Решение б/н РЕШЕНИЕ от 10 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 31.10.2023 г.

Решение изготовлено в полном объеме 10.11.2023 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии – ...

 

 

 

рассмотрев дело № 023/05/24-3841/2023, возбужденное по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») при распространении в эфире радиоканала «Романтика Кубань» 06.07.2023г., ненадлежащей рекламы, с признаки нарушения требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, а также в связи с поступившим заявлением Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу (вх. № 24203-ЭП/23 от 17.07.2023г., вх. № 24954/23 от 20.07.2023г.) о признаках нарушения законодательства о рекламе в действиях СМИ радиоканала «Романтика Кубань» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю установлено следующее.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу было проведено плановое систематическое наблюдение в отношении выпуска радиоканала «Романтика Кубань» (свидетельство о регистрации СМИ от 18.06.2014 серия ЭЛ № ТУ 23 - 01324), вышедшего в свет 06.07.2023 г.

В результате анализа Записи эфира установлено, что в эфире данного СМИ распространяется реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации:

- «Так, мать, хватит столы родне и друзьям накрывать, пора отдыхать! Едем в гостиничный комплекс «Искра» в Кучугуры. Там проживание, питание и лечение всего от одиннадцати тысяч четырёхсот рублей за шесть дней. Красота! Термальный бассейн, аквааэробика. Магнитотерапия, физиотерапия, грязелечение. Гуляем вдоль моря и отдыхаем. Собирайся, едем! Посёлок Кучугуры, гостиничный комплекс «Искра», Мира 29. Телефон: 8-800-707-0139» (время выхода в эфир 14:28:37), в отсутствие предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама, вышеуказанного содержания полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе», является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к медицинским услугам: Лечебно-диагностического центра «Здоровье», а также способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

В соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Таким образом, реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов и быть продолжительностью не менее, чем три секунды.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 настоящего Федерального закона.

 Согласно пункту 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно свидетельству о регистрации СМИ радиоканала «Романтика Кубань» (18.06.2014 серия ЭЛ № ТУ 23 - 01324), приложенному к заявлению Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу, учредителем радиоканала «Романтика Кубань» является ООО «Авторадио Регион» (350000, г. Краснодар, ул Северная, д. 324, литера М, офис 1603, ОГРН: 1022301209446, Дата присвоения ОГРН: 27.11.2002, ИНН: 2308085025, КПП: 230801001). Примерная тематика и (или) специализация радиоканала: информационно-развлекательна, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Рекламораспространителем и рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Авторадио Регион» (350000, г. Краснодар, ул Северная, д. 324, литера М, офис 1603, ОГРН: 1022301209446, Дата присвоения ОГРН: 27.11.2002, ИНН: 2308085025, КПП: 230801001).

На основании изложенного, в действиях рекламораспространителя и рекламодателя ООО «Авторадио Регион» (350000, г. Краснодар, ул Северная, д. 324, литера М, офис 1603, ОГРН: 1022301209446, Дата присвоения ОГРН: 27.11.2002, ИНН: 2308085025, КПП: 230801001) при распространении в эфире радиоканала «Романтика Кубань» 06.07.2023г., вышеуказанной рекламы усматриваются признаки нарушения требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

На основании изложенного, Краснодарским УФАС России было возбуждено дело № 023/05/24-3841/2023.

ООО «Авторадио Регион», во исполнение определения об отложении рассмотрения дела № 023/05/24-3841/2023 (исх. № 25678/23 от 01.09.2023), представлен договор № 132 от 20.06.2023г. заключенный между ООО «Авторадио Регион» и ООО «Популярная волна», приложение № 1 к договору № 132 от 20.06.2023г. (медиаплан), приложение № 2 к договору № 132 от 20.06.2023г. (текст аудиоролика) (вх. № 33996/23 от 29.09.2023г.).

Согласно пункту 1 Договора № 132 от 20.06.2023г., рекламодатель (ООО «Популярная волна») получает, а рекламист (ООО «Авторадио Регион») обязуется выполнит работу по размещению рекламного аудиоролика в эфире радиопрограммы «АВТОРАДИО» в объеме, предусмотренном в Приложении № 1 к настоящему договору.

В соответствии с пунктом 2.1. Договора № 132 от 20.06.2023г., рекламист обязан разместить предоставленный рекламодателем рекламный аудиоролик в эфире радиопрограммы «АВТОРАДИО», согласно Приложению № 1.

Согласно пункту 3.1 Договора № 132 от 20.06.2023г., рекламодатель обязан утвердить образец рекламного ролика, подлежащего выходу в эфир.

Согласно пункту 3.2 Договора № 132 от 20.06.2023г., рекламодатель представляет рекламисту рекламный аудиоролик.

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей настоящего Федерального закона.

Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях ООО «Популярная волна» были установлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Определением № ТО/29145/23 от 05.10.2023г. ООО «Популярная волна» (ОГРН: 1122308003465; ИНН: 2308188119, адрес: 350000, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Северная, д. 324, литер. М, офис 1604) привлечено к рассмотрению дела № 023/05/24-3841/2023 в качестве лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Из письменных пояснений ООО «Популярная волна» (вх. 38183-ЭП/23 от 25.10.2023г.) следует: «в действиях ООО «Популярная волна» отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ, вменяемого рекламодателю антимонопольным органом за нарушение положений части 7 статьи 24 Закона о рекламе, в силу следующих обстоятельств.

Приложением №1 к договору от 20.06.2023 №132 стороны согласовали план выхода в СМИ «РОМАНТИКА КУБАНЬ» на волне 105,9 фм-Белореченск, в период с 23.06.2023 по 21.08.2023 радиоэфиров с рекламным аудиоматериалом, предоставленным ООО «Популярная волна» (медиаплан), в частности, плана выхода аудиоролика «Искра_Мать» (приложение №2 к настоящим объяснениям).

Приложением №2 к договору от 20.06.2023 №132 рекламодателем утверждён текст рекламного аудиоролика, указанного в медиаплане под наименованием «Искра_Мать», следующего содержания:

«- Так, мать, хватит столы родным и друзьям накрывать, пора отдыхать! Едем в гостиничный комплекс «Искра» в Кучугуры. Там проживание, питание и лечение всего от одиннадцать тысяч четырехсот рублей на шесть дней.

  • Красота! Термальный бассейн. Аква аэробика. Магнитотерапия, физиотерапия, грязелечение. Гуляем вдоль моря и отдыхаем. Собирайся, едем!
  • Поселок Кучугуры, гостиничный комплекс «Искра», Мира, 29.

Телефон: ...

Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.» (см. приложение №3).

В соответствии с текстом утверждённого рекламодателем аудиоролика произведена аудиозапись рекламы «Искра Мать», содержащей дисклеймер о возможном наличии у потребителей рекламы противопоказаний на лечение, предлагаемое гостиничным комплексом «Искра», расположенном в поселке Кучугуры по адресу: ул. Мира, д. 29, а также о необходимости получения консультации специалистов, продолжительностью три секунды (приложение №4 на оптическом носителе).

Таким образом, ООО «Популярная волна» (рекламодателем) при утверждении текста рекламного аудиоролика были соблюдены требования законодательства о рекламе, установленные частью 7 статьи 24 Закона №38-Ф3.

О факте выхода в радиоэфир рекламного аудиоролика «Искра_Мать» с содержанием, расходящимся с утверждённым рекламодателем (а именно, без дисклеймера о возможном наличии у потребителей рекламы противопоказаний и о необходимости получения консультации специалистов) ООО «Популярная волна» стало известно после возбуждения антимонопольным органом дела № 023/05/24-3841/2023.».

Комиссия Краснодарского УФАС России, изучив представленные материалы, установила, что текст аудиоролика, согласованный в приложение № 2 к договору                      № 132 от 20.06.2023г., содержит предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.

Таким образом, признаки нарушения со стороны рекламодателя - ООО «Популярная волна» отсутствуют.

Однако, Комиссия Краснодарское УФАС России, изучив материалы дела, пояснения сторон, приходит к выводу о том, что в действиях рекламораспространителя ООО «Авторадио Регион», выразившихся в распространении в эфире радиоканала «Романтика Кубань» 06.07.2023г. рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, установлен факт нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922, добровольное устранение лицом (лицами) совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.

Вместе с тем, сведений о добровольном устранение ООО «Авторадио Регион» выявленного нарушения в адрес Краснодарского УФАС не представлено.

На основании изложенного ООО «Авторадио Регион» при распространении при распространении в эфире радиоканала «Романтика Кубань» 06.07.2023г., ненадлежащей рекламы, нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в эфире радиоканала «Романтика Кубань» 06.07.2023г., поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Авторадио Регион» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны