Решение б/н решение от 18 августа 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ:

 

Резолютивная часть решения объявлена 05.08.2021 г.                               г. Краснодар

Решение изготовлено в полном объеме 18.08.2021 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии – «…» – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции.

Члены Комиссии:

«…» – главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

«…» – главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

«…» – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 023/05/21-1516/2021 от 05.04.2021 г. о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы алкогольной продукции, распространяемой на витрине за прозрачным остеклением магазина «Алкотека», расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин«…», с признаками нарушения требований ч. 2.1 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и в связи с рассмотрением заявления физического лица о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы алкогольной продукции, Краснодарским УФАС России установлено следующее.

Реклама алкогольной продукции размещена на витрине за прозрачным остеклением магазина «Алкотека», расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин «…», что подтверждено фотоматериалами, представленными заявителем (в деле).

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006г № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, размещенная на витрине за прозрачным остеклением магазина «Алкотека», является рекламой на основании п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 2.1 ст. 21 реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

В соответствии с пунктом 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении (распития) алкогольной продукции», алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Реклама алкогольной продукции, размещенная на витрине за прозрачным остеклением магазина «Алкотека», расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин, «…», направлена на привлечение внимания идущих по улице граждан, а не на покупателей в месте продажи алкоголя, поскольку любой прохожий, как совершеннолетний, так и нет, может увидеть данную рекламу.

В соответствии с ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Из заявления заявителя следует, что деятельность в магазине «Алкотека», на витрине за прозрачным остеклением которого распространяется реклама алкогольной продукции, расположенного по адресу: Краснодарский край г. Кропоткин, «…», осуществляет ООО «Февраль Плюс» (юридический адрес: 350089, г. Краснодар, проспект Чекистов, дом 36, офис 54; ИНН: 2308216567; ОГРН: 1142308014804).

Дело № 023/05/21-1516/2021 было приостановлено 14.05.2021г. в связи с необходимостью установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

01.06.2021г. Краснодарским УФАС России был направлен запрос ООО «Февраль Плюс» о представлении надлежащим образом заверенных копий следующих документов и материалов:

- правоустанавливающие документы на использование объекта недвижимости (договор аренды помещения, расположенного по адресу: г. Кропоткин, «…», свидетельство на право собственности и т.д.);

- объяснения по существу предъявляемых претензий с приложением документального подтверждения доводов;

-   таможенный сертификат соответствия алкогольной продукции магазина «Алкотека».

ООО «Февраль Плюс» по запросу Краснодарского УФАС России пояснило, что по мнению Общества, под рекламой понимаются действия направленные на привлечение внимания к объекту рекламирования, то есть не просто размещение (распределение) товаров на площади торгового зала, а именно привлечение внимания. Если бы товар, который расположен, близко к фасадным окнам являлся акционным, то есть со скидкой, или к примеру, с надписью «только сегодня скидка», что явно бы привлекало внимание покупателей, то данный факт являлся бы рекламой.

Изучив представленные ООО «Февраль Плюс» правоустанавливающие документы на использование объекта недвижимости, расположенного по адресу: Краснодарский край, «…», свидетельство на право собственности и т.д., Краснодарским УФАС России было установлено следующее.  Из договора аренды нежилого помещения б/н от 25.02.2016 г. (далее – Договор), заключённого между ИП «…», именуемый Арендодателем, с одной стороны и ООО «Февраль Плюс», именуемый Арендатором, с другой стороны, заключили настоящий Договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Арендодателя.

Согласно п. 1.1. данного Договора следует, что Арендодатель сдаёт Арендатору нежилые помещения № 19-1, 19-2, 19-3, 19-4, 19, 19а, на 1-м этаже, общей площадью 88,8 кв.м в здании по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин, «…».

Согласно п. 1.4. данного Договора следует, что помещения передаются в аренду на срок 10 лет 25.02.2016 до 25.02.2026г.

По запросу Краснодарского УФАС России ООО «Февраль Плюс» представило также лицензию «…» от «…» на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, с приложенным таможенным сертификатом соответствия алкогольной продукции магазина «Алкотека» на следующие алкогольные напитки: Виски Джемесон 4,5л с/б 40 % качели (1/58) (в деле № 023/05/21-1516/2021).   

 Таким образом, Краснодарским УФАС России было установлено, что деятельность в магазине «Алкотека», на витрине за прозрачным остеклением которого распространяется реклама алкогольной продукции, расположенного по адресу: Краснодарский край г. Кропоткин, «…» осуществляет ООО «Февраль Плюс» (юридический адрес: 350089, г. Краснодар, проспект Чекистов, дом 36, офис 54; ИНН: 2308216567; ОГРН: 1142308014804).

Изучив в совокупности представленные сведения, производство по делу № 023/05/21-1516/2021 от 05.04.2021г. было возобновлено 15.07.2021г.

Краснодарское УФАС России не согласно с доводами ООО «Февраль Плюс» по факту распространения рекламы алкогольной продукции на витрине за прозрачным остеклением магазина «Алкотека» на том основании, что реклама алкогольной продукции, размещенная на витрине за прозрачным остеклением магазина «Алкотека», расположенного по адресу: 352395, Краснодарский край, г. Кропоткин, «…» направлена на привлечение внимания идущих по улице граждан, а не на покупателей в месте продажи алкоголя, поскольку любой прохожий, как совершеннолетний, так и нет, может увидеть данную рекламу на витрине за прозрачным остеклением магазина «Алкотека».

В соответствии с ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Согласно письму ФАС России от 29.05.2020 № АК/45803/20: «Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции допускается в пределах помещения, занимаемого организацией, имеющей лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, указанного в соответствующей лицензии…  Кроме того, необходимо отметить, что в случае если указанная реклама будет размещена внутри помещения, занимаемого организацией, имеющей лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, однако таким образом, что будет направлена на восприятие ее за пределами данного помещения, данная реклама может быть признана нарушающей положения части 2.1 статьи 21 Закона о рекламе».

03.08.2021г. ООО «Февраль Плюс» представило дополнительные пояснения по делу № 023/05/21-1516/2021 (вх. № 8458 от 03.08.2021г.).

Изучив представленные сведения, Краснодарским УФАС России было установлено, что после получения определения о возбуждении дела № 023/05/21-1516/2021 в отношении ООО «Февраль Плюс» в целях недопущения в дальнейшем спорных ситуаций с антимонопольным органом, связанных с подобной выкладкой алкогольной продукции, алкогольная продукция была убрана с витрины за прозрачным остеклением магазина «Алкотека», что подтверждается фотоматериалами, представленными Обществом.

По мнению ООО «Февраль Плюс», необходимо установить окончательную оценку рекламы на предмет наличия в неё нарушения законодательства о рекламе с учётом всех обстоятельств распространения рекламы, в том числе с учётом её восприятия потребителями рекламы.

Вместе с тем, в материалах дела № 023/05/21-1516/2021 имеются документально подтверждённые доказательства того, что физическое лицо обнаружило рекламу алкогольной продукции на витрине за прозрачным остеклением магазина «Алкотека». В качестве подтверждения представлены фотоматериалы, свидетельствующие о признаках нарушения ч. 2.1 ст. 21 Федерального закона «О рекламе».  

Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2.1 ст. 21 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, рекламораспространителем рекламы вышеуказанного содержания является ООО «Февраль Плюс» (юридический адрес: 350089, г. Краснодар, проспект Чекистов, дом 36, офис 54; ИНН: 2308216567; ОГРН: 1142308014804).

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, ч. 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 42 – 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу при распространении ООО «Февраль Плюс» (юридический адрес: 350089, г. Краснодар, проспект Чекистов, дом 36, офис 54; ИНН: 2308216567; ОГРН: 1142308014804) рекламы алкогольной продукции, распространяемой на витрине за прозрачным остеклением магазина «Алкотека», расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин «…» с признаками нарушения требований ч. 2.1 ст. 21 Федерального закона «О рекламе»;

2. Предписание ООО «Февраль Плюс» (юридический адрес: 350089, г. Краснодар, проспект Чекистов, дом 36, офис 54; ИНН: 2308216567; ОГРН: 1142308014804) не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения требований ч. 2.1. ст. 21 Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела № 023/05/21-1516/2021 уполномоченному должностному Краснодарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                      _______________«…»

 

Члены Комиссии                                                   _______________«…»

 

            ________________ «…»

 

                                                                                 ________________ «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны