Решение №023/06/64-170/2020 . от 15 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 74/2020-КС

по делу № 023/06/64-170/2020 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

15 января 2020 года                                                                                              г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ИП Куликовой В.А. (далее – Заявитель) на действия ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» ФНС» при проведении электронного аукциона: «Выполнение противоэпидемических и дезинфекционных мероприятий в виде услуг по медицинской дезинсекции и дератизации (борьба с насекомыми и грызунами) на территории, в строениях и сооружениях, принадлежащих Заказчику на 2020 год» (извещение № 0318100007919000195) в части нарушения Федерального закона                       от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель указывает, что Заказчиком в аукционной документации установлено требования к Участникам закупки о наличии действующей лицензии на медицинскую деятельность при оказании услуг по дезинфектологии, что является нарушением Закона о контрактной системе.

Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе, письменные пояснения по существу жалобы.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» ФНС» проводился электронный аукцион: «Выполнение противоэпидемических и дезинфекционных мероприятий в виде услуг по медицинской дезинсекции и дератизации (борьба с насекомыми и грызунами) на территории, в строениях и сооружениях, принадлежащих Заказчику на 2020 год» (извещение № 0318100007919000195).

Начальная (максимальная) цена контракта – 405 151,51 руб.

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Наименование объекта закупки: «Выполнение противоэпидемических и дезинфекционных мероприятий в виде услуг по медицинской дезинсекции и дератизации (борьба с насекомыми и грызунами) на территории, в строениях и сооружениях, принадлежащих Заказчику на 2020 год».

Лицензия по дезинфектологии выдается Минздравом России медицинским организациям и требуется исключительно при оказании медицинской помощи, в случаях, перечисленных в приказе Минздрава от 11.03.2013г. 121н, в то время, как предметом закупки являются услуги по дератизации и дезинсекции, которые не имеют ничего общего с медицинской деятельностью и не требуют лицензии.

Согласно п. 3 "Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, «Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи...».

Таким образом, лицензированию подлежит в том числе медицинская деятельность в виде санитарно-эпидемиологических мероприятий в рамках оказания медицинской помощи.

Согласно п. 3.1. санитарных правил "СП 3.5.1378-03. 3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила": «Дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнациюодежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия»

Таким образом, дезинфекция - это санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, которые включают в себя в том числе дезинсекцию и дератизацию.

При этом деятельность по выполнению указанных дезинфекционных санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий расценивается как медицинская деятельность подлежащая лицензированию в случае, когда такие санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия выполняются при оказании медицинской помощи.

Заказчик настоящей закупки - ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» ФНС России - лечебно- профилактическое учреждение, основным видом деятельности которого является деятельность санаторно-курортных организаций (ОКВЭД 86.90.4. В соответствие с п. 1.19 Номенклатуры медицинских организаций, утвержденной приказом Минздрава России от 06.08.2013 г. № 529-н, санатории отнесены к лечебно-профилактическим медицинским организациям).

Учреждение имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, согласно которой им организуются и выполняются ряд медицинских услуг при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи, специализированной медико- санитарной помощи в амбулаторных условиях, санаторно-курортной медицинской помощи.

Таким образом, основной целью деятельности заказчика является оказание медицинской помощи населению.

В соответствии с п. 11.23 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58: «В ООМД не должно быть синантропных членистоногих, крыс и мышевидных грызунов. Проведение дезинсекции и дератизации должно осуществляться в соответствии с санитарными правилами специализированными организациями».

Таким образом, проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в виде дезинсекции и дератизации - это обязательное требованием к деятельности медицинской организации, а целью деятельности медицинской организации как раз и является оказание медицинской помощи.

Следовательно, деятельность по дезинфектологии, осуществляемая в медицинских организациях, должна рассматриваться как медицинская деятельность, подлежащая лицензированию.

В п.5.2 Раздела 5 «Требования к порядку подготовки заявки на участие в электронном аукционе» Заказчиком установлены требования к Участникам закупки, а именно:

5.2.

Требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе

 

 

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

       1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес участника  аукциона,  фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов  коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного коллегиального органа участника такого аукциона;

      2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов – копию лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании услуг по дезинфектологии, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31  Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

         4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;

           6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

       7) декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, предусмотренного частью 3 ст. 30 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)

Заявитель указывает, что услуги по дезинфекции и дератизации не являются медицинской помощью, поскольку не предполагают контакт с пациентом и медицинское вмешательство в организм человека, не исключают необходимость наличия медицинской лицензии, поскольку как указано выше.

Заказчик на Комиссии пояснил, что положение о лицензировании медицинской деятельности прямо указывает на то, что лицензированию подлежит не только сама медицинская помощь, но и санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи. Более того, само понятие «дезинфектология» не предполагает какое - либо медицинское вмешательство в организм человека, но, между тем, услуги по дезинфектологии в рамках оказания медицинской помощи подлежат лицензированию, следовательно, фактором, определяющим что данные услуги предоставляются именно в рамках оказания медицинской помощи, является вид деятельности заказчика данных услуг, и если основной вид деятельности заказчика - предоставление медицинской помощи, то и дезинфектологические услуги для такого заказчика выполняются в рамках оказания медицинской помощи.

Позиция Заказчика о правомерности установления требования к наличию медицинской лицензии подтверждается практикой Верховного суда РФ, отраженной в определениях от 12.01.2018г. № 310-КГ-14344 и от 06.06.2018г. № 104-ПЭК18, где орган высшей судебной власти делает однозначный вывод о том, что: «...деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52- ФЗ, и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию».

Довод заявителя о возможности выдачи медицинской лицензии на оказание услуг по дезинфектологии исключительно медицинским организациям не соответствует действительности.

Так, в 2019г. услуги по дезинсекции и дератизации санаторию оказывало ООО «Наука», основной вид деятельности которого: 81.29.1 «Дезинфекция, дезинсекция, дератизация зданий, промышленного оборудования», что не помешало обществу получить требуемую лицензию на осуществление медицинской деятельности в виде услуг по дезинфектологии № ЛО-63-01-004717 от 27.07.2018г.

Согласно определению Арбитражного Суда Краснодарского края от 20.05.2019 г. № А32-8116/2019: «В соответствии с общепринятой терминологией понятие «дезинфекция» включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Таким образом, в рамках действующего законодательства Российской Федерации работы (услуги) по дезинфектологии в случае их организации и выполнения при оказании вышеуказанных видов медицинской помощи (первичной, врачебной и специализированной, медико-санитарной, специализированной, включая 6 лист решения от 20.05.19 по делу № А32-8116/19 высокотехнологичную, при санаторно-курортном лечении) отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию.

При осуществлении же дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, не предусматривающих проведения мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, и не являющихся медицинскими услугами, вне медицинских учреждений, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.

Суд считает, что вышеуказанные работы связаны с медицинской деятельностью всего учреждения, а следовательно, требуют получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

К моменту рассмотрения жалобы подано 11 заявок на участие в закупке.

Таким образом, Заказчиком установлены требования к Участникам закупки в аукционной документации в соответствии с Законом о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Куликовой В.А. необоснованной.

      2.Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318100007919000195).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны