Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 496-2015 от 10 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                    г. Краснодар

 

Резолютивная часть решения объявлена 26.04.2016

Полный текст решения изготовлен 10.05.2016

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 496/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,

Члены комиссии:

Цуканов-Лубяницкий Г.В. – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Жидко Е.В. – главный специалист - эксперт отдела контроля в топливно - энергетическом комплексе и связи.

рассмотрев дело № 496/2015 по признакам нарушения АО «НЭСК – электросети» (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247)  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося  в ущемлении интересов ООО «Любимые напитки» путем переноса прибора учета эл. энергии, установленного в ТП-0125, принадлежащей ООО «Любимые напитки» в ТП-033, принадлежащую ОАО «Армез», в нарушение Правил № 442 Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии",

в присутствии на заседании представителя ООО «Любимые напитки» - <…> по доверенности от <…>, представителя АО «НЭСК»- <…>по доверенности от <…>, представителя АО «НЭСК-электросети» - <…>. по доверенности от <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Краснодарское УФАС России из Ростехнадзора поступило обращение ООО «Любимые напитки» (далее - Заявитель) на действия (бездействие) АО «НЭСК-электросети» (далее - Сетевая организация), выразившиеся в переносе прибора учета эл. энергии, установленного в ТП-0125, принадлежащей ООО «Любимые напитки» в ТП-033, принадлежащую ОАО «Армез».

Согласно Акту разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон (далее - АРБП) от 01.06.2015 № 425, подписанному между АО «НЭСК-электросети», ОАО «Армез», ООО «Любимые напитки» установлены следующие границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности:

- между ОАО «Армез» и ООО «Любимые напитки»: в точке присоединения кабельных наконечников в РУ-6 кВ ТП № 033;

- между АО «НЭСК-электросети» и ООО «Любимые напитки»: в точке присоединения кабельных наконечников в РУ-6 кВ ТП № 255 (резервный источник питания).

Энергоснабжение ТП-0125, находящейся на балансе ООО «Любимые напитки», осуществляется на основании договора энергоснабжения от 25.12.2006 № 41 (далее - Договор) заключенного с АО «НЭСК».

Согласно Договору расчеты за потребленную эл. энергию осуществляются на основании показаний прибора учета электрической энергии Меркурий 230 ART-03 PQRSID№ 6,1 № 07912091, расположенного в ТП-0125.

29.12.2014 в присутствии представителей АО «НЭСК», АО «НЭСК-электросети», ОАО «Армез», допущен в эксплуатацию прибор учета электрической энергии, установленный на границе балансовой принадлежности электрических сетей между  ОАО «Армез» и ООО «Любимые напитки», а именно  в ТП-033, что подтверждается Актом от 29.12.2014 № 0007799.

В связи с вышеуказанными действиями по допуску в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей между  ОАО «Армез» и ООО «Любимые напитки», а именно  в ТП-033, АО «НЭСК» направило в адрес ООО «Любимые напитки» дополнительное соглашение от 12.01.2015 № 4 с изменениями условий  Договора от 25.12.2006 № 41, в том числе в части изменения места расположения расчетного прибора учета электрической энергии с ТП-0125 (находящейся на балансе ООО «Любимые напитки») на ТП-033(находящейся на балансе ОАО «Армез»).

Порядок установки, замены и эксплуатации приборов учета электрической энергии предусмотрен Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее – Правила № 442).

Согласно пункту 144 Правил № 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Из обращения ООО «Любимые напитки» следует, что установка прибора учета на границе балансовой принадлежности электрических сетей между  ОАО «Армез» и ООО «Любимые напитки», а именно  в ТП-033, осуществлена без уведомления и согласования с ООО «Любимые напитки» как с владельцем Кл-6 кВ и ТП-6/0,4 кВ 630 кВА № 0125.

В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

АО «НЭСК-электросети» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

АО «НЭСК-электросети» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Армавир, с долей 100%.

С учетом вышеизложенного в действиях АО «НЭСК-электросети» установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Приказом от 14.12.2015 № 691 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении АО «НЭСК-электросети» возбуждено дело № 496/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 496/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 25.12.2015 № 25093/6, назначена дата рассмотрения дела.

Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 496/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.

Согласно Акту разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон (далее - АРБП) от 01.06.2015 № 425, подписанному между АО «НЭСК-электросети», ОАО «Армез», ООО «Любимые напитки» установлены следующие границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности:

- между ОАО «Армез» и ООО «Любимые напитки»: в точке присоединения кабельных наконечников в РУ-6 кВ ТП № 033;

- между АО «НЭСК-электросети» и ООО «Любимые напитки»: в точке присоединения кабельных наконечников в РУ-6 кВ ТП № 255 (резервный источник питания).

Энергоснабжение ТП-0125, находящейся на балансе ООО «Любимые напитки», осуществляется на основании договора энергоснабжения от 25.12.2006 № 41 (далее - Договор) заключенного с АО «НЭСК».

Согласно Договору расчеты за потребленную эл. энергию осуществляются на основании показаний прибора учета электрической энергии Меркурий 230 ART-03 PQRSID№ 6,1 № 07912091, расположенного в ТП-0125.

29.12.2014 в присутствии представителей АО «НЭСК», АО «НЭСК-электросети», ОАО «Армез», допущен в эксплуатацию прибор учета электрической энергии Меркурий 230 ART-00PORSID № 20347432, установленный на границе балансовой принадлежности электрических сетей между  ОАО «Армез» и ООО «Любимые напитки», а именно  в ТП-033, что подтверждается Актом от 29.12.2014 № 0007799.

Комиссией Краснодарского УФАС России по делу № 496/2015 установлено, что АО «НЭСК-электросети» осуществило действия по допуску в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей между  ОАО «Армез» и ООО «Любимые напитки», а именно  в ТП-033 на основании заявки ОАО «Армез» от 25.11.2014 № 532 (вх. в АО «НЭСК-электросети» от 25.11.2014 № 3252) на проведение технического осмотра и опломбирование вновь установленного узла учета эл. энергии в точке присоединения ТП-033.

В соответствие с пунктом 144 Постановления N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт уполномоченного федерального органа используется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о его использовании.

Границей балансовой принадлежности в соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861, граница балансовой принадлежности это линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Пунктом 2 Постановления N 442 предусмотрено, что точкой поставки электрической энергии является место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности электросетей - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики).

Согласно пункту 156 Основных положений функционирования розничных рынков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442, если приборы учета, соответствующие требованиям Правил, расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев: в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях).

Величины потерь электрической энергии от места установки прибора учета до точки поставки определяются в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 года N 326 "Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям".

В свою очередь, прибор учета, не выбранный в качестве расчетного прибора учета, является контрольным прибором учета и в случаях, указанных в Правилах N 442, используется в качестве расчетного прибора учета для определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела № 496/2015 установлено, что согласно Акту от 06.12.2012 № 0004157 о проведении установки (замены) элементов узла учета эл. энергии…, прибор учета Меркурий 230 ART-03 PQRSID№ 6,1 № 07912091, установленный в ТП-0125, допущен к расчетам.

Также со стороны АО «НЭСК-электросети» представлен Акт от 29.10.2015 № 0008844 о проведении установки (замены) элементов узла учета эл. энергии…, составленный в связи с заменой трансформаторов тока, на основании заявления ООО «Любимые напитки» от 14.10.2015 № 74, согласно которому прибор учета Меркурий 230 ART-03 PQRSID№ 6,1 № 07912091, установленный в ТП-0125,  также допущен к расчетам.

В связи с вышеуказанными действиями по допуску в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей между  ОАО «Армез» и ООО «Любимые напитки», а именно  в ТП-033, АО «НЭСК» направило в адрес ООО «Любимые напитки» дополнительное соглашение от 12.01.2015 № 4 с изменениями условий  Договора от 25.12.2006 № 41, в том числе в части изменения места расположения расчетного прибора учета электрической энергии с ТП-0125 (находящейся на балансе ООО «Любимые напитки») на ТП-033(находящейся на балансе ОАО «Армез»).

В свою очередь, ООО «Любимые напитки» отказалось от подписания дополнительного соглашения от 12.01.2015 № 4 к  Договору от 25.12.2006 № 41.

         Однако в ходе рассмотрения дела № 496/2015 сторонами не представлены документы, подтверждающие, что прибор учета электрической энергии Меркурий 230 ART-00PORSID № 20347432, установленный на границе балансовой принадлежности электрических сетей между  ОАО «Армез» и ООО «Любимые напитки», а именно  в ТП-033, принят в качестве  прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет, потребленной ООО «Любимые напитки» эл. энергии в рамках Договора энергоснабжения от 25.12.2006 № 41.

Согласно п.4 пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Пленум №30)  оценивая действия (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав, то есть антимонопольному органу при установлении признаков нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях АО «НЭСК-электросети» необходимо доказать, что результат  таких действий привел или может привести к ущемлению интересов заявителя.

С учетом того, что вышеуказанные действия АО «НЭСК-электросети» по опломбированию и допуску к расчетам прибора учета эл. энергии ОАО «Армез» - Меркурий 230 ART-00PORSID № 20347432, установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей между  ОАО «Армез» и ООО «Любимые напитки», а именно  в ТП-033,  не противоречат Постановлению № 442, а также не приводят к ущемлению интересов ООО «Любимые напитки», Комиссия Краснодарского УФАС России по делу № 496/2015 в действиях АО «НЭСК-электросети» не установила факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

  Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,  частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела № 496/2015, ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях АО «НЭСК-электросети».

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                И.В. Иващенко

 

Члены комиссии:                                                                              Г.В. Цуканов-Лубяницкий

  Е.В. Жидко

 

 

Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны