Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-4210/2023 по результатам рассмотрения жал... от 29 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-4210/2023
по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

24 августа 2023г. г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

при участии путем системы видеоконференцсвязи представителя ООО «Издат-Черноземье» (далее - Заявитель)  по доверенности от 22.08.2023г. № 22/08; представителя Южного филиала ФГП ВО ЖДТ России (далее - Организатор торгов) по доверенности от 04.04.2023г. № 74-Ною, рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора по поставке типографской продукции для нужд Южного филиала ФГП ВО ЖДТ России (извещение № 32312580553 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора по поставке типографской продукции для нужд Южного филиала ФГП ВО ЖДТ России (извещение № 32312580553 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 24.08.2023г. в 11:30 (МСК).

Заявитель считает, что Организатором торгов нарушен порядок проведения торгов, в связи с чем просит выдать предписание об устранение нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия по делу № 023/07/3-4210/2023, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), а также Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — Положение о закупках), утвержденным приказом Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 11.04.2023г. № К-10/138.

14.07.2023г. Организатором торгов размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32312580553 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора по поставке типографской продукции для нужд Южного филиала ФГП ВО ЖДТ России.

Дата начала срока подачи заявок — 13.07.2023г.;

Дата и время окончания подачи заявок — 24.07.2023г. 08:00 (МСК).

Дата рассмотрения первых частей заявок 28.07.2023г.

Дата рассмотрения вторых частей заявок 04.08.2023г.

Дата подведения итогов 04.08.2023г.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с пунктом 10 раздела 4 Положения о закупке, для проведения аукциона в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает Документацию о закупке, которая размещается в Единой информационной системе вместе с извещением о проведении аукциона в электронной форме и включает в себя следующие сведения: форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Согласно доводу жалобы, Организатором торгов на этапе заключения договора предъявлены требования к Заявителю, не предусмотренные документацией.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок № 280447 от 08.07.2023г., к участию в аукционе в электронной форме допущено три участника: ООО «Издат-Черноземье», ООО «СП-Принт», ООО «Витаминка».

В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона № 2804477 от 04.08.2023г., Заявитель признан победителем торгов.

Согласно пункту 30 раздела 2 «Информационная карта электронного аукциона» к документации о конкурсе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка типографской продукции для нужд Южного филиала ФГП ВО ЖДТ России» (далее -Документация), срок со дня размещения в ЕИС протокола электронного аукциона, в течение которого победитель электронного аукциона должен подписать проект договора рассчитается следующим образом:

- Заказчик в течение 7 дней со дня размещения в ЕИС протокола проведения электронного аукциона передает победителю электронного аукциона проект договора.

- В течение 5 (пяти) дней с даты размещения Заказчиком на электронной площадке проекта договора победитель аукциона подписывает усиленной электронной подписью указанный проект договора, размещает на электронной площадке подписанный проект договора и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора, в соответствии разделом 5 Положения о закупке, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий.

- Договор должен быть заключен Заказчиком не ранее, чем 10 дней и не позднее 20 дней со дня размещения в ЕИС протокола проведения электронного аукциона

07.08.2023г. Организатором торгов с помощью системы электронной торговой площадки в адрес Заявителя направлен договор № 2023.152862.

11.08.2023г. Заявителем направлен протокол разногласий, в котором указывается на расхождения направленного договора с Техническим заданием к Документации.

Так, в направленном Организатором торгов договоре некорректно выделен налог на добавленную стоимость (далее — НДС). В направленном договоре указывается цена договора в размере 820 030,22 руб. (восемьсот двадцать тысяч тридцать) рублей 22 копеек, в том числе НДС - 136 671,70 (сто тридцать шесть тысяч шестьсот семьдесят один) рублей 22 копеек.

Однако, правильной суммой договора является 820 030,22 руб. (восемьсот двадцать тысяч тридцать) рублей 22 копеек, в том числе НДС - 136 671,70 (сто тридцать шесть тысяч шестьсот семьдесят один) рубль 70 копеек.

Также, Заявителем в протоколе разногласий от 11.08.2023г. указывается на неправомерное включение в договор позиций № 59 «Настенный квартальный корпоративный календарь на 2024г.» и № 60 «Ежедневник датированный» с техническими характеристиками поставляемых товаров.

Протоколом урегулирования разногласий от 15.08.2023г., Организатором торгов приняты доводы протокола разногласий от 11.08.2023г. в части изменения НДС. В остальной части проекта договора оставлен без изменений.

15.08.2023г. Заявителем направлен протокол разногласий в адрес Организатора торгов. Согласно вышеуказанному протоколу, Заявитель согласен с внесением позиций № 59, 60 в договор, однако не согласен с требованиям, предъявляемым к указанным позициям.

18.08.2023г. Организатором торгов направлен протокол урегулирования разногласий, в котором позиции № 59, 60 оставлены с техническими характеристиками без изменений.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что согласно разделу 4 к Документации «Обоснование начальной (максимальной) цены договора» (далее — НМЦК), позиции № 59, 60 являются частью обоснования НМЦК и предметом закупки.

Однако, в Документации отсутствуют технические характеристики, предъявляемые к позициям № 59, 60.

Согласно подпункту 1 пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке).

На основании части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Таким образом, Организатором торгов внесены изменения в Документацию после окончания срока подачи заявок на стадии заключения договора, в нарушение требований Закона о закупках.

Следует отметить, что Закон о закупках не содержит запрета на внесение изменений в закупочную документацию, а лишь указывает на необходимость соблюдения трех дневного срока по размещению в единой информационной системе информации о таких изменениях (часть 11 статьи 4 Закона о закупках). Вместе с тем внесение изменений в документацию после срока окончания подачи заявок Законом о закупках не предусмотрено.

Такое внесение изменений в документацию после окончания срока подачи заявок противоречит принципам информационной открытости закупки и равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренным Законам о закупках.

Таким образом, Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что в нарушение статьи 4 Закона о закупках, Организатором торгов внесены изменения документацию с предъявлением новых требований.

Таким образом, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя.

Таким образом, в силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) Заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление Заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого Заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных Заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление Заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую Заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) Заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов установлены нарушения порядка проведения торгов, предусмотренные пунктом 4 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Издат-Черноземье» на действия Южного филиала ФГП ВО ЖДТ России при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора по поставке типографской продукции для нужд Южного филиала ФГП ВО ЖДТ России (извещение № 32312580553 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Организатору торгов – Южному филиалу ФГП ВО ЖДТ России выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по нарушению, установленному решением, в отношении Южного филиала ФГП ВО ЖДТ России.

 

 

Председатель комиссии № 3 

 

Члены комиссии:

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Краснодарского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны