2023 в 10:00 – 5 713 776

На основании обеспечительных мер, Арбитражным судом Краснодарского края 28.08.2023 по делу №А32-24260/2020) процедура публичного предложения приостановлена (после 6 этапа). 27.10.2023, после отмены обеспечительных мер, арбитражный управляющий ООО «Т» Я возобновил процедуру торгов со следующим графиком снижения цены:

7) с 30.10.2023 в 11:00 по 02.11.2023 в 10:00 – 22 855 104

8) с 02.11.2023 в 11:00 по 04.11.2023 в 10:00 – 17 141 328

9) с 04.11.2023 в 11:00 по 06.11.2023 в 10:00 – 11 427 552

10) с 06.11.2023 в 11:00 по 08.11.2023 в 10:00 – 5 713 776

04.11.2023 в 8:55 (на 8 этапе) ООО «Т» направило предложение о готовности приобрести имущество должника по цене 171 413 28 рублей.

Заявка ООО «Т» не рассмотрена.

04.11.2023 в 12:26 организатор торгов опубликовал сообщение №12876865 об отмене торгов в связи с допущенными техническими ошибками в расчете периодов (этапов) проведения торгов. В сообщении указано, что в дальнейшем будут объявлены торги с учетом корректировки допущенных технических ошибок.

Сообщением №12876938 от 04.11.2023 13:42 организатор торгов возобновил торги в следующем порядке:

7) с 07.11.2023 в 11:00 по 10.11.2023 в 10:00 – 22 855 104

8) с 10.11.2023 в 11:00 по 15.11.2023 в 10:00 – 17 141 328

9) с 15.11.2023 в 11:00 по 20.11.2023 в 10:00 – 11 427 552

10) с 20.11.2023 в 11:00 по 23.11.2023 в 10:00 – 5 713 776

10.11.2023 в 9:10 поступила заявка Я с ценовым предложением 22 904 003 рубля. Протоколом от 10.11.2023 №3961-ОТПП/1 Я признан участником торгов, протоколом от 10.11.2023 № 3961-ОТПП/2/1 признан победителем торгов.

Согласно доводу заявителя, организатор торгов необоснованно отменил торги после поступления заявки, сославшись на технические ошибки в расчете периодов (этапов) проведения торгов.

В силу пункта 4 статьи 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном данным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.

Согласно пункту 18 статьи 110 Закона о банкротстве в случае признания торгов несостоявшимися и незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, а также в случае незаключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов внешний управляющий в течение двух дней после завершения срока, установленного Законом о банкротстве для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, для заключения договора куплипродажи предприятия с единственным участником торгов, для заключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов, принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены продажи предприятия. Повторные торги проводятся в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Также в соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3–19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

Согласно части 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Согласно пункту 15 статьи 110 Закона о несостоятельности решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов.

Пунктом 16 статьи 110 Закона о несостоятельности в течение двух рабочих дней с даты подписания протокола о результатах проведения торгов организатор торгов направляет победителю торгов и внешнему управляющему копии этого протокола. В течение пяти дней с даты подписания этого протокола внешний управляющий направляет победителю торгов предложение заключить договор купли-продажи предприятия с приложением проекта данного договора в соответствии с представленным победителем торгов предложением о цене предприятия.

В соответствии с пунктом 17 статьи 110 Закона о несостоятельности в случае, если не были представлены заявки на участие в торгах или к участию в торгах был допущен только один участник, организатор торгов принимает решение о признании торгов несостоявшимися. Если к участию в торгах был допущен только один участник, заявка которого на участие в торгах соответствует условиям торгов (в случае проведения торгов в форме конкурса) или содержит предложение о цене предприятия не ниже установленной начальной цены продажи предприятия, договор купли-продажи предприятия заключается внешним управляющим с этим участником торгов в соответствии с условиями торгов (в случае проведения торгов в форме конкурса) или представленным им предложением о цене предприятия.

Таким образом, организатор торгов вправе отказаться от проведения торгов только до даты подведения итогов торгов, но не при наличии поступившей заявки. В ином случае отказ организатора торгов от проведения торгов является злоупотреблением права, принципами добросовестности и стабильности гражданского оборота.

В связи с этим, действия организатора торгов в части отмены торгов 04.11.2023 противоречат части 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 139 Закона о банкротстве; доводы жалобы заявителя обоснованы.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

При этом при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что к участию в аукционе допускаются заявители, своевременно подавшие заявку, соответствующую требованиям, указанным в пункте 11 статьи 110 Закона о банкротстве, Приказе Минэкономразвития России от 23.07.2015 №495 и регламенте проведения открытых торгов в электронной форме, утвержденном ЭТП, и обеспечившие своевременное поступление задатка на указанный в сообщении о проведении торгов расчетный счет.

Между тем на основании сведений, предоставленных электронной торговой площадкой ООО «А» установлено, что заявка Я не содержала документа о перечислении задатка. При этом арбитражный управляющий ООО «Т» Я доказательств перечисления Я задатка комиссии Краснодарского УФАС России не представил.

Таким образом, допуск заявки участника в условиях необеспечения им внесения задатка противоречит пункту 14 статьи 110, 4 статьи 139 Закона о банкротстве.

Одновременно с этим установлено, что торги по продаже имущества ООО «Т» проводились в соответствии с Порядком и условиями проведения торгов в электронной форме по продаже имущества ООО «Т», утвержденным собранием кредиторов ООО «Т» от 01 февраля 2023 года (далее — Порядок).

Согласно пункту 3.5 Порядка начальная цена имущества, выставляемого на продажу посредством публичного предложения, равна начальной цене продажи имущества на повторных торгах. Величина снижения начальной цены продажи Имущества (шаг снижения) — 10 (десять) процентов от начальной продажной цены на повторных торгах. Срок, по истечении которого последовательно снижается цена продажи имущества, составляет 2 (два) рабочих дней. Снижение цены происходит до этапа торгов, начальная цена для которого установлена в размере 10 % от начальной продажной цены каждого лота (цена отсечения, минимальная цена продажи).

При этом в соответствии с пунктом 10.9 Порядка при продаже имущества должника посредством публичного предложения устанавливаются следующие условия продажи: срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена продажи – 3 (три) рабочих дня; величина снижения начальной цены продажи – 10 (десять) % от начальной цены на публичном предложении; минимальная цена продажи имущества на публичном предложении – 10% от начальной цены на публичном предложении. начальная цена продажи имущества должника при продаже посредством публичного предложения – начальная цена продажи, установленная при продаже имущества должника на повторных торгах.

Установлено, что график снижения цены в объявлении о проведении торгов (сообщение от 29.06.2023 №11750279) установлен с учетом срока снижения цены в 2 (два) рабочих дня. Однако в том же сообщении указано, что срок, по истечении которого последовательно снижается цена продажи имущества, составляет три календарных дня.

После возобновления проведения торгов (сообщение от 27.10.2023 № 12816451) Организатор торгов определил период снижения цены в 3 (три) календарных дня, а после отмены торгов и их возобновлении 04.11.2023 (сообщение №12876938) период снижения цены торгов определен в 3 (три) рабочих дня.

С учетом изложенного, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу, что объявление о проведении торгов от 09.06.2023 №11750279, с учетом изменений относительно периода снижения цены (сообщение от 27.10.2023
№ 12816451, сообщения от 04.11.2023
12876938) содержат противоречивую информацию в части указания срока, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом установлении в сообщении периодов снижения цены разной продолжительности также не предусмотрено Порядком.

При этом извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены). Аналогичная позиция указана в пункте 4 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005
№ 101.

Соответственно, публичное извещение о проведении торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, обеспечивает возможность подачи заявки на участие в торгах для любого физического и юридического лица.

Необеспечение равных условий для участников при проведении конкурентных процедур, равно как и любое другое нарушение процедуры проведения торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, безусловно свидетельствует об ограничении (возможности ограничения) конкуренции.

Таким образом, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Краснодарского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Т» (вх. № 40093/23 от 08.11.2023) на действия (бездействие) организатора торгов — Арбитражного управляющего ООО «Т» Я
при организации и проведении торгов по реализации имущества должника: Лот № 1 «Имущественный комплекс ООО «Т», используемый в технологическом процессе по производству и передаче тепловой энергии» (в том числе земельный участок, здание котельной, тепловая сеть от котельной, оборудование котельной) (сообщение № 11750279 размещено на сайте https://old.bankrot.fedresurs.ru/) обоснованной.

Организатору торгов - Я выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 


 

 

 

2023-36342

 

 

Связанные организации

ООО Тепловая Транспортная Компания
ИНН 2311305369, ОГРН 1202300025234
ООО «А-Коста»
ИНН 2308084984, ОГРН 1022301213725
Яковенко Роман Анатольевич
ИНН , ОГРН