Решение б/н решение от 26 августа 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 17.08.2020 г. г. Краснодар
Решение изготовлено в полном объеме 26.08.2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель комиссии – «...» – заместитель начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Члены комиссии:
«...» – главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
«...» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
«...» – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 023/05/5-2349/2020, возбуждённое по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении на сайте (по состоянию на 10.03.2020 г.) «...» (в самом аккаунте указан сайт «...»), а также «...» рекламы содержания: «дезинфицирующие средства от коронавируса … защита от коронавирусов», в отсутствие части существенной информации о рекламируемом товаре,
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и в связи с рассмотрением направленного Управлением Федеральной антимонопольной службы по г. Москве заявления физического лица (вх. № 5443 от 21.04.2020 г.) о признаках нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») при распространении на сайте «...» (в самом аккаунте указан сайт «...»), а также «...» рекламы содержания: «дезинфицирующие средства от коронавируса … защита от коронавирусов», Краснодарским УФАС России установлено следующее.
Исходя из материалов заявления следует, что производителем не были проведены соответствующие исследования, а также в рекламе отсутствует документальное подтверждение указанных свойств товара.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация вышеуказанного содержания является рекламой на основании п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе».
Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Факт размещения рекламы подтверждён актом осмотра информации от 21.05.2020 г.
Краснодарским УФАС России в адрес ООО «РСИЦ» был направлен запрос (исх. № 13954/7 от 08.05.2020 г.) с целью уточнения информации о владельце домена ««...»».
В ответ на вышеуказанный запрос ООО «РСИЦ» предоставило информацию (вх. по эл. почте № 7531 от 15.05.2020 г.) в соответствии с которой владельцем указанного домена является ООО «Медилекс» (ОГРН 1022301607657, ИНН 2310069729; адрес: ул. Зиповская, 5, кв. 33, Краснодар, 350010).
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Таким образом, рекламодателем рекламы вышеуказанного содержания является ООО «Медилекс».
На основании изложенного было возбуждено дело № 023/05/5-2349/2020 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Краснодарским УФАС России у ООО «Медилекс» были запрошены письменные объяснения по существу предъявляемых претензий. Из предоставленных письменных пояснений и документов (вх. № 7359 от 10.06.2020 г.) следует, что на опубликованной в соц. сети «Instagram» странице размещена информация с изображением дезинфицирующих средств и мыла с дезинфицирующим эффектом указанные документы содержат указание на вирулицидную активность в отношении возбудителей, в том числе коронавируса, а также на рассмотрении дела представителем Общества "..." было пояснено, что информация, касающаяся документов, подтверждающих дезинфицирующие свойства продукции в отношении конкретного вида коронавируса, имеется в соц. сети «Instagram».
А также ООО «Медилекс» были предоставлены письменные пояснения (вх. № 8360 от 06.07.2020 г.) из которых следует, что Общество 04.06.2020 г. разместило информацию о государственной регистрации дезинфицирующих средств, инструкциях по применению и декларацию соответствия на дезинфицирующие средства, после возбуждения дела 21.05.2020 г. Таким образом, вышеуказанная информация, предоставленная обществом, была размещена после того, как было возбуждено настоящее дело.
Определением об отложении рассмотрения дела № 023/05/5-2349/2020 от 14.07.2020 г. (исх. № 20896/7) у ООО «Медилекс» было запрошена информация о распространении рекламы «дезинфицирующие средства от коронавируса … защита от коронавирусов» в период проведения исследований воздействия рекламируемых средств на коронавирусы, а также информация о распространении вышеуказанной рекламы после проведённых исследований, вплоть до марта 2020 г. Поскольку как было указано на рассмотрении дела представителем Общества «...»., исследования в указанной области проводились в период 2017 г. (в материалах дела имеются научные отчёты, один из которых датирован 29.12.2016 г.). Указанная информация была истребована Краснодарским УФАС России у ООО «Медилекс», поскольку реклама, послужившая основанием для возбуждения настоящего дела, размещалась в период пандемии – распространения COVID-19, однако ООО «Медилекс» указанная информация не представлена.
Таким образом у Краснодарского УФАС России отсутствует информация о размещении вышеуказанной рекламы, либо иной другой рекламы дезинфицирующих средств до пандемии.
Кроме того, на официальном сайте Краснодарского УФАС России был проведен опрос о том, воспринимается ли указанная реклама как реклама средств от COVID-19.
В результате опроса установлено следующее. Общее количество принявших в опросе респондентов составило 64 человек. Из них 81 % респондентов (52 человек) об имитации ответило положительно, отрицательно ответило 19% респондентов (12 человек).
Результат опроса показывает (на момент вынесения решения), что большая часть потребителей воспринимает указанную рекламу как рекламу средств от COVID-19.
Таким образом, Комиссия Краснодарского УФАС России, изучив представленные документы и материалы приходит к выводу о том, что ООО «Медилекс» 10.03.2020 г., а также 21.05.2020 г. была размещена реклама дезинфицирующих средств от COVID-19.
На основании изложенного, в действиях рекламодателя ООО «Медилекс» при распространении рекламы вышеуказанного содержания установлены признаки нарушения требований ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку реклама распространялась в отсутствие части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу содержания: «дезинфицирующие средства от коронавируса … защита от коронавирусов», распространённую на сайте (по состоянию на 10.03.2020 г.) «...» (в самом аккаунте указан сайт «...»), а также «...», поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ООО «Медилекс» (ОГРН 1022301607657, ИНН 2310069729; адрес: ул. Зиповская, 5, кв. 33, Краснодар, 350010) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _______________«...»
Члены Комиссии _____________«...»
___________________«...»
_________________«...»