Решение б/н РЕШЕНИЕ от 17 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

 

                                                                           ООО «МРТ ТЕХНОЛОГИИ»

350051, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Гаражная, д. 89А

 

ООО «АДВ-сервис»

(для сведения)

196006, г. Санкт-Петербург, ул. Цветочная, д. 16, литера П, пом. 4,6

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 14.11.2023 г.                                        г. Краснодар

Решение изготовлено в полном объеме 17.11.2023г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

...

Члены Комиссии:

...,

рассмотрев дело № 023/05/5-4081/2023, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространения 21.07.2023 г. в сервисе «Яндекс Директ» на странице «Яндекс Почта» в виде всплывающего баннера недостоверной рекламы следующего содержания: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.», перенаправляющей на интернет-страницу: «...», с признаками нарушения требований п. 1 ч. 3 ст.  5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»,

 

при участии путем систем ВКС, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 023/05/5-4081/2023 представителей ООО «АДВ-сервис» ...,

 

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 023/05/5-5919/2022 представителя ООО «МРТ ТЕХНОЛОГИИ»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и в связи с рассмотрением заявления физического лица (вх. № 25022-ИП/23 от 20.07.2023 г.) о признаках нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») при распространении 21.07.2023 г. в сервисе «Яндекс Директ» на странице «Яндекс Почта» в виде всплывающего баннера недостоверной рекламы следующего содержания: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.», перенаправляющей на интернет-страницу: «...».

Как следует из обращения, в рекламе вышеуказанного содержания отсутствует отсылка на основании чего сделан вывод о том, что МРТ-центр в данной организации является лучшим, нет подтверждений данного факта, в связи с чем вводит в заблуждение.

К заявлению приложены фотоматериалы (скриншоты), на которых зафиксировано распространение рекламы следующего содержания:

- «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.».

Согласно п. 1 ст. 3 Федеральный закон «О рекламе», рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федеральный закон «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Согласно п. 3 ст. 3 Федеральный закон «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация вышеуказанного содержания является рекламой на основании п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе».

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе используется словосочетание: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.».

Пленум ВАС РФ в пункте 29 Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. (п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»).

Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

В данном случае при оценке текста размещенной рекламы действующему законодательству Краснодарское УФАС России приходит к выводу о том, что в спорной рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламы: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.» - над такими же МРТ-центрами на территории Краснодарского края, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор товаров того или иного производителя или продавца товара.

Также, общее восприятие рекламы вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами не находят подтверждения превосходства товара в тексте рекламы.

Действующее законодательство в регулируемой сфере правоотношений исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.», должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Кроме того, применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени, например, утверждений: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.» и т.п., действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходный степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе присутствует информация сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.», при этом объективное подтверждение с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, отсутствует.

Краснодарским УФАС России был направлен запрос (исх. №22057/23 от 25.07.2023 г.) ООО «Яндекс» с целью получения следующих документов и материалов:

- договор (со всеми приложениями), заключенный ООО «Яндекс» с контрагентом на размещение в сети Интернет в системе «Яндекс Почта» контекстной рекламы содержания: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.» с использованием адреса «...»;

- документальное подтверждение оплаты услуг по распространению указанной информации в системе «Яндекс Директ»;

- акт выполненных работ по распространению указанной информации в системе «Яндекс Почта».

Из письменных пояснений ООО «Яндекс» (вх. № 27381-ЭП/23 от 09.08.2023 г.) на вышеуказанный запрос антимонопольного органа следует:

- «1. По имеющейся у Яндекса информации, в сервисе «Яндекс.Директ» в период с 12.03.2022 по н.в. размещается рекламное объявление с текстом: − «Лучший МРТ-центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин. Один из лучших магнитно-резонансных томографов в городе. Опытнейшие врачи. Звоните!» (далее – «Реклама»).

2. Реклама размещается в рамках договора возмездного оказания услуг № 74008/17 от 20.10.2017 (Приложение № 1 к настоящему ответу), заключённого между Яндексом и ООО «АДВсервис» (ОГРН: 1177847285967; ИНН: 7810704382, адрес: 196084, г. Санкт-Петербург, ул. Цветочная, 16, лит. П, пом. 4, 6)».

К пояснениям также приложен Договор возмездного оказания услуг № 74008/17 от 20.10.2017 г. 1 (далее – Договор), Дополнительное соглашение № 49 от 28.06.2023 г., счета, выставленные Яндексом Рекламодателю, акты об оказанных услугах и счета-фактуры.

Согласно ч. 1.1 Договора Яндекс принимает на себя обязательства оказывать, а Агентство обязуется принимать и оплачивать рекламные услуги (далее Услуги»), связанные с размещением в сети Интернет предоставленных Агентством рекламных материалов третьих лиц (Клиентов Агентства) в соответствии с условиями Договора и Приложений к нему, каждое из которых с момента подписания Сторонами является неотъемлемой частью Договора.

Согласно ч. 1.3 Договора, Агентство предоставляет Яндексу для размещения рекламу своих клиентов. Клиенты Агентства не вправе осуществлять права и обязанности Стороны по настоящему Договору, а Яндекс не имеет обязательств перед клиентами Агентства.

В соответствии с ч. 2.2 Договора, предоставляемые Агентством Материалы должны соответствовать нормам требованиям действующего законодательства РФ, а также документу «Общие положения».

В ч. 1.5 Приложения № 1 к Дополнительному соглашения №49 от 28.06.2023 г. к Договору возмездного оказания услуг № ... от 20.10.2017 г. указано, что расчет стоимости за 30 дней (включая НДС) за размещение Иконки определяется следующим образом - в зависимости от рубрики, к которой относится карточка организации заказчика:

Для рубрик: Спортивная одежда и обувь Детский сад, ясли, Страховая компания, Компьютерный магазин, Звуковое и световое оборудование, Выставочный центр, Эпиляция, Магазин мяса, колбас, Садовый инвентарь и техника, СРЗ-навигаторы, Гостиница, Больница для взрослых, Магазин детской одежды, Спортивный комплекс, Медицинская комиссия, Шиномонтаж, Медцентр, клиника, Магазин табака и курительных принадлежностей, Товары для мобильных телефонов, Специализированная больница, Медицинская реабилитация, Электрои бензоинструмент, Доставка цветов и букетов, Стретчинг, Агентство недвижимости, Выкуп автомобилей, Торговый центр, Шины и диски, Вейпшоп, Магазин бытовой техники, Диагностический центр, Магазин цветов, Магазин электроники, Фитнес-клуб, Товары Для дома, Медицинская лаборатория, Автосервис, автотехцентр, Автосалон Иконка в рубрике для сети 1/2/3/4/5 место в городе = базовая стоимость услуг, указанная в Таблице1 *2.

Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 - 8 ст. 5 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Таким образом, Краснодарское УФАС России пришло к выводу о том, что рекламодателем рекламы вышеуказанного содержания является ООО «АДВ-сервис».

На основании изложенного, в отношении ООО «АДВ-сервис» при распространении 21.07.2023 г. в сервисе «Яндекс Директ» на странице «Яндекс Почта» в виде всплывающего баннера недостоверной рекламы следующего содержания: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.», перенаправляющей на интернет-страницу: «...», было возбуждено дело № 023/05/5-4081/2023 по признакам нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку в рассматриваемой рекламе присутствует информация сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени, при этом объективное подтверждение с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, отсутствует.

Согласно письменным пояснениям ООО «АДВ-сервис» (вх. 35874-ЭП/23 от 11.10.2023г.), рекламные материалы размещаются ООО «АДВ-сервис» в рамках Договора возмездного оказания услуг № 74008/17 от 20.10.2017, заключенного между ООО «АДВ-Сервис» и ООО «Яндекс».

В соответствии с указанным договором ООО «Яндекс» принимает на себя обязательство оказывать, а ООО «АДВ-Сервис» обязуется принимать и оплачивать рекламные услуги (далее — «Услуги»), связанные с размещением в сети Интернет предоставленных ООО «АДВ-Сервис» рекламных материалов третьих лиц (Клиентов ООО «АДВ-Сервис»).

В свою очередь, ООО «МРТ ТЕХНОЛОГИИ» (юридический адрес: 350051, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Гаражная, д. 89А; ОГРН: 1092309000300, ИНН: 2309115480), являясь клиентом ООО «АДВ-Сервис», акцептовало Оферту индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на оказание услуг eLama.ru (далее – Оферта), расположенную в сети Интернет по адресу https://elama.ru/legal_docs/tou/ss/oferta-advservice.pdf (Приложение №1).

Согласно пункту п. 7.12 Оферты, клиент несет всю ответственность за соблюдение всех требований действующего законодательства Российской Федерации, в том числе (но не ограничиваясь) законодательства РФ о рекламе.

Согласно п. 4.3.4. Оферты, клиент обязуется не передавать третьим лицам свой логин и пароль. Все действия, осуществленные в Сервисе с использованием логина и пароля Клиента, считаются осуществленными Клиентом.

Вследствие акцепта Оферты с ООО «МРТ ТЕХНОЛОГИИ» был заключен договор № 2021/01/19-496833-adv, формируемый в Сервисе eLama.ru.

Акцепт Оферты подтверждается платёжным поручением № 16 от 20.01.2021г.

Номер Договора, по которому ООО «АДВ-Сервис» оказывало услуги ООО «МРТ ТЕХНОЛОГИИ» и по которому ООО «МРТ ТЕХНОЛОГИИ» совершал перечисления денежных средств, был присвоен в сервисе eLama автоматически после совершения ООО «МРТ ТЕХНОЛОГИИ» первого перечисления денежных средств и используется ООО «АДВ-Сервис» для идентификации платежей, поступивших от ООО «МРТ ТЕХНОЛОГИИ», учета и проведения бухгалтерских операций. На бумажном носителе с подписями уполномоченных лиц договор не оформлялся.

На основании изложенного, определением по делу № 023/05/5-4081/2023 (ис. № 30162/23 ОТ 16.10.2023г.) ООО «МРТ ТЕХНОЛОГИИ» (юридический адрес: ...) привлечено в качестве лица в действиях, которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Из письменных пояснений ООО «МРТ ТЕХНОЛОГИИ» (вх. № 40166-ЭП/23 08.11.2023г.) установлено, что ООО «МРТ ТЕХНОЛОГИИ» не отрицает нарушения требований п. 1 ч. 3 ст.  5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», в действиях ООО «МРТ ТЕХНОЛОГИИ» при распространении 21.07.2023 г. в сервисе «Яндекс Директ» на странице «Яндекс Почта» в виде всплывающего баннера недостоверной рекламы следующего содержания: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин».

Также, из письменных пояснений ООО «АДВ-сервис» (вх. № 39853-ЭП/23 от 07.11.2023г.) следует, что ООО «АДВ-сервис» осуществляет деятельность по оказанию в сети Интернет услуг по предоставлению клиентам возможности с использованием сервиса eLama (далее - «Сервис») управлять рекламными кампаниями с помощью инструментов Сервиса и размещать Интернет-рекламу через Интернет-площадки (Яндекс.Директ, ВКонтакте, и др.) на Интернет-ресурсах и иные дополнительные услуги.

Сервис - платформа автоматизации контекстной рекламы, которая упрощает процесс работы с рекламными кампаниями на Интернет-площадках (в рекламных системах). Инструменты Сервиса упрощают запуск кампаний, управление ставками и аналитику рекламы. Для их использования рекламодатель должен зарегистрироваться в Сервисе. После этого он имеет возможность создать аккаунты в рекламных системах.

Взаимодействие ООО «АДВ-сервис» с любым клиентом осуществляется на основании Оферты, которая принимается клиентом при осуществлении первого платежа в счет оплаты услуг Общества. Вследствие этого с клиентом заключается договор (формируемый в самом Сервисе) и за ним закрепляется определенный аккаунт (Личный кабинет) с уникальным ID-номером.

Работа Сервиса автоматизирована, клиенты ООО «АДВ-сервис» самостоятельно регистрируются в Сервисе, производят оплату и совершают все иные действия по созданию и запуску рекламных кампаний и по управлению рекламными кампаниями.

Модерация и согласование рекламного объявления ООО «АДВ-сервис» не производится.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что ООО «АДВ-сервис» не взаимодействует с клиентами напрямую, не участвует в формировании рекламной кампании, ее настройке, согласовании и модерации и не является рекламодателем.

На основании изложенного, в действиях ООО «МРТ ТЕХНОЛОГИИ» при распространении, вышеуказанной рекламы установлены признаки нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922, добровольное устранение лицом (лицами) совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что рекламный всплывающего баннер с недостоверной рекламы следующего содержания: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.» на дату принятия настоящего решения не распространяется, что подтверждается письменными пояснениями ООО «АДВ-сервис» (вх. 35874-ЭП/23 от 11.10.2023г.).

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу содержания: «Лучший МРТ – центр в Краснодаре 24/7 Результат за 20 мин.», распространяемую в сервисе «Яндекс Директ» на странице «Яндекс Почта» в виде всплывающего баннера, поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. ООО «МРТ ТЕХНОЛОГИИ» предписание не выдавать в связи с добровольным устранением совершенного нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Заместитель председателя Комиссии                 

 

Члены Комиссии                                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны