Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №68/2015 по признакам нарушения ОАО «НЭСК» от 22 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителям:  <…>

_______________________

<…>

 

 

Лицу, содействующего рассмотрению дела: ООО «Кубаньэлектросеть»

_____________________________

 353730, ст. Каневская,

ул. Комсомольская, 135 А

 

Лицу, содействующего рассмотрению дела:

ОАО «НЭСК-электросети»

______________________

                          ул. Северная, 247,

г. Краснодар, 350049

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                 г. Краснодар

 

Резолютивная часть решения объявлена 16.06.2015

Полный текст решения изготовлен 22.06.2015

 

Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<…> – зам. руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,

Члены комиссии:

<…> – заместитель начальника отдела контроля в ТЭК и связи,

<…> – главный специалист - эксперт отдела контроля в ТЭК и связи,

рассмотрев дело № 68/2015 по признакам нарушения ОАО «НЭСК» (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступили обращения <…>, <…>, <…>, <…>, <…> (далее - Заявители) на действия ОАО «НЭСК» (далее – ГП), выразившиеся в уклонении от заключения договоров энергоснабжения объектов Заявителей.

Заявителями в адрес ГП поданы заявки на заключение договоров энергоснабжения Объектов:

- заявка <…> зарегистрирована ОАО «НЭСК» от 05.12.2014 за № 31971;

- заявка <…> зарегистрирована ОАО «НЭСК» от 03.12.2014 за № 31982;

- заявка <…> зарегистрирована ОАО «НЭСК» от 03.12.2014 за № 31980;

- заявка <…> зарегистрирована ОАО «НЭСК» от 03.12.2014 за № 31975;

- заявка <…> зарегистрирована ОАО «НЭСК» от 03.12.2014 за № 31973,

с приложением документов: копия паспорта гражданина, свидетельство о государственной регистрации права собственности, АРБП, акт допуска прибора учета в эксплуатацию, однолинейная схема эл. сетей.

Письмами от 08.12.2014, от 09.12.2014 ОАО «НЭСК» сообщило Заявителям о приостановке рассмотрения заявлений о заключении договоров энергоснабжения Объектов, до момента предоставления оригинала АРБП, утвержденного ОАО «НЭСК-электросети».

Документы, подтверждающие технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям представлены Заявителями в адрес ОАО «НЭСК», как приложение к заявкам на заключение договора энергоснабжения, а именно: АРБП, подписанные между Заявителями и ООО «Кубаньэлектросеть» (Сетевая организация).

    Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) потребителями-гражданами и энергосбытовыми организациями, урегулирован Гражданским кодексом, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее - Правила розничных рынков электрической энергии).

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Согласно п. 33 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии» договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком заключается в простой письменной форме, если иное не установлено настоящим документом. Граждане - потребители электрической энергии, за исключением граждан, указанных в пункте 69 настоящего документа, и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, приобретают электрическую энергию на основании договоров энергоснабжения, заключаемых в соответствии с настоящим документом с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией (п. 71). В случае если гражданин, указанный в пункте 71 настоящего документа, имеет намерение заключить в простой письменной форме договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, то он направляет гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположены энергопринимающие устройства такого гражданина, заявление о заключении соответствующего договора с приложением к нему имеющихся у него на дату направления заявления документов из числа указанных в пункте 34 настоящего документа (п. 74).

Потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 настоящего документа, следующие документы: копия паспорта гражданина Российской Федерации, если заявителем выступает гражданин; документы, подтверждающие право собственности на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора; документы, подтверждающие технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (п. 33).

Документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (п. 36).

Пункт 32 Правил розничных рынков содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа при заключении договора энергоснабжения: отсутствие технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям; нахождение точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика. Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

ОАО «НЭСК» в соответствии с решением РЭК-ДЦиТ КК от 18.10.2006г. № 45/2006-Э «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков» осуществляет деятельность в качестве гарантирующего поставщика, в границах зоны деятельности на территории Краснодарского края, за исключением зон деятельности гарантирующих поставщиков ОАО "Кубаньэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт"

Таким образом, ОАО «НЭСК» занимает доминирующее положение на рынке услуг энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) в вышеуказанных точках поставки, с долей 100% .

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

На основании вышеизложенного в действиях ОАО «НЭСК» установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка заключения договоров энергоснабжения Объектов Заявителей.

Приказом от 18.03.2015 № 79 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении ОАО «НЭСК» возбуждено дело № 68/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 68/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 30.03.2015, назначена дата рассмотрения дела – 27.04.2015.

27.04.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО «НЭСК» - <…> по доверенности <…>; представитель ОАО «НЭСК-электросети» - <…> по доверенности от <…>, представитель ОАО «Кубаньэлектросеть» - <…> по доверенности от <…>, <…>, интересы <…> представляла <…> на основании доверенности, <…>, <…>, интересы  <…> представляла <…> на основании доверенности.

На заседании Комиссии по делу № 68/2015 в действиях ОАО «НЭСК», выразившихся в ущемлении интересов <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, путем уклонения от заключения договоров энергоснабжения с  <…>, <…>, <…>, <…>, <…> в порядке раздела III постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии», установлены признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 3 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение о выдаче ОАО «НЭСК» предупреждения о прекращении действия, которые содержат признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем  Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела  № 68/2015. Датой рассмотрения назначено 16.06.2015.

Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле № 68/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.

Заявителями в адрес ГП поданы заявки на заключение договоров энергоснабжения Объектов:

- заявка <…> зарегистрирована ОАО «НЭСК» от 05.12.2014 за № 31971;

- заявка <…> зарегистрирована ОАО «НЭСК» от 03.12.2014 за № 31982;

- заявка <…> зарегистрирована ОАО «НЭСК» от 03.12.2014 за № 31980;

- заявка <…> зарегистрирована ОАО «НЭСК» от 03.12.2014 за № 31975;

- заявка <…> зарегистрирована ОАО «НЭСК» от 03.12.2014 за № 31973,

с приложением документов: копия паспорта гражданина, свидетельство о государственной регистрации права собственности, АРБП, акт допуска прибора учета в эксплуатацию, однолинейная схема эл. сетей.

Письмами от 08.12.2014, от 09.12.2014 ОАО «НЭСК» сообщило Заявителям о приостановке рассмотрения заявлений о заключении договоров энергоснабжения Объектов, до момента предоставления оригинала АРБП, утвержденного ОАО «НЭСК-электросети».

Документы, подтверждающие технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям представлены Заявителями в адрес ОАО «НЭСК», как приложение к заявкам на заключение договора энергоснабжения, а именно: АРБП, подписанные между Заявителями и ООО «Кубаньэлектросеть» (Сетевая организация).

ОАО «НЭСК» в обосновании своей правовой позиции указывает на отсутствие переоформленного АРБП в связи со сменой собственника объектов электросетевого хозяйства с СНТ «Солнышко», СНТ «КНИИСХ» на ООО «Кубаньэлектросеть».

При осуществлении вышеуказанных действий (бездействия) ОАО «НЭСК» не учтено следующее.

Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) потребителями-гражданами и энергосбытовыми организациями, урегулирован нормами ГК РФ, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее - Постановление № 442).

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствие с п. 71 Постановления № 442, граждане - потребители электрической энергии приобретают электрическую энергию на основании договоров энергоснабжения, заключаемых в соответствии с настоящим документом с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.

Согласно п. 32 Постановления № 442 гарантирующий поставщик реализует электрическую энергию (мощность) потребителям (покупателям) на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, точки поставки которого, находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.

Пункт 74 Постановления № 442 устанавливает следующий порядок заключения договора энергоснабжения с гражданином.

В соответствии с п. 34 Постановления № 442 потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и следующие документы:

- документы, подтверждающие право собственности

- документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (не предоставляются в случаях отсутствия таких документов у заявителя в соответствии с пунктом 37 настоящего документа)

- документы о допуске в эксплуатацию приборов учета (предоставляются при наличии у заявителя приборов учета).

Документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (п. 36 Постановления № 442).

Пункт 32 Постановления № 442 содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа при заключении договора энергоснабжения: отсутствие технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям; нахождение точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России по делу № 68/2015 установила в действиях (бездействии) ОАО «НЭСК», ущемляющих интересы <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении от заключения договоров энергоснабжения с  <…>, <…>, <…>, <…>, <…> в порядке раздела III постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии».

В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» были дополнены, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

В целях пресечения действий (бездействия) ОАО «НЭСК», ущемляющих интересы Заявителя, Комиссия Краснодарского УФАС России на основании ч. 1 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдала ОАО «НЭСК» предупреждение в письменной форме (исх. от 28.04.2015 № 7791/6) о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», а именно      в срок до 01.06.2015 рассмотреть заявления  <…>, <…>, <…>, <…>, <…> на заключение договоров энергоснабжения в отношении объектов, расположенных на территории НСТ «Солнышко»: <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, и направить в адрес <…>, <…>, <…>, <…>, <…> заполненные и подписанные в 2 экземплярах проекты договоров энергоснабжения, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии». В срок до 03.06.2015 сообщить в Краснодарское УФАС России о выполнении настоящего предупреждения.

В указанный срок ОАО «НЭСК» письмом от 03.06.2015 № 9.НЭ-9/679 (вх. в Управление от 03.06.2015 № 6111) представило сведения об исполнении вышеуказанного предупреждения, а именно документальное подтверждение направления проекта Договора на технологическое присоединение и ТУ по каждому Заявителю отдельно: <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, полученные Заявителями.

На заседании 16.06.2015 Комиссией по делу № 68/2015 вышеуказанные сведения рассмотрены  и установлено, что предупреждение от 28.04.2015 № 7791/6 исполнено в полном объеме и в установленный срок.

На основании вышеизложенного, в действиях ОАО «НЭСК» отсутствует нарушение п. 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем, Комиссия, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 3 ст. 41, п. 2 ч. 2 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Прекратить рассмотрение дела № 68/2015 ввиду отсутствия нарушения п. 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «НЭСК», ввиду исполнения предупреждения от 28.04.2015 № 7791/6 в полном объеме и в установленный срок.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                              <…>

 

Члены Комиссии                                                                             <…>

<…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны