Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-5571/2020 по результатам рассмотрения жал... от 26 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-5571/2020

по результатам рассмотрения жалобы на действия при проведении запроса предложений в электронной форме

 

23 ноября 2020                                                                                г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

С О.А. – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:

Д А.Н. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

Ш С.О. – ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти,

при участии путем ВКС представителя ООО «СИД СТРОЙ» (далее – Заявитель), при участии  путем ВКС представителя МАОУ СОШ №18 с углубленным изучением отдельных предметов (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора капитального ремонта помещений и здания (извещение № 32009593551 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ООО «СИД СТРОЙ» на действия МАОУ СОШ №18 с углубленным изучением отдельных предметов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора капитального ремонта помещений и здания (извещение № 32009593551 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 23.11.2020 года в 12-00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

В поданной жалобе Заявитель указывает что документация составлена с нарушением норм Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее –Закон о закупках), а также действующего законодательства, что препятствует участию в данной закупочной процедуре, а именно:

- п. 11 Раздела 4 требований к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе установлено, что в заявку на участие в конкурентной закупке должна включаться выписка из реестра членов саморегулируемой организации (по форме утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору), выданная не ранее чем за 1 месяц до даты окончания срока подачи заявок, подтверждающая, что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Совокупный уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта.

- п.4 Раздела 6 Документации установлено требование об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.

- п. 7 Раздела 6 Документации установлено требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договоров на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма, что не соответствует предмету закупки.

- п. 2. Раздела 13 Документации установлена формула расчета количества баллов и (или) шкала оценки или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения по критерию «Аналогичный* опыт выполнения работ», согласно которой количество баллов, присуждаемых по значению показателя (шкала):

от 0 млн. до 12 млн. = 0 баллов

более 12 млн. до 100 млн. = 20 баллов

более 100 млн. до 200 млн. = 50 баллов

более 200 млн. = 100 баллов.

Определенные критерии оценки заявок к аналогичному опыту участника по выполнению работ, по мнению Заявителя, ограничивают круг потенциальных участников конкурса, поскольку заказчик рассматривает опыт участника по выполнению работ, стоимость которых по одному объекту составляет не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта.

Представитель Организатора торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положением о закупках товаров, работ, услуг МАОУ СОШ №18 с углубленным изучением отдельных предметов.

Начальная (максимальная) цена договора:  – 12 747 120,00  руб.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, порядок оценки и сопоставления заявок Организатором торгов установлен в закупочной документации.

Согласно ч.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно ч.6 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ) Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии п.1 ч.12.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг МАОУ СОШ №18 с УИОП, п.11 Раздела 4 документации закупки, п.1 ч.1 Раздела 6 документации закупки при проведении закупок заказчик устанавливает следующие единые обязательные требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом конкурентной закупки.

На основании указанного заказчиком было установлено требование об обязательном членстве в СРО с соответствующим наличием уровня ответственности, подтверждающееся выпиской из реестра членов СРО по установленной форме.

Кроме того согласно ч.4 ст.55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса.

В соответствии п.4 ч.12.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг МАОУ СОШ №18 с УИОП, п.4 ч.1 Раздела 6 документации закупки при проведении закупок заказчик устанавливает следующие единые обязательные требования к участникам закупки:

отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.

Согласно Положению и документации данное требование распространяется в равной степени на всех участников и подтверждается декларацией о соответствии в составе заявки.

Таким образом, указанное требование предусмотрено не только документацией о закупке Организатора торгов, но и Положением.

В соответствии п.7 ч.12.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг МАОУ СОШ №18 с УИОП, п.7 ч.1 Раздела 6 документации закупки при проведении закупок заказчик устанавливает следующие единые обязательные требования к участникам закупки:

обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договоров на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Заявитель утверждает, что данное требование является незаконным.

Однако, требование применяется в случаях ЕСЛИ В СВЯЗИ С ИСПОЛНЕНИЕМ ДОГОВОРА ЗАКАЗЧИК ПРИОБРЕТАЕТ ПРАВА НА ТАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

В связи с тем, что в результате исполнения договора Заказчик не приобретает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, данное требование не требуется.

Кроме того, само требование составлено таким образом, что даже при декларации его Участником никаких дополнительных обязательств не накладывается.

Часть 10 ст. 4 223-ФЗ содержит перечень сведений, определенных Положением о закупке, которые должны быть указаны в документации о закупке.

Пункты 12, 13 ч.10 ст.4 223-ФЗ установлено требование законодателя о том, что в документации о закупке должен быть указан наряду с критериями оценки и сопоставления заявок на участие в закупке также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Данная норма трактуется буквально и не содержит каких-либо двояких толкований и возможных правовых коллизий при их применении, направлена на обеспечение прозрачности процедуры оценки заявок на участие в закупке и возможности оценки объективности такой оценки и защиты прав участников закупочной процедуры.

Оценка и сопоставление заявок на участие в закупке представляют собой процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке лучших условий исполнения договора, заключаемого по итогам закупки, указанных в заявках участников закупки.

Таким образом, правила определения предпочтительности заявок для заказчика, правила ранжирования заявок являются составной частью порядка оценки и сопоставления заявок и раскрывают саму суть процесса оценки и сопоставления заявок, поскольку определение предпочтительности заявок и их ранжирование производится уполномоченными на то лицами по определенному в данных правилах алгоритму.

В соответствии с ч.33.2 Положения критериями оценки заявок могут быть:

1) цена договора;

2) качественные, функциональные и экологические характеристики предмета закупки;

3) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

4) деловая репутация участника закупки;

5) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации;

6) аналогичный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг с пояснением заказчиком случаев признания такого опыта аналогичным;

7) оснащение материально-техническими, трудовыми, финансовыми ресурсами, необходимыми для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

8) срок поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

9) срок гарантийного обслуживания на товары, результаты работ.

Разделом 13 документации закупки установлены критерии и максимально подробный порядок их оценки.

В частности, установлено: «Аналогичный* опыт выполнения работ», согласно которой количество баллов, присуждаемых по значению показателя (шкала):

от 0 млн. до 12 млн. = 0 баллов

более 12 млн. до 100 млн. = 20 баллов

более 100 млн. до 200 млн. = 50 баллов

более 200 млн. = 100 баллов.

Согласно п.12 ч.34.6 Положения и п.12 ч.7 Раздела 4 документации о закупке в случае если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника конкурса, заявка участника конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям, установленным извещением и конкурсной документацией.

Исходя из изложенного, отсутствие у участника предусмотренного критерием опыта не является причиной для отклонения его заявки.

Целью установления данного критерия является выявления участника, предложившего лучшие условия исполнения договора, а также обладающего достаточным количеством опыта для реализации работ в кратчайшие сроки и надлежащего качества.

Согласно ч.10 ст.3 Закона о закупках, в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

На основании вышеизложенного, в действия Организатора торгов не установлено нарушений порядка проведения торгов, предусмотренных частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалобы на действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «СИД СТРОЙ» на действия МАОУ СОШ №18 с углубленным изучением отдельных предметов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора капитального ремонта помещений и здания (извещение № 32009593551 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru.) необоснованной.

 

Заместитель

председателя Комиссии:                                                О.А. С

 

Члены Комиссии:                                                            А.Н. Д

                                                                                       

                                                                                        С.О. Ш

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны