Решение б/н РЕШЕНИЕ № 1156/2020-КС по делу № 023/06/64-2841/2020 о наруш... от 19 июня 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 1156/2020-КС

по делу № 023/06/64-2841/2020 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

19 июня 2020 года                                                                                              г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Спецтехника Инжиниринг» (далее – Заявитель) на действия ФКУ Упрдор «Черноморье» при проведении электронного аукциона: «Обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности» (извещение № 0318100051220000027) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации.

Заказчиком представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы. Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация составлена в соответствии Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - ФКУ Упрдор «Черноморье» проводился электронный аукцион: «Обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности» (извещение                                      № 0318100051220000027).

Начальная (максимальная) цена контракта – 516 949 535, 20 руб.

Краснодарским УФАС России 19.05.2020 г. рассмотрена жалоба, которая признана обоснованной. Выдано предписание.

29.05.2020 г. Заказчиком внесены изменения в документацию электронного аукциона.

Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Заявитель указывает, что в извещении электронного аукциона и в разделе «контактная информация» указана разная информация о контактных данных.

В оперативном управлении ФКУ Упрдор «Черноморье» находятся несколько административных зданий, расположенных по следующим адресам в которых Заказчик осуществляет свою деятельность:

  • г. Сочи, ул. Черноморская, 1;
  • г. Сочи, ул. Труда, 55;
  • г. Краснодар, ул. Комсомольская, 35,37,

В связи с тем, что вышеперечисленные административные здания находятся в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Черноморье», Заказчик вправе указывать адреса таких зданий в любых документах для осуществления связи с ним как с юридическим лицом.

На официальном сайте ФКУ Упрдор «Черноморье» http://sochi-dor.ru/ во вкладке «контакты», указано следующее:

 

Также, на угловом штампе официального бланка письма ФКУ Упрдор «Черноморье» прописано следующее:

«Юридический адрес: 354002, г.Сочи, ул.Черноморская, д.1»;

«Почтовый (фактический) адрес: 354003. г.Сочи, ул. Труда, д.55»

Таким образом, информация об адресе: г.Сочи, ул.Труда, 55 закреплена в официальных документах, на официальном сайте Управления, является достоверной и Заказчик может получать уведомления по обозначенному в документации об электронном аукционе адресу.

Указанный заявителем факт не влияет на участие в электронном аукционе, т.к. документооборот участников закупки осуществляется через оператора электронной площадки, а также не изменяет итоги определения победителя такого аукциона.

Также, в п. 20.8 Проекта государственного контракта прописано, что в случае изменения у какой-либо из сторон местонахождения, она обязана в течение 3 рабочих дней со дня возникновения изменений уведомить другую сторону в письменном виде.

Таким образом, при исполнении государственного контракта Стороны контракта уведомляют друг друга об изменении адреса местонахождения, что исключает факт злоупотребления при приемке работ или направлении корреспонденции.

Запросов о разъяснении с вышеуказанным доводом в адрес Заказчика не поступало.

Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п.1) ч.13 ст.34 «Контракт» Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее ^результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению.

Указанные выше условия об оплате выполненных работ содержатся в Разделе 4 «Порядок оплаты работ» проекта Государственного контракта документации об электронном аукционе.

В п.4.5 проекта Государственного контракта указано:

«В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик имеет право произвести оплату по Контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени), выставленной Заказчиком Подрядчику, если срок для добровольной оплаты неустойки (штрафа, пени), указанный в соответствующей претензии, истек на момент возникновения у Заказчика обязательства по оплате выполненных Подрядчиком работ.

Оплата по Контракту осуществляется на основании Акта сдачи-приемки выполненных работ, в котором указываются: сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями заключенного Контракта; размер неустойки (штрафа, пени), подлежащий взысканию: основания применения и порядок расчета неустойки (штрафа, пени); итоговая сумма, подлежащая оплате Подрядчику по Контракту».

Данная позиция подтверждена Письмом Федеральной антимонопольной службы от 10.12.2015 № АЦ/70978/15 «О рассмотрении обращения»:

«В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063.

По мнению ФАС России, включение в проект контракта условия о том, что в случае неисполнения ши ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе произвести оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

При этом оплата по контракту осуществляется на основании акта приемки товара (выполненных работ, оказанных услуг), в котором указываются: сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями заключенного контракта; размер неустойки (штрафа, пени), подлежащий взысканию; основания применения и порядок расчета неустойки (штрафа, пени); итоговая сумма, подлежащая оплате исполнителю по контракту».

Также данная позиция подтверждена Письмом Минфина России от 11.03.2020 № 124-03-07/18298 «О рассмотрении обращения» и письмом Минфина России от 20.12.2019 №24-03-07/1000017 «О рассмотрении обращения»:

«В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки ши приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Таким образом, исходя из системного толкования положений Закона N 44-ФЗ заказчик обязан в случае несоблюдения исполнения обязательств по государственному контракту потребовать выплаты неустойки за просрочку исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного государственным контрактом.

При этом следует отметить, что заказчик вправе производить оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) ши вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней».

Запросов о разъяснении с вышеуказанными доводами в адрес Заказчика не поступало.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком в п.6.2.1 проекта контракта содержится условие, которое ограничивает потенциальных Участников закупки.

В соответствии с п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Заказчик на Комиссии пояснил, что руководствуясь указанной выше нормой закона, заказчиком в состав документации о закупке включены документы, которые подробно и достоверно описывают объект закупки:

«Техническое задание «Обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, Инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности (далее - ИТСОТБ)».

Приложение № 1 к Техническому заданию «Наименование дорожных сооружений ФКУ Упрдор «Черноморье» и перечень расположенных на них оборудования и программного обеспечения систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности (ИТС ОТБ), подлежащих техническому обслуживанию».

В Разделе 1 Технического задания «Объекты транспортной инфраструктуры» приведен полный перечень объектов транспортной инфраструктуры, на которых установлены системы сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технические средства (системы) обеспечения транспортной безопасности, подлежащие обслуживанию.

В соответствии с п. 9.2. Раздела 9 «Исходные данные» программно-аппаратные комплексы, обеспечивают автоматизированный централизованный контроль, дистанционное и локальное управление в реальном времени ИТСОТБ на ОТИ и предназначены для выявления тревожных ситуаций и актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ.

В соответствии с п. 9.3. Раздела 9 «Исходные данные» обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, ИТСОТБ на объектах транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ), находящимся в ведении ФКУ Упрдор «Черноморье», выполняется для обеспечения непрерывного функционирования систем, оборудования, общесистемного и прикладного программного обеспечения, указанного в Приложении 1 к настоящему техническому заданию.

В соответствии с п. 9.4. Раздела 9 «Исходные данные» в техническом задании приведена типовая схема ИТСОТБ, которая включает в себя:

  • систему сбора и обработки информации;
  • систему связи и оповещения;
  • систему охранного телевидения;
  • систему передачи данных;
  • систему инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности:
  • систему охранно-пожарной сигнализации;
  • систему электропитания и охранного освещения;
  • систему контроля и управления доступом.

В Приложение № 1 к Техническому заданию «Наименование дорожных сооружений ФКУ Упрдор «Черноморье» и перечень расположенных на них оборудования и программного обеспечения систем сигнализации, видеонаблюдеиия, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности (ИТС ОТБ), подлежащих техническому обслуживанию» вышеприведенные ИТСОТБ имеют четкую привязку к объектам транспортной инфраструктуры, указанным в Разделе 1 Технического задания.

Таким образом, документация электронного аукциона содержит необходимый объем работ.

Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут [изменяться.

П. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и Инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В документации электронного аукциона Заказчкиом указано:

«Все предлагаемые товары (материалы) должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СаиПин, СНиП и т.д.: Шкаф распределительный ГОСТ 14254-2015, ГОСТ 15150-69».

Указанные требования установлены в соответствии с потребностями Заказчика и данными производителей товара, в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

ГОСТ 14254-2015 регламентирует степень защиты от проникновения внешних твёрдых предметов и от вредного воздействия в результате проникновения воды.

ГОСТ 15150-69 регламентирует условия эксплуатации в части воздействия климатических факторов внешней среды.

Также, в документации об электронном аукционе указано:

«Все предлагаемые товары (материалы) должны соответствовать нормативным документам: Устройство дистанционного пуска тип 1 ГОСТ 14254-2015, ГОСТ Р 53325- 2012».

В соответствии с ГОСТ Р 53325-2012:

«3.65 устройство дистанционного пуска; УДП: Компонент блочно-модульного ППУ, предназначенный для ручного запуска систем противопожарной защиты (пожаротушения, дымоудаления, оповещения, внутреннего противопожарного водопровода и т.д.), выполненный в виде конструктивно оформленной кнопки тумблера, переключателя или иного Средства коммутации, и обеспечивающий взаимодействие с ППУ по линии связи».

«7.4.6 Требования к УДП аналогичны требованиям к ручным пожарным извещателям класса В».

«4.2.5.2 Степень защиты ИП оболочкой определяется областью его применения и устанавливается в ТД по ГОСТ 14254».

Требования установлены Заказчиком на основании пп. 3.65, 4.12.1.1, 7.4.6, 7.11.1, 4.2.5.1, 4.12.1.3, 4.1.1.9, 4.1.2.3, 4.1.1.10, 4.1.2.2 ГОСТ Р 53325-2012 и данными производителей товаров.

Таким образом, Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность невозможности подать заявку.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Спецтехника Инжиниринг» необоснованной.
  2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0318100051220000027).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны