Решение б/н РЕШЕНИЕ №023/07/3-3866/2020 по результатам рассмотрения жало... от 3 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ №023/07/3-3866/2020

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

31 августа 2020г.                                                                                    г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

С О.А. – начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии:

Ш С.О.– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

М Я.Е. – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,

при участии представителя Заявителя – ООО «Элком-Электрощит» - Н Е.В. (далее - Заявитель) при участии представителя Организатора торгов - ПАО «Кубаньэнерго» -  ЧА.А. (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку автоматических выключателей для нужд ПАО «Кубаньэнерго» (извещение №32009269539 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба ООО «Элком-Электрощит» на действия ПАО «Кубаньэнерго» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку автоматических выключателей для нужд ПАО «Кубаньэнерго» (извещение №32009269539 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 31.08.2020 года в 10:00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.

Заявитель считает, что Организатором торгов в документации не приведен порядок оценки предложений и методика (формулы) расчета по ценовому критерию «цена договора» в целях применения приоритета закупаемой продукции российского производства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами», а также не применен в отношении участников, что нарушает нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия Краснодарского УФАС России при рассмотрении жалобы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), а также Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее – Положение), утвержденным решением Совета директоров ПАО «Россети» №334 от 17.12.2018.

Начальная (максимальная) цена договора – 48 000 000,00 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с подпунктом 8.1.7.3. Положения о закупке, требования к участникам закупки, а также критерии и порядок оценки заявок устанавливаются в документации о закупке в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению «Требования к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок» (далее - Типовые требования).

В соответствии с пунктом 2.5 Приложения 2 к Положению о закупке, допустимые к применению при проведении закупочных процедур отборочные требования и порядок определения измеряемых значений критериев соответствия отборочным требованиям приведены в приложении 1 и приложении 2 к настоящим Типовым требованиям.

Установление в документации о закупке иных отборочных требований, не укатанных в настоящих Типовых требованиях, не допускается, за исключением случаев, когда их установление предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.3.2. Документации, предложения участников рассматриваются в соответствии с требованиями, критериями и порядком оценки заявок, устанавливаемыми в документации о закупке, на основании представленных в составе заявок сведении и документов, также иных источников информации, предусмотренных документацией о заказчике, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.

Пунктом 19 части II «Информационная карта закупки» определены  критерии и порядок оценки и сопоставления предложений на участие в закупке.

В соответствии с п.5.5 Документации о закупке в рамках подведения итогов осуществляется рассмотрение ценовых предложений участников на предмет соответствия их требованиям документации о закупке в порядке и по правилам, установленным п. 5.3 Документации, а также осуществляемся оценка и сопоставление предложений участников, допущенных до участия в закупке.

Предложения участников закупки оцениваются исходя из критериев и в порядке, установленном в приложении 1 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2016г. №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановление) установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке, в том числе, требование об  указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки па участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

Согласно п. 4.5.4. разд. 4.5 Положения о закупках, приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемых оказываемым иностранными лицами, применяются в случаях и порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации

Согласно п. 4.5.5. разд. 4.5 Положения о закупках, организатор закупки вправе применять соответствующие приоритеты и особенности, только если об их наличии было прямо объявлено в извещении о закупке и (или) документации о закупке.

В соответствии с пунктом 1.7.1 Документации и пунктом 22 части II «ИНФОРМАДИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» установлен приоритет товаров российского о происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами предоставляется в соответствии с  Постановлением №925.

Согласно пункта 1.7.5 Документации, при расчете оценки по ценовому критерию, с учетом установленного приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, стоимость Предложений, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ,  оказании услуг российскими лицами, принимается в расчет по указанной в поданных Предложениях цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, указанной участником в предложении.

В соответствии с пунктом 1.7.6 Документации также установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя об отсутствии в Документации о закупке не приведен порядок оценки предложений и методика (формулы) расчета по ценовому критерию «цена договора» в целях применения приоритета закупаемой продукции российского производства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. №925 необоснован.

Вместе с тем, Комиссией Краснодарского УФАС России установлено следующее.

Согласно пп.4 ч.13 ст.3.2 Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения: результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок.

Протокол заседания Центральной конкурсной комиссии по вопросам рассмотрения ценовых предложений заявок участников и выбора победителя по конкурсу в электронной форме №32009269539 №464/6 от 07.08.2020г. не содержит информацию о применении/не применении в отношении участников приоритета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. №925.

Также, согласно пояснений Организатора торгов, вышеуказанный приоритет в отношении участников не применялся.

Вместе с тем п.6 Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. №925 предусмотрен перечень оснований неприменения приоритета товаров российского происхождения, а именно:

а) закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;

б) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

в) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;

г) в заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;

д) в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

Согласно протокола №464/2 от 05.08.2020г., к участию в закупке допущено 4 заявки участников: ООО «Стиль-Мастер», ООО «Элком –Электрощит», ООО «Балтийский Комплекс», ООО Завод «Электроконтактор».

Установлено, что заявка ООО «Стиль-Мастер» содержала в себе предложение с товарами, странами происхождения которых являются: Китай, Франция и Российская Федерация. Соотношение цены предлагаемых к поставке товаров: иностранное происхождение – 4,25%, российское происхождение – 95,75%.

ООО «Элком-Электрощит» содержала в себе предложение с товарами, странами происхождения которых являются: Китай, Франция и Российская Федерация. Соотношение цены предлагаемых к поставке товаров: иностранное происхождение – 4,25%, российское происхождение – 95,75%.

ООО «Балтийский Комплекс» содержала в себе предложение с товарами, странами происхождения которых являются: Китай, Франция, Индия и Российская Федерация. Соотношение цены предлагаемых к поставке товаров: иностранное происхождение – 4,25%, российское происхождение – 95,75%.

ООО Завод «Электроконтактор» содержала в себе предложение с товарами, странами происхождения которых являются: Франция и Российская Федерация. Соотношение цены предлагаемых к поставке товаров: иностранное происхождение – 2,15%, российское происхождение – 97,85%.

Таким образом, у Организатора торгов не было оснований не применять приоритет закупаемой продукции российского производства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. №925 в отношении всех участников закупки.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ №О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

 На основании вышеизложенного в действиях Организатора торгов установлены нарушения порядка проведения торгов, предусмотренных п.1.7.1, п.1.7.5, п.1.7.6 Документации о закупке, пп.4 ч.13 ст.3.2 и п.1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Вместе с тем, Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что допущенное Организатором торгов нарушение не повлияло на результаты закупки.

Руководствуясь частями 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Элком-Электрощит» на действия ПАО «Кубаньэнерго» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку автоматических выключателей для нужд ПАО «Кубаньэнерго» (извещение №32009269539 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

О.А. С

 

С.О. Ш

 

Я.Е. М

 

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны