Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1380/2022 по результатам рассмотрения жал... от 27 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-1380/2022

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

27 апреля 2022 г.                                                                                  г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

при участии, путем систем ВКС, представителя ООО «Агентство авиационной безопасности» (далее – Заявитель) и представителя Кубанского центра ОВД филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения Российской Федерации» (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Краснодар)» Кубанского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Юга» от актов незаконного вмешательства подразделением транспортной безопасности (извещение № 32211280256 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Краснодар)» Кубанского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Юга» от актов незаконного вмешательства подразделением транспортной безопасности (извещение № 32211280256 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 27.04.2022г. в 11:30.

Заявитель считает, что Организатор торгов нарушил порядок проведения торгов, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия по делу № 023/07/3-1380/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» (далее – Положение), утвержденным приказом ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» от 24.09.2021г.                № 555-П.

01.04.2022г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32211280256 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Краснодар)» Кубанского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Юга» от актов незаконного вмешательства подразделением транспортной безопасности.

Начальная (максимальная) цена договора – 3 451 800,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 04.04.2022г.

Дата и время окончания подачи заявок – 11.04.2022 в 10:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с пунктом 10.2 Проекта договора, заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случае нарушения сроков предоставления Отчета об оценке, нарушения иных существенных условий настоящего Договора.

Согласно пункту 10.3 Проекта договора, оценщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего договора в случае нарушения сроков оплаты Отчета об оценке.

Вместе с тем, Техническим заданием не предусмотрено составление отчета об оценке.

Согласно доводу жалобы, 05.04.2022г. Заявителем подан запрос о разъяснении указанных положений Проекта договора.

В соответствии с ответом Организатора торгов, пункт 10.2 Проекта договора следует читать как: «заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случае нарушения сроков предоставления акта оказанных услуг», пункт 10.3 Проекта договора следует читать: «исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего договора в случае нарушения сроков оплаты».

Согласно частям 2, 3 статьи 3.2 Закона о закупках, любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Согласно части 4 статьи 3.2 Закона о закупках, разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках, изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Вместе с тем, указанные в разъяснении изменения Документации не внесены Организатором торгов в Проект договора.

Кроме того, согласно доводу жалобы, Организатором торгов установлены излишние требования к участникам закупки, в части наличия свидетельств об аттестации работников.

Согласно Техническому заданию, работники исполнителя, привлекаемые в качестве сил обеспечения транспортной безопасности в составе подразделения транспортной безопасности, должны иметь действующие свидетельства об аттестации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015г. № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» по категориям:

- работники подразделения транспортной безопасности, включенные в состав группы быстрого реагирования;

- работники подразделения транспортной безопасности, осуществляющие досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;

- работники подразделения транспортной безопасности, осуществляющие наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности;

- работники подразделения транспортной безопасности, осуществляющие управление техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;

- иные работники подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства воздушного транспорта.

Кроме того, исполнитель организует круглосуточную защиту объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры путем выставления одного поста на границе зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее – пост) для выполнения мероприятий по досмотру персонала, посетителей, материальных средств, обеспечения пропускного режима. Для выполнения обязанностей на посту выделяется один работник из состава подразделения транспортной безопасности исполнителя.

Приложением № 1 к Требованиям к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта (далее – Приложение № 1), утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.08.2014г. № 231, установлены требования к знаниям, навыкам и умениям 8 различных категорий работников сил обеспечения транспортной инфраструктуры.

В соответствии с Приложением № 1, работник подразделения транспортной безопасности, включенный в состав группы быстрого реагирования должен иметь навыки:

1) осмотра и патрулирования ОТИ и (или) ТС, их критических элементов;

2) выявления признаков подделки разрешительных документов;

3) пользования средствами радиосвязи, спецсредствами, оружием;

4) реагирования на совершение или угрозу совершения АНВ;

5) информирования об обстановке на ОТИ и (или) ТС.

Работник подразделения транспортной безопасности, осуществляющий досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности должен иметь навыки:

1) организации проверки соответствия вносимого (выносимого) имущества документам, дающим право на его перемещение;

2) организации досмотра вносимого (выносимого) имущества;

3) организации досмотра транспортных средств;

4) информирования об обстановке на объекте.

Работник подразделения транспортной безопасности, осуществляющий наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности должен иметь навыки:

1) выявления признаков возможного совершения АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

2) проверки документов, выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на ТС физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС;

3) проведения наблюдения и собеседования с пассажирами на участках и в зонах безопасности ОТИ и (или) ТС.

Работник подразделения транспортной безопасности, осуществляющий управление техническими средствами обеспечения транспортной безопасности должен иметь навыки:

1) работы с техническими системами и средствами обеспечения транспортной безопасности;

2) пользования: средствами дежурного охранного оповещения и освещения объекта; техническими средствами контроля обстановки на объекте с помощью охранного телевидения, сигнализации; средствами радиосвязи; первичными средствами пожаротушения;

3) обнаружения взрывных устройств и подозрительных предметов, реагировании на совершение или угрозу совершения АНВ;

4) информирования об обстановке на объекте;

5) приема, сдачи объекта, находящегося под охраной.

Иные работники подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства воздушного транспорта должны иметь навыки:

1) выявления нарушителей внутриобъектового и пропускного режимов охраняемого объекта;

2) организации защиты ОТИ и (или) ТС в соответствии с разработанным планом обеспечения транспортной безопасности;

3) реагирования на совершение или угрозу совершения АНВ.

Таким образом, каждая категория работников осуществляет различные функции, которые не являются взаимоисключаемыми.

Согласно Техническому заданию, при несении дежурства на посту работник исполнителя:

- осуществляет пропускной и внутриобъектовый режимы в соответствии с требованиями Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме ОТИ;

- проводит досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в соответствии с правилами проведения досмотра, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 23.07.2015 № 227 и Планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

- не допускает попадания предметов или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности ОТИ, путем их визуального выявления и передачи представителям уполномоченных территориальных подразделений полиции;

- своевременно информирует должностных лиц, согласно Плану взаимодействия подразделения транспортной безопасности с Заказчиком, обо всех нарушениях физическими лицами пропускного и внутриобъектового  режимов, обнаруженных предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности ОТИ, обо всех случаях выявления фактов совершения  или подготовки совершения  АНВ;

- не допускает совершения или подготовку к совершению АНВ в зоне ТБ ОТИ;

- передает уполномоченным представителям территориальных подразделений полиции лиц, совершающих или подготавливающих АНВ;

- осуществляет патрульный обход периметра зоны ТБ (не реже одного раза в шесть часов) с целью выявления нарушителей, совершения или подготовки к совершению АНВ;

- осуществляет мероприятия в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора по профилактике распространения вирусной инфекции;

- в случае служебной необходимости, осуществляет кратковременную подмену инспектора пункта управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ.

На основании изложенного, аттестация по указанным категориям необходима для выполнения работ по защите объекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) принцип равноправия, в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Закон о закупках не содержит закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, либо прямого запрета на применение к ним какого-либо требования.

Установленные Организатором торгов требования направлены на выявление исполнителя в наилучшей степени отвечающего потребностям заказчика и относятся в равной степени ко всем участникам закупки.

В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, товар которых не отвечает предъявленным Организатором торгов требованиям, не означает, что действия Организатора торгов повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях Организатора торгов установлено нарушение требований пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Агентство авиационной безопасности» на действия Кубанского центра ОВД филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения Российской Федерации» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры «Аэродромный диспетчерский центр Единой системы (Краснодар)» Кубанского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Юга» от актов незаконного вмешательства подразделением транспортной безопасности (извещение № 32211280256 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Выдать Организатору торгов – Кубанскому центру ОВД филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения Российской Федерации» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения запроса котировок в электронной форме.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по нарушению, установленному решением, в отношении Кубанского центра ОВД филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения Российской Федерации».

 

 

Заместитель председателя комиссии                   

 

Члены Комиссии:                                                               

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны