Решение б/н Решение от 22 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-6208/2020

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

22 декабря 2020 г.                                                                                           г. Краснодар                                                               

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

в отсутствие, надлежащим образом уведомленного ООО «Санта» (далее – Заявитель), при участии ООО «Лукойл – Кубаньэнерго» (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса ТКП на право заключения договора выполнения комплекса демонтажных работ блока №1 (извещения № 32009705273 опубликованы на сайте www.zakupki.gov.ru.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса ТКП на право заключения договора выполнения комплекса демонтажных работ блока №1 (извещения № 32009705273 опубликованы на сайте www.zakupki.gov.ru.).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 22.12.2020 года в 10:00 часов по адресу:                  г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

Заявитель считает, что Организатор торгов установил в документации требования, противоречащие требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Лукойл – Кубаньэнерго» (далее – Положение), утвержденным решением внеочередного Общего собрания участников ООО «Лукойл – Кубаньэнерго» (единоличным решением единственного участника Общества» протоколом № 51 от 24.12.2018 года.

20 ноября 2020г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32009705273 о проведении запроса ТКП на право заключения договора выполнения комплекса демонтажных работ блока №1.

Начальная (максимальная) цена договора – 76 476 712,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок 20.11.2020 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок 03.12.2020 в 10:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ                         от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 3.1.2. Документации о закупке, подрядчик должен иметь сертификат соответствия системы менеджмента качества организации международному стандарту ISO.

Сертификация системы менеджмента качества (СМК - процедура подтверждения соответствия и результативности внедренной системы менеджмента качества организации - заявителя установленным требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008).

Сертификация СМК но стандарту ISO 9001:2008 является демонстрацией стабильности производства.

Под сертификацией ИСО понимается определенный набор стандартов, востребованность которых проявляется при создании и модернизации систем, направленных на обеспечение менеджмента качества.

Такие системы гарантируют, что все этапы и производства или оказания услуг будут должным образом проконтролированы. Так имеемся в виду контроль полного набора составляющих подобных процессов: документация, материалы, ресурсы и т.д.

В России стандарт переведен в статус национального и успешно применяется в практике отечественных компаний уже более двадцати лет. С 1 ноября 2015 года вступил в силу ГОСТ Р ИСО 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования».

Сертификация соответствия ISO 9001 по сути своей, внешний аудит - оценка независимой стороной успешности внедрения СМК.

Согласно пункту 4.3.2.9 установлены требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

При этом, согласно Документации по запросу ТКП обязательным условием является наличие у подрядчика, действительного на период выполнения работ по договору свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного Саморегулируемой организацией (далее СРО) в установленном законодательством РФ порядке, с обязательными приложениями, в которых должны быть указаны виды работ имеющие непосредственное oтношение к работам (предмету закупки) по настоящему техническому заданию.

Довод заявителя о том, что в документации о закупке не определена область сертификации СМК не соответствует действительности, так как все данные указаны в п. 3.1.9 раздела 3 и в разделе 4 Документации о закупке.

Наличие у участников закупки сертификатов соответствия системы менеджмента качества организации международному стандарту ISO направлено на предотвращение и недопущение аварийных ситуаций на опасном объекте, создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала и сторонних лиц, техническому состоянию оборудования, зданий и сооружений, окружающей природной среде.

Согласно пункту 5.9 Положения к участию в процедурах закупки по решению закупочной комиссии не допускаются лица допустившие нарушение обязательств по каким-либо договорам, ранее заключенным с заказчиком или другими организациями Группы «ЛУКОЙЛ», подтвержденные документально.

Согласно пункту 5.14.17 Положения участник должен предоставить информации об участии в судебных разбирательствах (репутация) по указанной форме в Положении.

Согласно пояснениям Организатора торгов, данные требования к участникам закупки являются мерой защиты Организатора торгов от недобросовестного выполнения работ.

Вместе с тем, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

При этом, предоставление информации о судебных разбирательствах не является критерием для оценки претендента и носит информационный характер.

Требование предоставления информации о наличии/отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженностям по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации определяем финансовые показатели деятельности участника и позволяют судить о его финансовой устойчивости и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названных критериев допуска к участию в закупке является обоснованным.

Установленные заказчиком требования, связанные с финансовыми показателями, в равной мере применяются ко всем участникам закупки, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Объекты электроэнергетики являются особо опасными производственными объектами, на которые распространяются определенные нормы и требования по организации работы собственною и привлеченного персонала. Данные повышенные требования обусловлены следующими производственными факторами:

- наличие высокого напряжения и электрического тока определенной силы;

 - наличие горючих веществ и взрывоопасного оборудования;

- наличие высокотемпературных объектов (котлы турбины, генераторы, паропроводы);

 - оборудование, работающее под высоким давлением;

 - воздействие шума, ультразвука, вибрации;

- наличие электромагнитных нолей.

Вместе с тем, согласно паспорту безопасности, разработанного Министерством промышленности и энергетики Краснодарского края, Управления ФСБ России по Краснодарскому краю, МВД России по городу Краснодару и Ростехнадзора и согласованного Губернатором Краснодарского края, объекту «Краснодарская ТЭЦ» ООО «Лукойл - Кубаньэнерго» присвоена средняя категория опасности.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006                № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

                                                                                                               

Признать жалобу ООО «Санта» на действия Организатора торгов ООО «Лукойл –Кубаньэнерго при организации и проведении запроса ТКП на право заключения договора выполнения комплекса демонтажных работ блока №1 (извещения № 32009705273 опубликованы на сайте www.zakupki.gov.ru.)  необоснованной.

 

Заместитель председателя Комиссии:                                    

        

Члены Комиссии:                                                                    

                                                                                                   

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны