Решение б/н РЕШЕНИЕ № 490/2017 от 14 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 490/2017

                                                                                                      

Резолютивная часть решения объявлена 27.02.2018 г.

Полный текст решения изготовлен 14.03.2018 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Дегтярева Р.В. –  руководитель управления,

Члены Комиссии:

Тимофеенко О.И. – и.о. заместителя начальника отдела контроля органов власти;

Сафронова О.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 490/2017 от 20.11.2017 по признакам нарушения МАОУ СОШ №1 г.Курганинска (352430, Краснодарский край, г. Курганинск, ул. Первомайская, д.1,)  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя – ООО «Млечный путь», в присутствии представителей ответчика МАОУ СОШ №1 г. Курганинска ––  Т.А.А.,  П.С.В.,

УСТАНОВИЛА:

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ООО «Млечный путь» (вх. ТС№ 3057 от 20.10.2017г.) о наличии в действиях МАОУ СОШ №1 г. Курганинска при проведении закупки на поставку продуктов питания (молочная

продукция) (извещение №31705625807 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) признаков нарушения Федерального закона № 135-Ф3 «О защите конкуренции». Установлено следующее.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Курганинска (далее - Заказчик) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-Ф3) опубликовало 14.10.2017 заказ на поставку продуктов питания (молочная продукция).

ООО «Млечный Путь» (далее также - участник закупки) в соответствии с Законом № 223-Ф3, изучив извещение и документацию запроса предложений (далее документация), считает, что Заказчиком при подготовке документации допущены следующие нарушения:

 Заказчик нарушил часть 1 статьи 2 и часть1 статьи 3 Закона № 223-Ф3, поскольку:

Неправомерно выбрал способ проведения закупки;

В документации установил порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений без основания (произвольно).

В Положениях о порядке проведения регламентированных закупок заказчиков совместной (консолидированной) закупки (далее - Положения о закупке) не определен (отсутствует) порядок оценки и сопоставления заявок) на участие в запросе предложений.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 223-Ф3 заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 223-Ф3 положение о закупке является документом, который регламентирует порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

Поскольку в Положениях о закупке не определены предельные величины значимости критериев оценки (стоимостных и не стоимостных критериев оценки), Заказчиком использование такого способа закупки, как запрос предложений, недопустимо.

Положения о закупке не содержат порядка оценки и сопоставления заявок, что не обеспечивает прозрачность и объективность оценки заявок. Так и занижение в документации значимости показателя «цена договора» при оценке заявок противоречит одной из основных целей, указанных в части 1 статьи  1 Закона № 223-ФЗ, а именно - эффективному использованию денежных средств.

Кроме того, вышеуказанные положения Закона №223-ФЗ корреспондируются с требованиями статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ), предусматривающими запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Заказчиком установлены несоизмеримые предельные величины значимости критериев оценки, что повлекло за собой установление неравных условий, ограничение конкуренции и количества участников закупки.

Предмет запроса предложений «Поставка продуктов питания (молочная продукция)» не является уникальным, характеристики закупаемых товаров разных производителей являются схожими, что указывает на целесообразное проведения закупки в форме аукциона.

В Положениях о закупке указано, что запрос предложений может проводиться при выполнении любого из следующих условий:

- проведение торгов нецелесообразно ввиду длительности проведения закупки и принятия на себя обязательств по обязательному заключению договора, обстоятельства требующие немедленного проведения закупки у единственного поставщика отсутствуют, а сложность продукции, условия ее поставки, параметры выбора победителя не ограничиваются только ценой;

- проведение иных конкурентных закупочных процедур не привело к заключению договора.

По мнению Заявителя данная закупка ограничивает (устраняет конкуренцию при проведении торгов, поскольку «длительность проведения закупки» не является основанием для проведения запроса предложений, так как до 2018 года осталось более 2 (двух) месяцев (данная закупка на сумму 11 415 476,94 руб. опубликована в субботу 14.10.2017 за 5 (пять) дней до окончания срока подачи заявок - 20.10.2017).

 «Сложность продукции» тоже не является основанием для проведения запроса предложений, поскольку продукция, указанная в документации имеет схожие характеристики многих производителей южного региона и не является сложной.

Иные конкурентные закупочные процедуры на 2018 год заказчиком совместной (консолидированной) закупки также не проводились.

Таким образом, способ закупки в виде запроса предложений, выбран Заказчиком неправомерно.

Также, Заказчиком установлены в документации следующие критерии: «Количество физических лиц, непосредственно занятых в организации поставки продуктов питания, человек: 1) от 1 до 6 - 30 баллов; 2) от 7 до 14-60 баллов; 3) от 15 и более - 100 баллов».

Заявитель считает, что такой критерий ограничивает участников закупки, являющихся субъектами малого предпринимательства.

Краснодарским УФАС России 20.11.2017 издан приказ № 396 о возбуждении дела № 490/2017.

Определением от 04.12.2017 года дело №490/2017 назначено к рассмотрению на 24.01.2018г.

Определением от 24.01.2018 года рассмотрение дела №490/2017 отложено на 27.02.2018г.

При рассмотрении дела №490/2017 Комиссией Краснодарского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон №223-ФЗ):

при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Наблюдательным Советом МАОУ СОШ №1 22.06.2016 года утверждено Положение о порядке проведения регламентированных закупок муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г.Курганинска (далее - Положение о закупках), которое размещено на сайте zakupki.gov.ru.

Статьей 3 Закона №223-ФЗ утверждены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

 Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона №223-Ф3 в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, к условиям исполнения договора.

Разделы 4, 6 Положения о закупках предусматривают одним из конкурентных способов закупки - запрос предложений. Запрос предложений не является разновидностью торгов. В результате этой процедуры осуществляется выбор наилучшего предложения, в соответствии с критериями и порядком оценки, установленным документацией о проведении закупки.

Документация по открытому запросу предложений в электронной форме на поставку продуктов питания (молочная продукция) разработана в соответствии с требованиями Положения о закупках.

Документация содержит критерии, порядок оценки по критериям и порядок присвоения баллов, позволяющий оценить квалификацию участников, и выявить наилучшее предложение.

Приложение 5 документации «Порядок и критерии оценки заявок участников закупки, показатели таких критериев и величины их значимостей» документации закупки содержит следующие критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, а именно:

1. Критерий «Цена договора» (значимость критерия 50%).

2. Критерий «Наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, связанных с предметом договора» (значимость критерия 15%), включающий показатели «Обеспеченность материально-техническими ресурсами»:

- Количество специализированных транспортных средств для перевозки продуктов питания;

- Объем работающего холодильного оборудования для хранения продуктов питания, требующих охлаждения.

3. Критерий «Наличие специалистов и иных работников определенного квалификации» (значимость критерия 15%), включающий показатель «Обеспечение кадровыми ресурсами»:

- Количество физических лиц, непосредственно занятых в организации поставки продуктов.

4. Критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом договора» (значимость критерия 20%), включающий показатель «Опыт работы и репутация, связанные с предметом договора» :

- Количество договоров.

Оценка по критериям осуществляется на основании предложений Участника запроса предложений, представленных им в своей заявке, а также на основании документов/сведений участника, предоставляемых в соответствии с настоящей документацией.

При оценке заявок по критерию «Цена договора» лучшим признается предложение участника закупки с наименьшей ценой договора, которое определяется по формуле.

При оценке заявок по нестоимостным критериям производится расчет баллов по каждой составляющей показателя критерия по шкале оценки.

Победителем признается участник закупки, заявке которого по оцениваемым критериям присвоен самый высокий итоговый рейтинг (наибольшее значение) – первый порядковый номер.

Разделом 3.3 Положения о закупках СОШ №1 г.Курганинска регламентировано проведение консолидированных (совместных) закупок. Аналогичные положения, касающиеся осуществления консолидированных (совместных) закупок, отражены у всех заказчиков, участвующих в данной закупке.

При установлении порядка оценки и сопоставления заявок установлены критерии, а также их содержание, вес каждого критерия оценки в совокупности критериев оценки, оценка в баллах, получаемых участником закупки по результатам оценки по каждому критерию оценки, порядок расчета итогового рейтинга по каждой заявке, иные параметры, необходимые для выявления лучших условий исполнения договора, предлагаемых участниками закупки.

Кроме того, предметом оценки служат только параметры, связанные с предметом закупки: цена товара, обеспеченность материально-техническими ресурсами (транспортные средства, холодильное оборудование), обеспеченность кадровыми ресурсами (физ. лица занятые в поставке), опыт работы и репутация, связанные с предметом договора (наличие исполненных договоров по поставке продуктов питания).

В разделе 4.1. Положения о закупках определен перечень способов закупок: конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика.

Пунктом 4.4.5. раздела 4.4. установлено, что Запрос предложений может проводиться в электронной форме.

Пунктом 4.4.6. раздела 4.4. установлено, что запрос предложений может проводиться при выполнении любого из следующих условий:

- проведение торгов нецелесообразно ввиду длительности проведения закупки и принятия на себя обязательств по обязательному заключению договора, обстоятельства, требующие немедленного проведения закупки у единственного поставщика, отсутствуют, а сложность продукции, условия ее поставки, параметры выбора победителя не ограничиваются только ценой;

- проведение иных конкурентных закупочных процедур не привело к заключению договора.

Запрос предложений не является разновидностью торгов. В результате этой процедуры осуществляется выбор наилучшего предложения, в соответствии с критериями и порядком оценки, установленным документацией о проведении закупки. Аналогичные положения, касающиеся применения способа «запрос предложений», отражены у всех 28 заказчиков данной закупки.

Предметом закупки являлась поставка молочной продукции (молоко цельное сгущенное, масло сливочное коровье, молоко коровье пастеризованное, кефир, ряженка, сметана классическая, сыр твердых сортов, творог, молоко питьевое в комплекте с трубочкой для питья) для нужд 28 заказчиков, расположенных в 8 населенных пунктах Курганинского района (г.Курганинск, ст. Новоалексеевская, ст.Темиргоевская, ст.Петропавловская, ст. Михайловская, ст.Константиновская, ст. Родниковская, п.Высокий).

Таким образом, в виду того, что Заказчику посчитал нецелесообразным принимать на себя обязательства по заключению договора, а также с учетом того, что сложность продукции, условия ее поставки, параметры выбора победителя не ограничиваются только ценой, Заказчик принял решение выбрать в качестве закупки – «запрос предложений», что не противоречит Положению.

В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения 17 Федерального закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 указанного Порядка.

Целью настоящего исследования является анализ состояния конкуренции при проведении закупки на поставку продуктов питания (молочная продукция) для нужд 28 заказчиков, расположенных в 8 населенных пунктах Курганинского района (г.Курганинск, ст. Новоалексеевская, ст.Темиргоевская, ст.Петропавловская, ст. Михайловская, ст.Константиновская, ст. Родниковская, п.Высокий), проведенном Краснодарским УФАС России (далее – Уполномоченный орган).

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 490/2017.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

- материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 490/2017;

- информация, размещенная на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Временной интервал настоящего исследования определен с 14.10.2017 (дата размещения извещения о проведении запроса предложений на сайте www.zakupki.gov.ru) по 31.10.2017 включительно (дата заключения договора по результатам проведения запроса предложений).

В соответствии с документацией предметом запроса предложений является  поставка продуктов питания (молочная продукция) для нужд 28 заказчиков, расположенных в 8 населенных пунктах Курганинского района (г.Курганинск, ст. Новоалексеевская, ст.Темиргоевская, ст.Петропавловская, ст. Михайловская, ст.Константиновская, ст. Родниковская, п.Высокий).

При проведении анализа рынка, установлен состав хозяйствующих субъектов, участвующих в конкурсе: ИП Милованов А.А.

На основании изложенного, в действиях МАОУ СОШ №1 г. Курганинска при проведении закупки на поставку продуктов питания (молочная продукция) не установлено факта нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 47, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 490/2017 в связи с отсутствием факта нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых действиях МАОУ СОШ №1 г. Курганинска. 

 

Председатель Комиссии:                                              Р.В. Дегтярева

 

Члены Комиссии:                                                          О.И. Тимофеенко

О.А. Сафронова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны