Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 5/2019-КС о нарушении законодательства о к... от 9 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 5/2019-КС о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 

09 января 2019 года                                                                                      г. Краснодар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «К и С» (далее – Заявитель) на действия ФГБОУ «ВДЦ «Смена» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Поставка какао, кофейного напитка, кофе, чая» (извещение № 0318100028518000324) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),  

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчик сократил срок подачи заявок на участие в электронном аукционе. Описание объекта закупки аукционной документации содержит противоречивые сведения и избыточные требования к товарам по позициям: «кофе в зернах», «чай пакетированный», «кофейный напиток».    

Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе. Представитель Заказчика не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» проводился электронный аукцион: «Поставка какао, кофейного напитка, кофе, чая» (извещение № 0318100028518000324).

Начальная (максимальная) цена контракта – 758 179,69 рублей.

         Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

          В соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

       Согласно ст.ст. 191, 193 Гражданского Кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Ч. 1 ст. 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

  21.12.2018г. Заказчиком – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0318100028518000324.

  Окончание подачи заявок 28.12.2019 09:00.

          Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона размещено Заказчиком в ЕИС менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, что является нарушением ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе.   

           Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В «Описании объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлены требования:

№ п/п

Наименование товара

Характеристики товара

Ед. изм.

Кол-во

2

Кофе в зернах

ГОСТ 32775-2014 Кофе жареный. Для производства жареного кофе применяют зеленый кофе, в т. ч. декофеинизированный.  Внешний вид • жареный кофе в зернах

Обжаренные зерна, допускается наличие не более 6 % ломаных зерен и обломков зерна

• жареный молотый кофе Порошок, допускается включение оболочки кофейных зерен

Цвет - От светло-коричневого до черно-коричневого. Вкус-  Приятный, насыщенный, присущий данному продукту. Аромат - Выраженный, присущий данному продукту. Массовая доля влаги. % (мае.), не более 5.5

Кофеин (в пересчете на сухое вещество). % (мае.), не менее 0.7

Кофеин (в пересчете на сухое вещество) для декофеинизиро-ванного кофе. % (мае.), не более 0.3

Общее содержание золы (в пересчете на сухое вещество), % (мае.), не более 6.0

Содержание золы, не растворимой в кислоте (в пересчете на сухое вещество), % (мае.), не более 0.2

Содержание экстрактивных веществ. % (мае.) От 20,0 до 35.0

Степень помола (для жареного молотого кофе) - массовая доля продукта, проходящего через сито с отверстиями диаметром 1,0 мм, % (мае.), не менее 80.0

Содержание металлических примесей (частиц не более 0,3 мм в наибольшем линейном измерении), % (мае.), не более 510^. В жареном кофе не допускается присутствие посторонних примесей и вредителей. Жареный кофе фасуют массой нетто от 1,0 до 10000,0 г включительно. В пакеты из бумаги и комбинированных материалов по ГОСТ 24370:

•    коробки из картона, бумаги и комбинированных материалов по ГОСТ 12301;

•    пакеты из полимерных и комбинированных материалов по ГОСТ 12302.

Кг.

178

3

Чай пакетированный

Чай черный байховый фасованный, высший сорт. В пачке 25 шт по 2 гр.

Чай зеленый байховый фасованный, высший сорт. Соответствует ГОСТ 1939-90, В пачке 25 штук по 2 гр.

Кг.

166

6

Кофейный напиток

Концентрат пищевой - напиток кофейный растворимый. Продукция по показателям качества и безопасности соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ГОСТ Р 50364-92 «Концентраты пищевые. Напитки кофейные растворимые. Технические условия».  Напиток кофейный растворимый представляет собой высушенные до порошкообразного состояния экстракты, полученные из обжаренного растительного сырья, предназначенные для быстрого приготовления напитков. В зависимости от вида сырья напиток кофейный может быть с цикорием без натурального кофе, или напитки из цикория.  Внешний вид порошкообразный, наличие комков не допускается. Вкус и аромат свойственные данному продукту в зависимости от вида сырья, без посторонних включений. Цвет коричневый, разной степени интенсивности.  Продолжительность полного растворения в холодной (18-20 градусов) воде не более 3,0 минут или горячей (96-98 градусов) воде не более 0,5 минут.  Отсутствует продукция с содержанием посторонних примесей, с наличием зараженности вредителями хлебных запасов.  РН (напитка) не менее 4,5. Массовая доля влаги не более 4,5 %. Срок годности растворимых кофейных напитков 6 месяцев со дня выработки. Содержание токсичных элементов не превышает: свинец 0,5 мг/кг, мышьяк 0,2 мг/кг, кадмий 0,03 мг/кг, ртуть 0,02 мг/кг. Не допускается содержание БГКП (колиформы), Патогенные микроорганизмы, в т.ч. сальмонеллы. Кофейный напиток фасован в пачки массой нетто 500 г.  Продукт идентифицирован по наименованию и иным признакам, изложенным в определении данной продукции.

Кг.

336,50

 

        В соответствии с ГОСТ 32775-2014  «Кофе жаренный. Технические условия» физико-химические показатели жареного кофе должны соответствовать нормам, указанным в таблице 2:

 

   

Наименование показателя

Значение показателя

Массовая доля влаги, % (мас.), не более

5,5

Кофеин (в пересчете на сухое вещество), % (мас.), не менее

0,7

Кофеин (в пересчете на сухое вещество) для декофеинизированного кофе, % (мас.), не более

0,3

Общее содержание золы (в пересчете на сухое вещество), % (мас.), не более

6,0

Содержание золы, не растворимой в кислоте (в пересчете на сухое вещество), % (мас.), не более

0,2

Содержание экстрактивных веществ, % (мас.)

От 20,0 до 35,0

Степень помола (для жареного молотого кофе) - массовая доля продукта, проходящего через сито с отверстиями диаметром 1,0 мм, % (мас.), не менее

80,0

Содержание металлических примесей (частиц не более 0,3 мм в наибольшем линейном измерении), % (мас.), не более

5·10-4

Таким образом, требования Заказчика по позиции «Кофе в зернах» противоречит ГОСТ, что является нарушением законодательства о контрактной системе.

По позиции «чай пакетированный» Заказчику требуется как черный, так и зеленый чай, при этом, не указано какое количество черного и какое количество зеленого чая требуется Заказчику, что вводит в заблуждение участников закупки.

           В соответствии с ГОСТ Р 50364-92 «Концентраты пищевые. Напитки кофейные растворимые. Технические условия» физико-химические показатели растворимых кофейных напитков должны соответствовать нормам, указанным в таблице 2:

 

     

Наименование показателя

Норма

Метод анализа

Массовая доля влаги, %, не более:

 

По ГОСТ 15113.4

при выпуске с производства

4,5

 

к окончанию срока хранения

6,0

 

 

     

Таким образом, требования Заказчика по позиции «кофейный напиток» противоречит ГОСТ, что является нарушением законодательства о контрактной системе.

Кроме того, исходя из вышеуказанных ГОСТов органолептические и физико-химические показатели кофе и чая определяются путем снятия проб и проведения испытаний.      

Таким образом, органолептические и физико-химические показатели не подлежат конкретизации и в зависимости от партий поставки товара могут быть различными.

 Кроме того, на момент подачи заявки на участие в аукционе участник закупки не обязан иметь в наличии товар. 

  В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 года № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

         Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

         1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
         2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.   

Таким образом, установленные Заказчиком в описании товара, используемого при выполнении работ, требования с учетом положений инструкции по заполнению заявки вводят в заблуждение участников закупки, не позволяя предоставить конкретные показатели, которые станут известны при испытании определенной партии товара, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

На рассмотрении Комиссии установлено, что согласно протокола № 0318100028518000324-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.12.2018г. на участие в электронном аукционе подано 8 заявок участников закупки, 4 заявки участников закупки отклонены от участия в электронном аукционе. 

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «К и С» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе.

3. Заказчику – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 1

по делу № 5/2019-КС о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

09 января 2019 года                                                                                              г. Краснодар

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) на основании своего решения от 05.12.2018 г. по делу № ЭА-2040/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «К и С» на действия ФГБОУ «ВДЦ «Смена» при проведении электронного аукциона: «Поставка какао, кофейного напитка, кофе, чая» (извещение № 0318100028518000324) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:

           Заказчику – ФГБОУ «ВДЦ «Смена» (аукционной комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе:

-  отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки;

- внести изменения в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 09.01.2019 по делу № 5/2019-КС и разместить на официальном сайте;

- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте документации аукциона;

- оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников, подавших заявки об отмене протоколов и о возможности подать новые заявки. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Назначить время проведения аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения аукциона.

Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10-ти рабочих дней с момента размещения его в ЕИС.

Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

           Заказчику в срок до 30.01.2019 сообщить об исполнении предписания.

           В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны