Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 29 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

В. Е.Г. -заместитель руководителя управления, начальника отдела контроля в ТЭК и связи;

Члены комиссии:

Н. С.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;

К. А.А. - специалист-эксперт 1 разряда отдела контроля в ТЭК и связи,

рассмотрев дело № 023/01/10-2639/2022 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» (350000, г. Краснодар, ул. Ленина, 40/1) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителя ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» по доверенности от 10.01.2022 № 19 М. О.В. и представителя АО «Теплоэнерго» по доверенности от 31.01.2022 б/н М. Д.Д.,

УСТАНОВИЛА:

В Краснодарское УФАС России поступило обращение ООО «Теплоэнерго» от 27.01.2022 № 114 (вх. от 27.01.2022 № 1601) (далее - Заявитель) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» (далее - Поставщик) в части ограничения поставки газа, посредством которого объекты газопотребления вырабатывают тепловую энергию и горячую воду, поставляемую на нужды в том числе коммунально-бытовых потребителей. Также из Анапской межрайонной прокуратуры поступили материалы проверки в отношении вышеуказанных действий ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар».

По результатам рассмотрения обращения и материалов проверки Анапской межрайонной прокуратуры на действия ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части полного прекращения 27.01.2021 поставки природного газа на газоиспользующее оборудование, посредством которого осуществляется выработка тепловой энергии для нужд, в том числе коммунально-бытовых потребителей, расположенное по адресу..

ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» является поставщиком газа по договорам конечным потребителям - юридическим лицам на территории Краснодарского края.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» занимает доминирующее положение на рынке поставки газа конечным потребителям – юридическим лицам, в границах Краснодарского края, с долей 100%.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 13.04.2022 № 60/1 в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» возбуждено дело № 023/01/10-2639/2022 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ООО «Теплоэнерго» и неопределенного круга лиц потребителей услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения, путем прекращения 27.01.2022 поставки газа.

Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 27.04.2022 № 12308/6 назначена дата рассмотрения дела № 023/01/10-2639/2022.

ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» письмом от 09.09.2022 № 25-05-09/7740 представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела № 023/01/10-2639/2022 от 15.08.2022 № ев/7518/22.

Данное возражение рассмотрено Комиссией и не установлено оснований для изменения заключения об обстоятельствах дела № 023/01/10-2639/2022 от 15.08.2022 № ев/7518/22.

Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 023/01/10-2639/2021 доказательства, установила следующее.

Между Поставщиком и Заявителем действует договор поставки газа № 25-4-00007/20 от 25.12.2009, по условиям которого поставщик обязуется поставлять с 01.01.2020 по 31.12.2022 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, и/или газ горючий природный попутный, цена которого является государственно регулируемой, а также добытый организациями, не являющимися аффилированными лицами ОАО «Газпром», и/или организаций – собственников региональных систем газоснабжения, либо созданными во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17.11.1992 № 1403 (кроме организаций, являющихся собственниками региональных систем газоснабжения), а Заявитель обязуется принимать и оплачивать газ в соответствии с условиями договора (пункт 2.1 договора). Таблицей № 1 в п. 2.1 Договора определены наименование и местонахождение газоиспользующих объектов (точек подключения), которые включают в себя в том числе котельная .) и котельная. (г. .). Также данной таблицей определены объемы потребления газа за год, с разбивкой по месяцам. В январе объем в отношении котельная № 1 «Парковая» определен 1000,668 тыс. куб.м., в отношении котельная № 9 «Воскресенский» определен 39,233 тыс. куб.м.

Также между Поставщиком и Заявителем действует еще один договор поставки газа № 25-4-00005/20 от 25.12.2009.

Заявитель согласно условий Договора принял обязательство своевременно производить оплату за поставленный на котельные газ, в согласованных объемах (п. 2.1. и п. 5.5.).

Согласно сведений Поставщика, которые не опровергаются Заявителем, не исполнение обязательств по оплате поставок газа с сентября по декабрь 2021 г. привело к образованию задолженности по состоянию на 01.12.2021 в размере 20 307 538.37 руб.. на 27.01.2022 задолженность составила - 58 903 263.09 руб.

Наличие задолженности явилось основанием для направления Поставщиком 01.12.2021 и 16.12.2021 уведомлений Заявителю об ограничении подачи (поставки) и отбора газа, в связи с неоднократным нарушением договорных обязательств по срокам и суммам производимой оплаты перед поставщиком. Согласно данным уведомлениям Заявитель при непогашении задолженности до 22.12.2021 должен самостоятельно полностью ограничить отбор газа до 10.00 часов 22.12.2021, а в случае невыполнения полного прекращения отбора газа в указанный срок поставщиком будет осуществлено полное принудительное ограничения подачи (поставки) и отбора газа, с выполнением мероприятий технического характера.

Порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа установлен Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245 (далее - Правила), принятым в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

В соответствии с п. 2 Правил основанием для полного ограничения подачи (поставки) газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

Газоснабжающие организации вправе прекращать поставки газа организациям- потребителям при наличии непогашенной задолженности по их оплате, если соблюдена процедура по уведомлению (предупреждению) потребителя - юридического лица. Исключение составляют лишь те организации-потребители, перечень которых утвержден Правительством РФ.

Согласно пп. «г» п. 3 Правил основанием для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев. Вместе с тем, в соответствии с пп. «е» п. 2 Правил основанием для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

Пунктом 10 Правил установлено, что ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным пп. «е» п. 2 и пп. «г» п. 3 Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11-13 Правил.

В силу п. 11 и п. 12 Правил потребитель газа, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие перед ним задолженности за коммунальные ресурсы, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения, в порядке указанном в п. 12 Правил № 1245.

Согласно абз. 1 п. 13 Правил в случае непредоставления потребителем газа данных, указанных в пп. «в» п. 12 Правил № 1245, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).

Следует отметить, что настоящими Правилами непредусмотрены какие-либо ограничения, препятствующие достижению договоренности сторонами по договору в части уточнения параметров необходимых для расчета и согласования объемов поставки газа на период частичного ограничения поставки газа, наступившего в результате ненадлежащего исполнения обязательств по договору потребителем газа.

Заявитель письмом от 14.12.2021 № 2123/1, посредством электронной почты на адрес: DeloDistrbution@KRK-RG.RU направил Поставщику заявку-расчет необходимых объемов с 22 по 31.12.2021 в размере 2109,600 тыс.куб.м., реестр потребителей (абонентов), не имеющих задолженности, установленную мощность оборудования.

Сведений, подтверждающих рассмотрение направленных 14.12.2021 сведений и расчета, а также действий, подтверждающих направление Поставщиком Заявителю замечаний, Комиссии не представлено. Однако согласно пояснений, представленных в материалы дела (письмо от 04.03.2022 № 25-05-09/2025) Поставщиком установлен иной объем газа на указанный период.

22.12.2021 Поставщик направил Заявителю письмом № 25-22-09/10841 установленный объем газа поставляемый с 22.12.2021 по 31.12.2021 (исходя из процента оплаты за поставленный газ в период с 01.12.2020 по 21.12.2021) по договору поставки газа№ 25-4-00005/20 от 25.12.2019-29,947 тыс. куб.м (исходя из 85% оплаты) и по договору поставки газа № 25-4-00007/20 от 25.12.2019 - 1 282,842 тыс. куб.м (исходя из 87% оплаты).

Заявитель письмом от 23.12.2021 № 2171 направил Поставщику объем газа (4861,261 тыс. куб.м), необходимый в январе 2022 года для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденный данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, к письму приобщен реестр потребителей (абонентов), не имеющих задолженности. Данным письмом Поставщик также уведомлен об отсутствии технической возможности точечного отключения конкретных потребителей из числа населения, имеющих задолженность за тепловую энергию.

Сведений, подтверждающих рассмотрение направленных 23.12.2021 сведений и расчета, а также действий, подтверждающих направление Поставщиком Заявителю замечаний, Комиссии не представлено.

Уведомлением от 11.01.2021 № 25-22-09/40 Поставщик проинформировал Заявителя об установлении объема поставки газа в период действия ограничения подачи (поставки) газа с 22.12.2021 по 31.12.2021 по договору № 25-4-0007/20 равного 3517,192 тыс.куб.м.

Письмом от 21.01.2022 № 25-22-05/547 Поставщик, сообщил об опечатке допущенной в уведомлении от 11.01.2021 № 25-22-09/40 в части периода для которого установлен объем поставки газа в период действия ограничения подачи (поставки) газа по договору № 25-4-0007/20 равного 3517,192 тыс.куб.м., а именно установленный объем действует с 01.01.2022 по 31.01.2022.

Актом от 25.01.2022 Поставщик зафиксировал перерасход объемов газа, выделенных письмом от 11.01.2022 № 25-22-09/40. В связи с чем Заявителю направлено повторное уведомление от 25.01.2022 № 25-22-09/616 о предстоящем полном ограничении на 27.01.2022.

За указанный перерасход газа в январе 2022 года, а также задолженность за потребленный газ 27.01.2022 произведено ограничение подачи газа на котельные №1 и № 9, что подтверждается актами № 1 и № 2. В этот же день, в связи с принятием от Заявителя гарантийных обязательств, Поставщик восстановил подачу газа на указанные котельные, о чем были составлены акты от 27.01.2022 № 4 и № 5.

Между тем, АО «Теплоэнерго» является организацией, предоставляющей коммунальные услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения в муниципальном образовании город-курорт Анапа, вырабатываемых при использовании газа, и соответственно осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного горячего водоснабжения и теплоснабжения, в связи с чем отнесено согласно п. 2 Приложения к Правилам, к категории потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Действия по полному ограничению поставки газа на котельную №1 привели к прекращению поставки коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению 14 526 жителям 80 многоквартирных жилых домов, в том числе своевременно оплачивающим использованные топливно- энергетические ресурсы, а также пенсионерам и многодетным семьям, тем самым нарушив их права на получение коммунальных услуг. Кроме того, посредством данной котельной осуществлялось горячее водоснабжения и отопление социально-значимых потребителей, а именно: 3 детских дошкольных учреждения; 4 образовательных учреждения; 1 медицинское учреждение, а также 5 социально значимых объектов и объектов Минобороны России.

Действия по полному ограничению поставки газа котельной № 9 привели к прекращению поставки коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению 272 жителей 2 многоквартирных жилых домов, в том числе своевременно оплачивающим использованные топливно- энергетические ресурсы, тем самым нарушив их права на получение коммунальных услуг. Также посредством данной котельной осуществлялось горячее водоснабжение и отопление социально-значимого потребителя - детского дошкольного учреждения.

Кроме того, Комиссией установлено, что с 01.01.2022 по 24.01.2022 Поставщиком уведомлений об ограничении подачи (поставки) и отбора газа в январе 2022 года в АО «Теплоэнерго» не направлялось, действий по ограничению подачи (поставки) не производилось.

В соответствии с абз. 1 п. 13 Правил поставщиком газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения должно было повторно направить Заявителю уведомление, предусмотренное п. 8 Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных. Установленные обстоятельства свидетельствуют о направлении единичного уведомления предшествующего ограничению 27.01.2022.

Также установлено, что Поставщиком оставлено без рассмотрения письмо Заявителя от 23.12.2021 № 2171, которым представлен расчет объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения в январе 2022 года с учетом абонентов, не имеющих задолженности и данных о мощности газоиспользующего оборудования.

Согласно правовой позиции Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, отраженной в постановлении от 18.11.2021 № Ф08-11979/2021 по делу № А63-13105/2019, в изложенных обстоятельствах, как следует из п. 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.02.2012, действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.

На момент ограничения поставки газа у Заявителя имелись добросовестные плательщики, не имеющие задолженности за оказанные услуги по поставке тепловой энергии, между тем какого-либо соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов данным потребителям между Заявителем и Поставщиком не заключалось.

Согласно п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" п. 115 и подпункте "б" п. 117 данных Правил.

Подпункт «в» п. 3 данных Правил регламентировано, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими установленную продолжительность.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами.

Указанной нормами законодательства закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (ст. 40).

Несоблюдение со стороны поставщика газа требования о заблаговременном уведомлении потребителя газа о полном или частичном ограничении подачи (поставки) газа свидетельствует о нарушении антимонопольного.

Согласно информации управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 09.02.2022 по представленным управляющими организациями ООО «Крымский вал», ООО УК «Баланс», ООО «УК Номер 1» данным в результате полного прекращения Поставщиком поставки природного газа на 2 котельные АО «Теплоэнерго» минимальная температура подачи теплоносителя, горячего водоснабжения и отопления опустилась до 26 градусов Цельсия, а минимальная температура в жилых помещения была ниже 18 градусов Цельсия, что не соответствовало требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (Приложение).

Представленные Анапской межрайонной прокуратурой материалы проверки указывают, что в результате вышеуказанных действий Поставщика прекращена подача теплоснабжения на объекты Минобороны России. В частности, между ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России и АО «Теплоэнерго» действовали контракты от 08.09.2021 № 908 и № 909 на поставку тепловой энергии в военный городок № 21, обеспечивающий безопасность государства, в том числе объекты ФГКУ «32 Отдельный медицинский отряд (аэромобильный) Воздушно-десантных войск», задолженности по оплате теплоснабжения не имелось. Несмотря на данные обстоятельства 27.01.2022 была прекращена подача газа на объекты АО «Теплоэнерго» обеспечивающие теплоснабжением вышеуказанные объекты.

Между тем, по сведениям общедоступных источников, в частности сайтом rp5.ru и Gismeteo, 27.01.2022 температура атмосферного воздуха в муниципальном образовании город-курорт Анапа колебалась от -1 до -3 градусов Цельсия.

Таким образом, последствиями указанных действий Общества могло быть переохлаждение граждан и непосредственно личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

При обозначенных обстоятельствах необходимо было учитывать и положения Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173.

Согласно п. 1 данного Указа следует считать ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, действиями, нарушающими безопасность государства.

В соответствии с правовой позицией ФАС России, отраженной в п. 1.3 письма от 04.06.2019 № ИА/46731/19 «О направлении разъяснений» перечень предусмотренный Приложением к Правилам не является исчерпывающим, в частности необходимо обеспечивать соблюдение прав потребителей, указанных в п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173, к данным учреждениям относятся воинские части Министерства обороны Российской Федерации.

Несмотря на то, что организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов, не указаны в п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173, однако поименованы среди категорий потребителей газа, ограничение потребления газа, которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Рассматривая обстоятельства настоящего дела Комиссия приходит к выводу о недопустимости одностороннего утверждения объема газа, поставляемого в период частичного ограничения, в связи с чем сторонам по договору необходимо взаимодействие, посредством запроса необходимых сведений, направленное на достижение согласований объемов газа, позволяющих избежать нарушения прав абонентов (конечных потребителей тепловой энергии, производимой Заявителем с использованием природного газа) своевременно оплачивающих коммунальные услуги.

Действия Поставщика по одностороннему утверждению объемов газа, результатом которых явился перерасход газа и полное ограничение поставки газа Заявителю, привели к нарушению прав граждан- потребителей своевременно оплачивающие использованные топливно- энергетические ресурсы, вырабатываемые посредством природного газа.

В данном случае, Поставщик как более сильная сторона сложившихся правоотношений должна была принять меры, направленные на исключение негативных последствий наступивших для граждан- потребителей своевременно оплачивающие использованные топливно- энергетические ресурсы, вырабатываемые посредством природного газа.

С учетом положений ч. 1 ст. 2 Закона о защите конкуренции, пп. 3 - 4 ст. 1, абзаца второго п. 1 ст. 10 ГК РФ это означает, что на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции и (или) непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

Для целей применения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (в том числе в редакции, действующей после 5 января 2016 г.) понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

Иной подход к толкованию данной нормы по существу приводит к установлению не оправданных объективными причинами различий в сфере действия запрета злоупотребления правом для доминирующих на рынке субъектов, что не отвечает принципу равенства всех перед законом.

Комиссия приходит к выводу, что ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», злоупотребив своим доминирующим положением, прекратив поставку газа на Объекты 27.01.2022, допустило нарушение законных прав и интересов ООО «Теплоэнерго» и неопределенного круга лиц потребителей коммунальной услуги добросовестно оплачиваемых ее получение, путем осуществления следующих действий:

- одностороннее утверждение объема поставляемого газа в январе 2022 г., в отсутствие действий ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» направленных на достижение между сторонами по Договору согласования необходимого объема газа, что привело к его превышению Заявителем;

- нарушение порядка уведомления Заявителя о планируемом ограничении.

ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» занимает доминирующее положение на рынке поставки газа конечным потребителям – юридическим лицам, в границах Краснодарского края, с долей 100%.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

В пункте 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на совершение действий (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. В числе запрещенных действий экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На основании вышеизложенного Комиссией по делу № 023/01/10-2639/2022:

- в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» установлен факт нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ущемлении интересов АО «Теплоэнерго», а также неопределенного круга потребителей услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения, путем прекращения 27.01.2022 поставки газа, в нарушение требований Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245.

В ходе рассмотрения настоящего дела, в Краснодарское УФАС России от Заявителя письмом от 31.05.2022 № 921 (вх. от 31.05.2022 № 3022-эп/22) поступили дополнительные сведения к обращению от 26.05.2022 № 897 (вх. от 26.05.2022 № 2479-эп/22), из которого следует, что Поставщик на период май 2022 года уведомил о введении режима ограничения поставки газа, установив объем газа на указанный период без учета сведений, представленных АО «Теплоэнерго». Кроме того, Поставщик 26.05.2022 не произвел опломбировку приборов учета, прошедших очередную государственную поверку, необеспечил снятие пломбирующих устройств с водных задвижек котельного оборудования, в результате чего по состоянию на 26.05.2022 нарушены графики поставки коммунальных услуг.

При рассмотрении указанных доводов, с учетом сведений, представленных Поставщиком письмом от 15.08.2022 № 25-05-09/7256 (вх. от 19.08.2022 № 13257-эп/22), Комиссией установлено, что Заявитель по состоянию на 05.05.2022 имеет задолженность в размере 45З59З24,5З руб., на 18.05.2022 задолженность составила - 28 359 324.73 руб.

Наличие задолженности явилось основанием для поставщика для направления Заявителю уведомления от 05.05.2022 N 25-22-09/З972 и от 18.05.2022 N 25-22-09/4З26 о том, что при непогашении им задолженности в срок до 25.05.2022 отбор газа должен быть полностью ограничен потребителем самостоятельно в срок до 10.00 ч. 25.05.2022.

Заявитель письмом от 06.05.2022 № 793, на период ограничения предоставил заявку с указанием объемов с 25 по 3l мая 2022г., в размере -228,79 тыс. мЗ, и с 01 по 30 июня 2022г., в размере - 767,283 тыс.м3. В свою очередь Поставщик без учета заявленных объемов и запроса сведений, позволяющих установить необходимый объем газа, определил объемы в размере 111,565 тыс. м3 на период с 25 по 3l мая 2022г.

Что касается снятия пломб с вводных задвижек для пyска котельных после поверки приборов учета газа, то Поставщик на основании письма АО «Теплоэнерго» от 12.05.2022 № 798, 13.05.2022 осуществил установку пломб на вводных задвижках, о чем составлены акты N 223, N 224, N 225, № 226. Письмами от 19.05.2022 № 842 и от 25.05.2022 № 877 Заявитель уведомил Поставщика о необходимости снятия пломб с вводных задвижек для пyска котельных после поверки приборов учета газа.

Между тем взаимоотношения сторон по снятию и установке охранных пломб и других работ, связанные с выездом представителя Поставщика, урегулированы п. 9.4 договоров поставки газа работы, и подлежат исполнению после полной оплаты потребителем стоимости услуг. Также в данном пункте изложен порядок расчетов и порядок приема-сдачи выполненных услуг. Поставка газа на объекты Заявителя осуществлена после произведения оплаты стоимости услуг по установке и снятию пломб, о чем составлены акты №№ 282, 283, 284, 285 от 01.06.2022, а также акт приема-сдачи оказанных услуг № 4 от 01.06.2022, подписанный сторонами по договору.

Полного ограничения поставки газа на объекты Заявителя в мае 2022 года по основаниям пп. «е» п. 2 Правил либо в результате превышения установленного объема газа на период частичного ограничения Поставщиком не производилось.

По результатам рассмотрения сведений и документов, представленных Заявителем письмом от 26.05.2022 № 897 (вх. от 26.05.2022 № 2479-эп/22) и дополнениями от 31.05.2022 № 921 (вх. от 31.05.2022 № 3022-эп/22), Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Поставщика с учетом вышеуказанных обстоятельств, не подлежат квалификации как нарушающие антимонопольное законодательство в части п. 4 ч. 1 ст. 10 «Закона о защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, Комиссия по делу, руководствуясь статьей 23, п. 2, 3 статьи 39, п. 1, 2, 3 статьи 41, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» факт нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции выразившихся в ущемлении интересов выразившиеся в ущемлении интересов АО «Теплоэнерго», а также неопределенного круга потребителей услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения, путем прекращения 27.01.2022 поставки газа, в нарушение требований Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245.

2. Предписание не выдавать ввиду восстановления 27.01.2022 поставки газа на объекты газопотребления АО «Теплоэнерго».

3. Передать материалы дела № 023/01/10-2639/2022 по факту нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны