Решение б/н РЕШЕНИЕ № 485/2014 от 8 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                      

Резолютивная часть решения объявлена 02.03.2015 г.

Полный текст решения изготовлен 16.03.2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Дегтярева Р.В. – руководитель управления,

Члены Комиссии:

Крамаренко Е.В. – начальник отдела контроля органов власти;

Левит Н.В. – заместитель начальника отдела контроля органов власти;

Волкова Н.С. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

Зинченко Е.В. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 485/2014 от 16.12.2014 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Апшеронский район части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителя Администрации – Т.Д.В. (доверенность «…»), в отсутствие надлежаще уведомленного Л.В.В.,

УСТАНОВИЛА:

Краснодарским УФАС России рассмотрено обращение гр. Л. В.В. на действия администрации муниципального образования Апшеронский район (далее – Администрация) по предоставлению главе КФХ К.Х.А. земельных участков, расположенных по адресу: Апшеронский район, пос. Мезмай, район Михайлов камень без проведения торгов.

На основании постановления администрации муниципального образования Апшеронский район от 13.05.2011 № 698 «О предоставлении главе КФХ К.Х.А. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, с/п Мезмайское, район Михайлов камень» заключен договор аренды № 0200005145 от 13.05.2011 (земельный участок с кадастровым номером 23:02:1103000:265, площадью 23000 кв.м.).

На основании постановления администрации муниципального образования Апшеронский район от 26.01.2012 № 99 «О предоставлении главе КФХ К.Х.А. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, с/п Мезмайское, район Михайлов камень» заключен договор аренды № 0200005323 от 26.01.2012 (земельный участок с кадастровым номером 23:02:1103000:296, площадью 6254 кв.м.).

На основании постановления администрации муниципального образования Апшеронский район от 26.01.2012 № 100 «О предоставлении главе КФХ К. Х.А. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, с/п Мезмайское, район Михайлов камень» заключен договор аренды № 0200005324 от 26.01.2012 (земельный участок с кадастровым номером 23:02:1103000:275, площадью 25233 кв.м.).

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В действиях Администрации установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в предоставлении главе КФХ К.Х.А. двух земельных участков сельскохозяйственного назначения, общей площадью 31 487 кв.м, расположенных по адресу: Апшеронский район, пос. Мезмай, район Михайлов камень без предварительной публикации сообщения о наличии предлагаемых к предоставлению земельных участков и без проведения торгов, путем издания постановлений главы муниципального образования Апшеронский район от 26.01.2012 № 99 и от 26.01.2012 № 100.

Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 16.12.2014 № 571 возбуждено дело № 485/2014 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Апшеронский район части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Определением от 30.12.2014 рассмотрение дела назначено на 04.02.2015 на 11-00.

Определением от 04.02.2015 в связи с отсутствием доказательства надлежащего уведомления Заявителя – Л.В.В. о времени и месте рассмотрения дела № 485/2014, рассмотрение дела отложено на 02.03.2015.

В ходе рассмотрения дела № 485/2014 установлено следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

На основании п. 2 ст. 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Согласно п. 3 ст. 10 Закона N 101-ФЗ организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 ЗК РФ.

Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 81 Земельного Кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Согласно указанной норме граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления граждан или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду на основании порядка, установленного специальным федеральным законом.

Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения и субъектный состав предопределяют необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в аренду. Нормы Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон N 74-ФЗ), предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые в связи с этим не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией и крестьянским хозяйством.

Нормы Земельного кодекса Российской Федерации в отношении правил предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения имеют отсылочный характер к нормам Закона N 74-ФЗ, которые устанавливают специальные правила предоставления таких земельных участков для крестьянского (фермерского) хозяйства.

В связи с чем, земельный участок должен быть предоставлен органом местного самоуправления в аренду крестьянскому хозяйству с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», то есть без торгов и без предварительной публикации.

Кроме того, на запрос Управления Администрация представила информацию, из которой следует, что на дату предоставления в аренду главе КФХ К.Х.А. вышеуказанных земельных участков, заявлений от иных лиц в администрацию не поступало. Доказательства наличия на момент обращения главы хозяйства заявлений иных лиц (в том числе Л.В.В.) в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах крестьянское хозяйство имело право на получение в аренду земельного участка в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и, следовательно, Администрация правомерно предоставила в аренду земельные участки главе КФХ К.Х.А.

В рассматриваемой ситуации муниципальным органом не были нарушены нормы Земельного Кодекса Российской Федерации и Закона N 101-ФЗ, так как к спорным правоотношениям необходимо применять нормы Закона N 74-ФЗ, которые, в свою очередь, не предусматривают обязанности муниципального образования опубликовывать сведения о предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и принадлежащего к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, согласно статье 41.1. Закона о защите конкуренции, дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 71) разъяснил арбитражным судам следующее.

Под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим пункта 19.

В связи с чем, срок давности для оспаривания постановления администрации муниципального образования Апшеронский район от 13.05.2011 истек 13.05.2014, а, соответственно, по постановлениям от 26.01.2012 – 26.01.2015.

Истечение сроков давности является самостоятельным основанием для прекращения рассмотрения дела.

На основании изложенного, в действиях администрации  муниципального образования Апшеронский район по предоставлению главе КФХ К. Х.А. земельных участков, расположенных по адресу: Апшеронский район, пос. Мезмай, район Михайлов камень без проведения торгов, не установлено факта нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

РЕШИЛА:

В связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях администрации  муниципального образования Апшеронский район по предоставлению главе КФХ К.Х.А. земельных участков, расположенных по адресу: Апшеронский район, пос. Мезмай, район Михайлов камень без проведения торгов, дело № 485/2014 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                        Р.В. Дегтярева

Члены Комиссии:                                                          Е.В. Крамаренко

                                                                                       Н.В. Левит                                                                                                        Н.С. Волкова

                                                                                       Е.В. Зинченко

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны