Решение б/н Решение по делу № 25/2010 возбужденному в отношении НП «СРО ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 25/2010 возбужденному в отношении НП «СРО «Краснодарские строители» по признакам нарушения части 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»


РЕШЕНИЕ


16 марта 2010 г.                                                                                                                г. Краснодар



Резолютивная часть решения оглашена 4 марта 2010 г.

В полном объеме решение изготовлено 16 марта 2010 г.





          Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 25/2010 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Н.Я. Гассий - председатель комиссии, заместитель руководителя Краснодарского УФАС России, Н.Ф. Шаварина - начальник отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра, О.А. Мурадян - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра; С.Н. Журбенко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра; Е.А. Щеглова - ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра (далее - Комиссия),

в присутствии представителей НП «СРО «Краснодарские строители» - <….> (доверенность от 19.02.2010 № 95), <….> (доверенность от 19.02.2010 № 96),

рассмотрев дело № 25/2010, возбужденное по признакам нарушения некоммерческим партнерством «Саморегулируемая организация «Краснодарские строители» (…., сокращенное наименование - НП «СРО «Краснодарские строители») части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),


УСТАНОВИЛА:


          В Краснодарское УФАС России 21.10.2009 вх. № 7045 поступило поручение ФАС России от 15.10.2009 исх. № АК/36180 о проверке соблюдения требований антимонопольного законодательства строительными СРО при организации страхования членами строительных СРО гражданской ответственности.

          В целях определения состояния конкуренции, на основании статей 22, 23, 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) Краснодарским УФАС России в адрес НП «СРО «Краснодарские строители» направлен запрос от 08.12.2009 № 9877/5 «О представлении информации».

