Решение б/н РЕШЕНИЕ № 48-Т/2017 по результатам рассмотрения жалобы на ... от 27 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ООО «Союз»

_______________

ул.Уральская,124,  

г.Краснодар,350059

 

Организатор торгов:

АО «Международный аэропорт «Краснодар»

____________________

ул.им.Евдокии Бершанской,355,

г.Краснодар,350912

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 48-Т/2017

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

 

20 февраля 2017 г.                                                                               г. Краснодар                                                               

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя  комиссии:

Крамаренко Е.В.  – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:

Левит Н.В. заместитель начальника отдела контроля органов власти;

Тимофеенко О.И.- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

Оберемок А.А. – специалист-эксперт  отдела контроля органов власти,

           рассмотрев  жалобу ООО «Союз» (далее - Заявитель)  на действия АО «Международный аэропорт «Краснодар» (ул.им.Евдокии Бершанской,355, г.Краснодар,350912) (далее - Организатор торгов) при организации и проведении открытого многолотового  запроса предложений   на право заключения договоров на выполнение технического обслуживания и ремонта автомобилей для нужд АО «Международный аэропорт «Краснодар», лоты №№1,2 (извещение №31604523174 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), в присутствии представителя Заявителя З.Ф.Ф. (доверенность б/н от 09.02.2017), в присутствии  представителей Организатора торгов – С. М.Н. (доверенность  №187 от 28.12.2016), К.О.О. (доверенность №30 от 30.01.2017),

УСТАНОВИЛА:

         Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ООО «Союз»  на действия АО «Международный аэропорт «Краснодар» (ул.им.Евдокии Бершанской,355,г.Краснодар,350912) при организации и проведении открытого многолотового  запроса предложений   на право заключения договоров на выполнение технического обслуживания и ремонта автомобилей для нужд АО «Международный аэропорт «Краснодар», лоты №№1,2 (извещение №31604523174 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

        Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

        Рассмотрение жалобы состоялось 20.02.2017 года в 16-00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

         Заявитель считает, что Организатор конкурса подготовил и опубликовал закупочную документацию  в нарушение  требований п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ от 18.07.2011 (далее - Закон о закупках). А именно, среди требований к участникам закупки по обоим лотам (строка 12 информации о проводимом запросе, п. 11) указано «Наличие у Участника статуса дилера от завода-изготовителя (по любой из обслуживаемых марок транспортных средств заказчика в соответствии с предметом запроса по каждому лоту)». Статус дилера законодательством РФ не определен, закупочная документация или законодательство РФ также не содержит определения и существенных условий дилерского договора.

       Организатор торгов возражает  против доводов Заявителя, считает  свои действия по  проведению  запроса предложений правомерными.

      Комиссия Краснодарского УФАС России  по делу №48-Т/2017, изучив доводы Заявителей и Организатора торгов, а также представленные  документы и сведения,  в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

      Извещение о проведении открытого конкурса опубликовано  Организатором торгов на сайте www.zakupki.gov.ru  19 декабря 2016 года.

     Дата начала подачи заявок         19.12.2016

     Дата и время окончания подачи заявок   29.12.2016 18:00.

     Дата и время рассмотрения и оценки заявок - не позднее 26.01.2017  в  18:00.

      Установлено, что Заявитель принял участие в запросе предложений по обоим лотам, в соответствии с протоколом №759  от   02.02.2017 его заявки по лоту№1 и по лоту №2 отклонены.

      В результате сведений, представленных Организатором торгов  и Заявителем, установлено следующее.

     

    Предметом запроса предложений, по лоту №1 являлось выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей для нужд АО «Международный аэропорт «Краснодар»; предметом запроса предложений, по лоту №2 являлось выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту грузовых автомобилей для нужд АО «Международный аэропорт «Краснодар».

    Положением о закупках АО «Международный аэропорт Краснодар»(АО «МАКр»), утвержденным Советом директоров АО «МАКр», протоколом от 07.07.2016 установлено, что перечень документов необходимых для проведения запроса предложений, форма и порядок проведения запроса предложений, проведения этапов рассмотрения и оценки, регламентированы Разделом V «Порядок проведения Запроса предложений» Положения.

     В соответствии с п. 5.3.2. Положения о закупках, закупочной документацией устанавливаются в том числе:

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

-требования к описанию участниками закупки поставляемого товара,  который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

-требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

-критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

-порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

     В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ №223-Ф3, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на  приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

    В отношении доводов жалобы о нарушении закупочной документацией открытого многолотового запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по  техническому обслуживанию и ремонту автомобилей для нужд АО  «Международный аэропорт «Краснодар», требований п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О закупках товаров работ услуг отдельными видами юридических лиц» №223-Ф3 от 18.07.2017» установлено следующее.

    Согласно  подпункту 11 пункта 12 «Требования к Участникам размещения заказа»  раздела II «Информационная карта Запроса» Закупочной документации о проведении открытого многолотового запроса предложений одним из требований установлено к Участникам размещения заказа - Наличие у Участника статуса дилера от завода-изготовителя (по любой из обслуживаемых марок транспортных средств заказчика в соответствии с предметом запроса по каждому лоту).

     По лоту №1 «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей для нужд АО «Международный аэропорт «Краснодар» в техническом задании указан перечень автомобилей из 13 марок отечественного и импортного производства.

   По лоту №2 № «Техническое обслуживание и ремонт грузовых автомобилей для нужд АО «Международный аэропорт «Краснодар» в техническом задании указан перечень автомобилей из 4 марок отечественного производства.

    Участник запроса должен был представить дилерский договор по любой одной из марок транспортных средств заказчика в соответствии с предметом запроса по каждому лоту.

    Согласно сведениям, представленным Организатором торгов, требование к наличию дилерского договора у Участников закупки обусловлено тем, что Аэропорт - является особо опасным и технически сложным объектом, работающим в круглосуточном режиме, к которому предъявляются особые требования транспортной безопасности. Транспортные средства Заказчика используются на территории аэропорта, в том числе и на взлетно-посадочной полосе.

Дилерский договор у каждого производителя (дистрибьютора) имеет свою утвержденную форму, применение аналогов к которому некорректно. Дилерский договор подразумевает проведение как гарантийного, так и постгарантийного ремонта и технического обслуживания автомобилей.

Кроме того, дилерский договор не запрещает обслуживание автомобилей других брендов. Статус дилера одной марки не запрещает оказывать услуги по ремонту и обслуживанию иных автомобилей. Условия закупки не взаимно исключают друг друга, а дополняют и конкретизируют каждый пункт. Привлечение при этом субподрядчиков не требуется.

 Наличие дилерского договора подразумевает проведение как гарантийного, так и постгарантийного ремонта и технического обслуживания автомобилей.  Статус дилера обязывает предприятие иметь у себя оборудование, специнструмент, приборы, которые одобрены заводом-изготовителем (дистрибьютором) и проходят регулярное обслуживание, поверку и сертификацию в органах Ростехнадзора и Центра Стандартизации и Метрологии. Заказчик в работе с данным партнером может быть уверен в том, что его транспортные средства будут обслуживаться квалифицированными исполнителями, прошедшими обязательные обучения, на поверенном и обслуженном оборудовании, полностью исключающем риск случайного повреждения имущества или некорректного выполнения работ, тем самым Заказчик добивается высокого качества полученных услуг, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение услуг.

      В то же время Организатором торгов не представлено  конкретного обоснования, каким образом наличие статуса дилера только  одной из представленных 13 марок автомобилей отечественного и импортного производства  по лоту №1 и 4 марок автомобилей отечественного производства по лоту №2,  исключат риск некорректного выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту других марок автомобилей.

   При этом перечень требований к участникам, помимо условия предоставления  статуса дилера,  определенный в  пункте 12 Информационной карты запроса предложений,  уже достаточно  сформирован.

     Представленные на заседание комиссии по делу №48-Т/2017 Организатором торгов решения комиссий территориальных антимонопольных органов,  а также судебная практика  касаются  оценки действий заказчика, установившего в документации  аналогичное требование к  поставляемому товару, но не к оказываемой услуге.

     В ходе рассмотрения доводов жалобы установлено, что согласно  позиции ФАС Уральского округа, изложенной в постановлении от 18.03.13. № Ф09-6268/13 «квалификационные требования к участникам, установленные в предквалификационной документации, не относятся к техническим характеристикам закупаемого товара; при этом требование, изложенное в п. 1 ст.5.1.2 («участник (претендент) должен обладать правом на поставку предлагаемого оборудования (дилерский, субдилерский, дистрибьютерский договор, договор поставки»), не является квалификационным, так как наличие права на поставку предлагаемого оборудования не характеризует поставщика товара.

И далее - по сути требование п. 1 ст.5.1.2 документации - это понуждение участника заключать договоры или соглашения с третьими лицами, т.е обременение исполнением договорных обязательств перед третьими лицами в любом случае даже проигрыша на аукционе, что противоречит принципу свободы предпринимательской деятельности.

      Таким образом, требования к участникам закупки об обязательности  наличия дилерского соглашения  в составе заявки накладывают на участников закупки не предусмотренные законом обязанности, т.к. не обладают измеряемыми характеристиками.

      Также  в ходе рассмотрения дела №48-Т/2017 установлено, что Заказчик  в подпункте 7 пункта 12 Информационной карты документации  «Требования к участникам размещения заказа» неправомерно установил требование к потенциальным участникам закупки  в отношении опыта работы не менее двух лет на рынке услуг по обслуживанию и ремонту каких-либо импортных транспортных средств Заказчика по лоту №1, а также по лоту №2. Данное установление таких требований на стадии допуска  к участию в закупке ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в закупке участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные предприятия, способные на достойном уровне выполнить поставку, указанные требования также не являются измеряемыми.

      Установление таких критериев на стадии допуска участников к аукциону не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупкам. (Данная позиция подтверждена Решением  Арбитражного суда Челябинской области № А76-12515/2015 от 05.10.2015г.).

      На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

РЕШИЛА:

 

    1.Признать жалобу ООО «Союз»  на действия АО «Международный аэропорт «Краснодар» (ул.им.Евдокии Бершанской,355, г.Краснодар,350912) при организации и проведении открытого многолотового  запроса предложений            на право заключения договоров на выполнение технического обслуживания и ремонта автомобилей для нужд АО «Международный аэропорт «Краснодар», лоты №№1,2 (извещение №31604523174 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

 2. Выдать АО «Международный аэропорт «Краснодар» (ул.им.Евдокии Бершанской,355, г.Краснодар,350912)  предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

 

Заместитель председателя комиссии                                  Е.В.Крамаренко                                                  

 

Члены Комиссии:                                                     Н.В.Левит

                                                                                    О.И.Тимофеенко

                                                                                     А.А.Оберемок

                                                           

                                                                      

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Заявитель:

ООО «Союз»

_______________

ул.Уральская,124, 

г.Краснодар,350059

 

Организатор торгов:

АО «Международный аэропорт «Краснодар»

____________________

ул.им.Евдокии Бершанской,355,

г.Краснодар,350912

 

                           

 

                                                 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 5-48-Т/2017

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов

 

 

20.02.2017 г.                                                                                           г.Краснодар

                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии: 

Крамаренко Е.В. – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:

Левит Н.В.  - заместитель начальника отдела контроля органов власти;

Тимофеенко О.И.- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

Оберемок А.А. – специалист-эксперт  отдела контроля органов власти,

рассмотрев  жалобу ООО «Союз»  на действия АО «Международный аэропорт «Краснодар» (ул.им.Евдокии Бершанской,355, г.Краснодар,350912), при организации и проведении открытого многолотового  запроса предложений            на право заключения договоров на выполнение технического обслуживания и ремонта автомобилей для нужд АО «Международный аэропорт «Краснодар», лоты №№1,2 (извещение №31604523174 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

      на основании решения от 20.02.2017 по делу № 48-Т/2017, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО «Союз»  на действия АО «Международный аэропорт «Краснодар» (ул.им.Евдокии Бершанской,355, г.Краснодар,350912)  при организации и проведении открытого многолотового  запроса предложений            на право заключения договоров на выполнение технического обслуживания и ремонта автомобилей для нужд АО «Международный аэропорт «Краснодар», лоты №№1,2 (извещение №31604523174 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

       руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.АО «Международный аэропорт «Краснодар» (ул.им.Евдокии Бершанской,355, г.Краснодар,350912)  в  срок до  20 марта  2017 года   аннулировать открытый многолотовый  запрос предложений       на право заключения договоров на выполнение технического обслуживания и ремонта автомобилей для нужд АО «Международный аэропорт «Краснодар», лоты №№1,2 (извещение №31604523174 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

2. Организатору торгов в срок до 23 марта  2017  года представить в Краснодарское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.

 

Заместитель председателя Комиссии:                                    Е.В.Крамаренко     

 

 

Члены Комиссии:                                                                     Н.В.Левит

                                                                                                   О.И.Тимофеенко

                                                                                                    А.А.Оберемок

                                              

                                                                                                     

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со  дня его выдачи.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.                                                                                

Связанные организации

Связанные организации не указаны