Решение (комиссия) №9468/24 Решение по делу № 023/07/3-1399/2024 по результатам рассмотр... от 4 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 023/07/3-1399/2024 по результатам рассмотрения жалобы
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

01 апреля 2024 года г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России, Управление) по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов № 2 (далее – комиссия) в составе:

 

с участием посредством видеоконференцсвязи представителя ООО ЧОО «Б» 

в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела представителей ООО «Э»,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Б» (вх. № 10812-ЭП/24 от 22.03.2024) на действия (бездействие) заказчика – муниципальное унитарное предприятие  городского поселения района «Т» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на приобретение услуг охраны производственных объектов (извещение № 32413389754 от 15.03.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Б» (вх. № 10812-ЭП/24 от 22.03.2024) на действия (бездействие) заказчика – муниципальное унитарное предприятие  городского поселения  района «Т» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на приобретение услуг охраны производственных объектов (извещение № 32413389754 от 15.03.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось 01 апреля 2024 года в 12 часов 30 минут (мск) посредством видеоконференцсвязи.

Согласно доводам заявителя заказчиком однозначно не определен срок оказания услуг по договору, а также установлены избыточные требования к участникам закупки.

Заказчик доводам жалобы возражает, считает их несостоятельными, просит признать жалобу необоснованной; письменная позиция заказчика приобщена к материалам дела.

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

15.03.2024 заказчиком на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32413389754 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на приобретение услуг охраны производственных объектов.

Согласно извещению

Дата начала срока подачи заявок — 15.03.2024;

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 24.03.2024 10:00;

Дата рассмотрения первых частей заявок — 25.03.2024;

Дата рассмотрения вторых частей заявок — 25.03.2024;

Дата подведения итогов — 25.03.2024;

Начальная цена - 3 780 000,00 руб.

Оператор электронной площадки - ООО «Э».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - «шаг аукциона»). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

Как следует из части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Также согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке товаров, работ, услуг для муниципального унитарного предприятия Т городского поселения Т «Т», утвержденное приказом директора муниципального унитарного предприятия Темрюкского городского поселения Т района «Т» от «29» декабря 2023 года № 1243-п (далее - Положение о закупке).

1. Согласно пункту 2.9 Информационной карты срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг с момента заключения договора по 31 декабря 2024 г включительно. Срок оказания услуг: в соответствии с условиями Проекта договора и Техническим заданием (пункт 2.10 Информационной карты).

Согласно Техническому заданию (Приложение № 2 к проекту договора) срок оказания услуг по договору составляет 10 месяцев (с момента заключения по 31.12.2024г.).

Вместе с тем, в Обосновании начальной (максимальной) цены договора указано, что срок оказания услуг по договору составляет 9 месяцев.

Согласно пункту 9 постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» положения о закупке, типового положения о закупке, информации о закупке» сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом единой информационной системы (далее - функционал единой информационной системы), и сведения, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (далее - электронный вид), или в файле с графическим образом оригинала документа (далее - графический вид), должны совпадать, а в случае несовпадения приоритетными являются сведения, составленные с помощью функционала единой информационной системы.

Таким образом, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

2. Согласно пунктам 12.3, 12.4, 12.5 Положения о закупке обязательные требования указываются в документации о закупке и распространяются в равной мере на всех участников закупки. Несоответствие участника закупки установленным обязательным требованиям является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

Запрещается установление к участникам закупки неизмеряемых требований, а также иных требований, не предусмотренных настоящим Положением.

Перечень документов, подтверждающих соответствие участника требованиям документации о закупке, а также требования к их оформлению определяются настоящим Положением и документацией о закупке.

Пунктом 5 Информационной карты установлено, что непредставление необходимых документов в составе заявки, наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике и (или) предмете закупки, несоответствие предоставленных документов требованиям настоящей закупочной документации является риском участника закупки, подавшего такую заявку, и может являться основанием для отказа в допуске участника закупки к участию в процедуре закупки.

Участник закупки не допускается Закупочной комиссией к дальнейшему участию в закупке в случаях:

-содержания в первой части заявки сведений о ценовом предложении участника;

-содержания в первой части заявки сведений об участнике закупки;

-непредставления соответствующих этапу закупки документов, или предоставления их с нарушением условий, указанных в настоящей закупочной документации;

-несоответствия Спецификации технической части, технического предложения (технических характеристик продукции, технических условий продукции, сроков поставки товара/выполнения работ/оказания услуг) требованиям настоящей закупочной документации (если данные технические требования, условия, определены как обязательные);

- несоответствие требованиям закупочной документации для данной закупки.

Пунктом 3.2 Информационной карты установлено, что участнику необходимо подтвердить положительный опыт оказания аналогичных услуг за последние три года. Для этого он предоставит в заявке (во второй части) копии:

-предоставить в заявке копии исполненных без применения неустоек за последние 3 года договора по Закону № 223-ФЗ, сведения о котором содержатся в реестре договоров. Стоимость такого договора не должна быть меньше 20% от НМЦК, на заключение которого проводится закупка; акты выполненных работ, содержащие все обязательные реквизиты и подтверждение стоимость исполнения договора.

Согласно пункту 4 Информационной карты участник аукциона в электронной форме формирует заявку на участие в аукционе в электронной форме в соответствии с регламентом электронной площадки, определенной для проведения настоящего аукциона в электронной форме, требованиями Федерального закона № 223-ФЗ, Положения, а также требованиями настоящей документации об аукционе в электронной форме.

Комиссией установлено, что рассматриваемая закупка проводилась среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

В пункте 15.1 Положения о закупке установлено, что особенности осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства определяются статьей 3.4 Закона № 223-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке.

Особенности осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства установлены в статье 3.4 Закона о закупках.

Так, согласно части 19.3. статьи 3.4 Закона о закупках не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках.

Вместе с тем, требование представления документов, подтверждающих положительный опыт оказания аналогичных услуг за последние три года в частях 19.1 и 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках не установлено.

Таким образом, пункт 3.2 Информационной карты противоречит части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках.

Довод заявителя обоснован.

3. В Техническом задании (Приложение № 2 к проекту договора) установлено, что исполнитель должен иметь официального представителя охранной организации и оперативного дежурного в регионе оказания услуг для координации и контроля работы подразделений охраны на объектах, своевременного принятия мер при возникновении чрезвычайных ситуаций, расстановки сотрудников на охраняемых объектах, контроля выполнения сотрудниками должностной инструкции, ведения служебной документации.

Данное требование, по мнению заявителя, является избыточным, поскольку лицензия на оказание услуг частной охранной организации действует на всей территории РФ, Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» не требует обязательного наличия оперативного дежурного и официального представителя, то есть создания обособленных подразделений, в регионе оказания услуг по договору.

Согласно части статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Между тем, исходя из положений статьи 3 Закона о закупках заказчики вправе самостоятельно определять предмет закупок, исходя из своих потребностей, с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, из формулировки: «исполнитель должен иметь официального представителя охранной организации и оперативного дежурного в регионе оказания услуг» прямо не следует, что для соответствия данному требованию участнику закупки необходимо создавать обособленное подразделение в регионе оказания услуг.

Таким образом, комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о том, что указание заказчиком на необходимость наличия официального представителя охранной организации и оперативного дежурного в регионе оказания услуг обусловлено потребностями заказчика, а также особенностями предмета закупки, и само по себе не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников закупки.

Довод заявителя необоснован.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

В данном случае, жалоба ООО ЧОО «Багира» принята к рассмотрению и рассмотрена комиссией Краснодарского УФАС России в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по основанию, указанному в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В действиях заказчика установлено нарушение части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках.

Согласно подпункту «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа относится выдача организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов. Исходя из изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, подпунктом «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Б» (вх. № 10812-ЭП/24 от 22.03.2024) на действия (бездействие) заказчика – муниципальное унитарное предприятие Т городского поселения Т района «Т» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на приобретение услуг охраны производственных объектов (извещение № 32413389754 от 15.03.2024, лот №1, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Выдать заказчику — муниципальное унитарное предприятие Т городского поселения Т района «Т» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по факту нарушения процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Краснодарского края в течении трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

 

Связанные организации

ООО "ЭТП ГПБ"
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118
ООО ЧОО "Багира"
ИНН 0107033697, ОГРН 1180105002087
Муниципальное унитарное предприятие Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюк-Водоканал"
ИНН 2352056640, ОГРН 1202300044341