          В Краснодарское УФАС России 23.12.2009 вх. № 8628 поступила запрашиваемая информация. 
          На основании представленных НП «Краснодарские строители» документов и сведений Краснодарским УФАС России установлено следующее. 
          В соответствии с уставом НП «Краснодарские строители» от 17.02.2009 (далее - Устав), партнерство, является некоммерческой организацией, основанной на членстве субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. 
          Решением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 12.11.2009 № 5К-45/169-СРО «О внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций» НП «Краснодарские строители» присвоен статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (дата включения в реестр сведений: 06.11.2009, номер реестровой записи: 61, регистрационный номер записи: СРО-С-061-06112009). 
          В соответствии с пунктом 2.4 Устава, для достижения своих целей партнерство вправе осуществлять функции по разработке и установлению стандартов и правил деятельности членов партнерства, а также контролировать соблюдение требований указанных стандартов и правил. 
          В соответствии с пунктом 3.1 Устава, членами партнерства могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, предпринимательская деятельность которых связана со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства.
          В соответствии с пунктом 3.6 Устава, члену партнерства выдается свидетельство о членстве в партнерстве. 
          В соответствии с подпунктом 10 пункта 4.2.4 Устава, решение вопросов утверждения обязательных для членов партнерства внутренних стандартов и правил, относятся к исключительной компетенции Общего собрания членов партнерства, высшего органа управления партнерства. 
          Решением общего собрания членов НП «Краснодарские строители» от 29.05.2009 (Протокол № 2) утверждены Правила саморегулирования НП «Краснодарские строители», устанавливающие требования о страховании членами НП «Краснодарские строители» гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ и иных рисков (далее - Правила).
          В соответствии с пунктом 7.1 Правил, каждый член партнерства обязан застраховать свою гражданскую ответственность, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – гражданская ответственность), в срок не позднее 3 дней после вступления в члены партнерства.
          Пунктом 7.2 Правил, за невыполнение вышеуказанного требования, в отношении члена партнерства применяются меры дисциплинарного воздействия, принятые в партнерстве, вплоть до исключения из членов партнерства. 
          В соответствии с пунктом 7.4 Правил, для получения свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, члены партнерства должны заключить и надлежащим образом исполнять договор страхования гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков определенного вида или видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допуск к которым намерен получить член партнерства.
          В соответствии с пунктом 7.6 Правил, для подтверждения факта заключения такого договора страхования член партнерства обязан представить в партнерство копию заключенного договора страхования, а также документы, подтверждающие оплату страховой премии.
         Главой 8 Правил определены обязательные и дополнительные требования к страховым организациям, с которыми член партнерства заключает договор страхования гражданской ответственности. 
        Исходя из требований пункта 8.2 Правил, надежность страховой компании члену партнерства следует определять исходя из следующих критериев: 
    а) наличие уставного капитала в размере не менее (500) млн. рублей; 
    б) срок работы страховой компании на рынке должен составлять не менее 5 лет; 
    в) наличие рейтинга по классификации рейтингового агентства «Эксперт» не ниже «А» («Высокий уровень надежности»); 
    г) наличие положительных рейтингов международных рейтинговых агентств (Moody's, Fitch, S&P, A.M.Best Co); 
    д) отсутствие задолженности страховой компании перед кредиторами (по данным бухгалтерского учета и отчетности страховой компании); 
    е) наличие в страховой компании сотрудников – экспертов (андеррайтеров) с опытом оценки рисков строительных организаций; 
    ж) наличие в страховой компании установленных взаимоотношений с независимыми экспертными организациями в области строительства.
          В соответствии с пунктом 8.3 Правил, страховая компания должна обеспечить надлежащее качество перестраховочной защиты, позволяющей покрывать страхуемые риски в полном размере, в том числе желательно наличие:
    а) облигаторных договоров перестрахования с иностранными перестраховочными компаниями, имеющими опыт перестрахования в сфере строительства; 
    б) опыта работы с факультативным перестрахованием; 
    в) вхождение страховой компании в профессиональные пулы, союзы, ассоциации.
         Согласно пункту 8.4 Правил, для подтверждения соответствия указанным критериям вместе с копией договора страхования гражданской ответственности в партнерство должны быть представлены следующие документы:
    - копия (заверенная печатью страховой организации) действующей лицензии на осуществление страховой деятельности и приложение к лицензии на осуществление страхования гражданской ответственности за вред, причиненный третьим лицам; 
    - копия (прошитая и заверенная печатью страховой организации) Правил страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства; 
    - копия свидетельства о регистрации юридического лица (страховой организации); 
    - письмо, заверенное руководителями страховой организации, об отсутствии судебных процессов, имеющих существенной значение для ее деятельности и отсутствия в отношении нее процедуры банкротства;
    - статистическую справку, заверенную руководителем страховой организации, раскрывающую долю страховых премий, полученных за предыдущий год по страхованию строительных рисков в общем объеме премий, полученных страховой организации;
    - извещение (сертификат) о присвоении страховой организации рейтинга одним из вышеуказанных рейтинговых агентств.
          Также в соответствии с пунктом 8.5 Правил, партнерство вправе самостоятельно запрашивать от страховых организаций документы, подтверждающие соответствие страховых организаций указанным критериям и формировать список страховых организаций, рекомендованных для страхования гражданской ответственности членов партнерства. 
          Согласно части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции коммерческим и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи.
          Пунктами 4, 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции определены следующие последствия:
    - экономически или технологически необоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями;
    - создание препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам. 
        Под координацией экономической деятельности в соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия саморегулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
       НП «СРО «Краснодарские строители» осуществляют действия по установлению в Правилах не предусмотренных действующим законодательством обязательных требований к страховым организациям, а не действий по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
      Согласно частями 1, 2, 3 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить:
    1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; 
    2) правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
    3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
        Саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить:
    1) стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ;
    2) правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. 
        Саморегулируемая организация не вправе разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие обязательные требования к членам саморегулируемой организации, их деятельности, за исключением разработки и утверждения указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи документов.
        Согласно пункту 4 части 4 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы саморегулируемой организации не должны привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.
        В соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. 
        Данным законом уже установлены необходимые требования для осуществления страхового дела, несоблюдение которых может повлечь за собой отказ в выдаче лицензии, а также ограничение или приостановление действия лицензии.
        Таким образом, НП «СРО «Краснодарские строители» устанавливая в Правилах требования к страховым компаниям, координирует (согласовывает) деятельность хозяйствующих субъектов (строительных организаций, членов СРО), что может привести к последствиям, указанным в пунктах 4, 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно к экономически или технологически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями, созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам (требования к опыту работы - не менее 5 лет, наличию уставного капитала в размере не менее (500) млн. рублей, наличию рейтинга одного из вышеперечисленных рейтинговых агентств, требования об отсутствии задолженности страховой компании перед кредиторами (по данным бухгалтерского учета и отчетности страховой компании), наличия в страховой компании сотрудников - экспертов (андеррайтеров) с опытом оценки рисков строительных организаций, наличия в страховой компании установленных взаимоотношений с независимыми экспертными организациями в области строительства, требование по обеспечению надлежащего качества перестраховочной защиты, позволяющей покрывать страхуемые риски в полном размере и др.).
      Таким образом, действия НП «СРО «Краснодарские строители» по установлению не предусмотренных действующим законодательством требований к страховым организациям для членов СРО НП «Строительное региональное объединение» нарушают запрет, предусмотренный частью 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
      Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 

РЕШИЛА:


    1. Признать НП «СРО «Краснодарские строители» нарушившим часть 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    2. Выдать НП «СРО «Краснодарские строители» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

    3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.





Председатель Комиссии Н.Я. Гассий



Члены Комиссии: Н.Ф. Шаварина



О.А. Мурадян



С.Н. Журбенко



Е.А. Щеглова







Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны