Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-585/2022 по результатам рассмотрения жало... от 4 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-585/2022

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов

и порядка заключения договоров

 

04 марта 2022 года                                                                                              г. Краснодар                                                                

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

при участии, посредством видеоконференцсвязи, ООО «КВГ» (далее – Организатор торгов, Заказчик), в отсутствие надлежащим образом уведомленного ООО «Тор Лифт» (далее – Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по выполнению работ по доразведке Мезыбского месторождения пресных подземных вод с переоценкой запасов подземных вод (извещение  № 32110929580 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по выполнению работ по доразведке Мезыбского месторождения пресных подземных вод с переоценкой запасов подземных вод (извещение № 32110929580 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 04.03.2022 года в 11:00 часов.

Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно установил в документации требования, противоречащие требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия по делу № 023/07/3-585/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупке товаров, работ, услуг, введенного в действие приказом директора ООО «КВГ» от 16.09.2021 № 158 (далее - Положение).

10.12.2021 Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32110929580 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку молочной продукции.

Начальная (максимальная) цена договора – 176 868 560,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок – 10.12.2021 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок – 15.02.2022 в 12:00 (МСК).

Дата подведения итогов – 25.02.2022 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации установлено требование к участникам закупки в виде членства участника закупки в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в соответствии с частями 1, 3 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса РФ (далее – ГрК РФ). Уровни ответственности члена СРО должны соответствовать объему строительно-монтажных работ в соответствии со сметными расчетами настоящей закупочной процедуры, предложенной участником закупки в соответствии с частями 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Совокупный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого, таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ.

Вместе с тем, как указывает Заявитель, в сметном расчете отсутствуют виды работ, которые относятся к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Согласно ч. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Отсутствие в документации требований к объему, видам работ, к техническим и качественным характеристикам работ в полном объеме, приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению договора.

Комиссией установлено, что согласно обоснованию начальной максимальной цены договора в составе Документации (Раздел 6) стоимость договора 176 868 560,00 руб. включает следующие работ:

- Раздел 1. Предполевые работы;

- Раздел 2. Полевые работы;

- Раздел 3. Прочие расходы;

- Раздел 4. Вспомогательные работы;

- Раздел 5. Камеральные работы;

- Раздел 6. Затраты на разработку проекта;

- Раздел 7. Лабораторные работы;

- Раздел 8. Стоимость материалов в текущих ценах на 1 кв. 2021г. (СБЦ «Инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания для строительства (1999)» т.ч. п.12);

- Прочие затраты.

Согласно указанному сметному расчету невозможно определить виды работ, которые относятся к строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также их объем и требования к техническим и качественным характеристикам.

Отсутствие конкретного определения в документации видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства приводит к невозможности определения необходимого уровня ответственности СРО для исполнителя, в соответствии с ГрК РФ, а также его необходимость в целом.

Отсутствие в документации требований к объему, видам работ, к техническим и качественным характеристикам работ в полном объеме, приводит к невозможности формирования участниками закупки своих предложения.

Таким образом, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу об обоснованности указанного довода Заявителя.

Кроме того, Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно указал в критерии оценки только опыт геологоразведочных работ, при наличии еще двух этапов в виде проектных и строительно-монтажных работ.

Вместе с тем, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки, в связи с чем заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право Заказчика согласуется с целями и задачами вышеуказанного закона, направленными, в первую очередь, на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, товар которых не отвечает предъявленным Организатором торгов требованиям, не означает, что действия Организатора торгов повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

В связи с чем, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

Также Заявитель указывает на неправомерное объединение Заказчиком в один лот разных видов работ, что препятствует участию лицам, осуществляющим геологоразведочные и проектные работы, в связи с отсутствием СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Комиссией Краснодарского УФАС России в ходе рассмотрения установлено, что в Документации отсутствуют конкретные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в связи с чем невозможно сделать вывод о наличии или отсутствии нарушения Закона о закупках, при объединении указанных видов работ.

Из жалобы также следует, что Организатором торгов в Документации определен некорректный порядок оценки заявок по нестоимостному критерию «Опыт геологоразведочных работ с бурением гидрогеологических скважин на участках и месторождениях питьевых подземных вод с целью обеспечения питьевого водоснабжения населения с постановкой на государственный баланс запасов подземных вод», где значения показателей в формуле расчета рейтинга противоречат друг другу.

Комиссией установлено, что в соответствии с Разделом 2.1 Документации определены критерии и порядок оценки заявок на участие в запросе предложений.

В пункте 2 Раздела 2.1 Документации Коэффициент значимости критерия (Кз) «Опыт геологоразведочных работ с бурением гидрогеологических скважин на участках и месторождениях питьевых подземных вод с целью обеспечения питьевого водоснабжения населения с постановкой на государственный баланс запасов подземных вод» определен в размере 40 баллов.

Кроме того, в п. 4.1 Раздела 2.1 Документации определена формула расчета указанного нестоимостного критерия:

«Участникам закупки, сделавшим предложение по сумме цен исполненных контрактов/договоров соответствующее 40 млн. рублей, или более, присваивается максимальное количество баллов по этому критерию оценки, при условии предоставления информации и документов, указанных в настоящем пункте, в полном объеме.

Рейтинг, присужденный i–й заявке по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера» (ЦБ2):

ЦБ2 = Кз, где

Kз  - коэффициент значимости критерия.

Участникам закупки, сделавшим предложение по сумме цен исполненных контрактов/договоров менее 40 млн. рублей, присваивается 0 баллов по этому критерию оценки.

Рейтинг, присужденный i–й заявке по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера» (ЦБ2): ЦБ2= 0.4».

Таким образом, участник закупки сделавшим предложение по сумме цен исполненных контрактов/договоров соответствующее 40 млн. рублей, или более, а также представивший необходимую информацию и документы, может получить рейтинг по показателю ЦБ2 как 40, так и 0,4 баллов на усмотрение Организатора торгов, что противоречит принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу об обоснованности указанного довода Заявителя.

Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом действия Организатора торгов противоречат требованиям, установленным пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

 

РЕШИЛА:

        

1. Признать жалобу ООО «Тор Лифт» на действия ООО «КВГ» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по выполнению работ по доразведке Мезыбского месторождения пресных подземных вод с переоценкой запасов подземных вод (извещение № 32110929580 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной. 

2. Выдать Организатору торгов – ООО «КВГ» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения аукциона.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном производстве.  

 

 

Заместитель председателя Комиссии:                                         

        

 

Члены Комиссии:                                                                          

 

                                                                                                            

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны