Решение №023/06/64-2170/2019 / от 23 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 1602/2019-КС

по делу № 023/06/64-2170/2019 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

 

23 октября 2019 года                                                                                  г. Краснодар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «МедСнабСервис» (далее – Заявитель) на действия ГУ – Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона: «Оказание услуг по обеспечению в 2019 году инвалидов Краснодарского края слуховыми аппаратами различных модификаций с ушными вкладышами и ушными вкладышами индивидуального изготовления» (извещение № 0218100003719000172) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),   

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации электронного аукциона. Заявитель считает, что в документации электронного аукциона отсутствует обоснование указания дополнительных характеристик закупаемого товара. Заказчиком установлены требования, ограничивающие количество участников закупки. Требование Заказчика об оказании услуг по месту жительства получателя противоречит действующему законодательству.  

Заказчиком представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы. Представители Заказчика не согласны с доводами жалобы и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – ГУ – Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ проводился электронный аукцион: «Оказание услуг по обеспечению в 2019 году инвалидов Краснодарского края слуховыми аппаратами различных модификаций с ушными вкладышами и ушными вкладышами индивидуального изготовления» (извещение № 0218100003719000172).

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 219 709,73 рублей.   

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчиком в Разделе 3 «Описание объекта закупки» аукционной документации установлены характеристики закупаемого товара:

№ п/п

Наименование товара, работ, услуг

Описание объекта закупки

1.

Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности

Слуховой аппарат программируемый, предоставляемый в рамках услуги, должен иметь диапазон частот не более 0,1 – не менее 6,2 кГц.

Максимальный ВУЗД 90 слухового аппарата должен быть не более 128 дБ. Максимальное усиление не менее 61 дБ. Количество каналов цифровой обработки звука не менее 6-ти и программ прослушивания не менее 3-х.

В слуховом аппарате должны быть:

Система направленных микрофонов - наличие

Регулировка (ограничение) ВУЗД в каждом канале - наличие

Раздельная регулировка усиления тихих, средней громкости и громких звуков в каждом канале – наличие.

Адаптивная система подавления акустической обратной связи - наличие

Система шумоподавления - наличие

Система снижения шумов микрофона и окружающих шумов низкого уровня - наличие

Верификация порогов аудиограммы (in-situ аудиометрия)  - наличие

Дневник регистрации данных пользования слуховым аппаратом (применения программ и регулятора громкости) – наличие.      Индукционная катушка - наличие

Автоматическое переключение в программу разговора по телефону - наличие

Аудиовход - наличие

- Программируемые   опции: звуковая индикация разряда батарейки и переключения программ.    - Умный старт.    - Система защиты аппарата от воды и загрязнений.

Источник питания – батарейка 13 типоразмера.

2.

Слуховой аппарат цифровой заушный мощный

Слуховой аппарат программируемый, предоставляемый в рамках услуги, должен иметь диапазон частот не более 0,1 – не менее 6,12 кГц.

Максимальный ВУЗД 90 слухового аппарата должен быть не более 136 дБ. Максимальное усиление не менее 65 дБ.

Количество каналов цифровой обработки звука не менее 6-ти и программ прослушивания не менее 3-х.

В слуховом аппарате должны быть:

Система направленных микрофонов - наличие

Регулировка (ограничение) ВУЗД в каждом канале - наличие

Раздельная регулировка усиления тихих, средней громкости и громких звуков в каждом канале - наличие

Адаптивная система подавления акустической обратной связи - наличие

Система шумоподавления - наличие

Система снижения шумов микрофона и окружающих шумов низкого уровня - наличие

Верификация порогов аудиограммы (in-situ аудиометрия) - наличие

Дневник регистрации данных пользования слуховым аппаратом (применения программ и регулятора громкости) - наличие

Индукционная катушка - наличие

Автоматическое переключение в программу разговора по телефону - наличие

Аудиовход - наличие

- Программируемые опции: звуковая индикация разряда батарейки и переключения программ.

- Умный старт

- Система защиты аппарата от воды и загрязнений. Источник питания – батарейка 13 типоразмера.

3.

Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный

Слуховой аппарат программируемый, предоставляемый в рамках услуги, должен иметь границы диапазона частот не более 0,1 и не менее 4,8 кГц, Максимальный ВУЗД 90 слуховых аппаратов должен быть не более 140 дБ.

Максимальное усиление должно быть не менее 81 дБ.

Количество каналов цифровой обработки звука должно быть не менее 6 и программ прослушивания - не менее 3-х.

Должны иметь следующие дополнительные функции:

- Система направленных микрофонов с фиксированной направленностью – наличие

- Двойное подавление обратной связи без снижения усиления с контролем свиста – наличие

- Система шумоподавления, выявляющая и устраняющая фоновые шумы – наличие

- компрессия широкого динамического диапазона – наличие

- возможность переконфигурации СА в линейный режим – наличие

- дневник регистрации данных по результатам ношения СА – наличие,    -  In-situ аудиометрия – наличие,

- аудиовход – наличие

- автоматическое переключение в режим разговора по телефону – наличие.  

 - умный старт – наличие.

- нанопокрытие корпуса и внутренних элементов, предохраняющее СА от воздействия факторов внешней среды – наличие 

- вкл\ выкл с помощью батарейного отсека – наличие

- аналоговый регулятор громкости – наличие

- не менее 4-х независимых частотных регулировок (ограничения) ВУЗД - наличие

- раздельное усиление тихих, средней громкости и громких звуков – наличие;                                    

- значение компрессии - наличие

- диапазон регулятора громкости - наличие

- режим телефонной катушки - наличие

- звуковой мультитональный индикатор разряда батареи и переключения программ - наличие

Источник питания – должна быть батарейка 675 типоразмера.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

4.

Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный

Слуховой аппарат программируемый многоканальный, предоставляемый в рамках услуги, должен иметь: максимальный ВУЗД 90  не более 139 дБ, максимальное усиление не менее 78 дБ,

- диапазон частот не более 0,1 – не менее 6,0 кГц, количество каналов цифровой обработки звука не менее 8-ми и программ прослушивания не менее 4-х, специальную детскую настройку аппарата в зависимости от возраста ребёнка,

- бинауральную двойную систему подавления обратной связи (включая динамическое подавления обратной связи без снижения усиления),

- технологию защиты речи, обеспечивающую отличное звучание и сохраняющую важные временные характеристики речи;

- систему направленных микрофонов с многополосной трёхрежимной направленностью (в любой программе по предпочтениям пользователя может быть настроен один из 5-ти режимов направленности)

- трехуровневую систему цифрового шумоподавления,

- FM-совместимость,               

- аудиовход.               

- Бинауральную координацию кнопки-переключателя

- Аналоговый регулятор громкости с функцией заглушения.

- защиту от шума ветра;

- регулировку (ограничение) ВУЗД в каждом канале;

- раздельное усиление тихих, средней громкости и громких звуков;

-  значение компрессии в каждом канале;

- диапазон регулятора громкости, режим телефонной катушки,

- световой индикатор состояния работы аппарата,

- звуковой индикатор разряда батареи и переключения программ.

- регистрацию данных о ношении слухового аппарата;

- программу авто-телефона;   - in-situ аудиометрия.

       - беспроводное соединение с внешними источниками (ТV&PC) и возможность управлять СА с пульта ДУ

       - возможность беспроводной настройки

- нанопокрытие корпуса и внутренних элементов предохраняет СА от воздействия факторов внешней среды

Источник питания – должна быть батарейка 13 типоразмера.

Ушной вкладыш стандартный – наличие.

 

         Государственным стандартом, устанавливающим требования к слуховым аппаратам, является ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний».

          Заявитель считает, что Заказчиком в Описании объекта закупки использованы дополнительные требования к товару, не предусмотренные ГОСТ Р 51024-2012. При этом, документация электронного аукциона не содержит обоснования необходимости использования таких характеристик. 

         Согласно п. 4.6 ГОСТ Р 51024-2012 в технических условиях на СА конкретных типов дополнительно к перечисленным должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением СА.

         В связи с вышеизложенным, Заказчик указал при описании объекта закупки иные требования к поставляемому товару, которые, по его мнению, обеспечат максимально эффективное достижение конечной задачи - компенсацию потерь слуха пациентов.

         На рассмотрении Комиссии представителями Заказчика пояснено, что перечисленные технические характеристики свойственны современным моделям слуховых аппаратов и их указание в техническом задании обусловлено, в том числе необходимостью не допустить к поставке получателям морально устаревших образцов медтехники. Пользователи слуховыми аппаратами имеют потребность в наличии в аппаратах функций, которые не указаны в ГОСТах. Поставка менее функционально наполненных аппаратов лишает специалиста (врача-сурдолога) инструментария для индивидуального подбора и настройки аппарата под медицинские показания и особенности восприятия звуковой информации получателя.

         Кроме того, в разделе 3 «Описания объекта закупки» аукционной документации содержится следующее обоснование:      

         «Оказание услуг по обеспечению инвалидов Краснодарского края слуховыми аппаратами различных модификаций с ушными вкладышами и ушными вкладышами индивидуального изготовления является смешанным договором, включающим элементы поставки и оказание услуг, и осуществляется во исполнение требований ст. 3, 9, 10, 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", Распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», в рамках реализации гарантированной государством системы экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.»

          Заявитель в своей жалобе также указывает, что под технические характеристики слуховых аппаратов по позициям 1, 3, 4 подходят лишь товары единственного производителя ООО «Исток Аудио Трейдинг».

          Вместе с тем, представителями Заказчика пояснено, что слуховых аппаратов производится огромное множество, и они классифицируются: по разным мощностям; по способу обработки сигнала; по конструктивности; по методу звукопроведения; по наличию дополнительных функций и характеристик.

          Под требования по позиции 1 подходят такие аппараты, как: «Мастер 68» (ООО «Ритм»), «Лира 2М» (ОАО «ИАИ») и «Vеа VE 270 DVI («Рисаунд», Дания). Под требования позиции З подходят аппараты: «Оникс 2 SP» (ОАО «ИAИ»), «Magna MG-290 DVI» («Рисаунд», Дания), «Гранд1»_(OOO «Ритм»), «Орион SP» (Сивантос, Германия). Под требования позиции 4 подходят аппараты: «Барс» (ОАО «ИАИ»), «Safari 600 SP» («Отикон», Дания), «Super 440 S4-VS-SP» (Видекс, Дания), «Supremia SR 7 SP» (Бернафон, Швейцария).

         Кроме того, согласно Письма Министерства экономического развития РФ от 07.11.2016 г. № ОГ-Д28-12643 Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара (материалам), которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики закупки, поскольку в силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. В целях эффективного использования бюджетных средств при проведении закупок заказчики при планировании и осуществлении закупки должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

         Таким образом, требования сформированы с учетом потребностей заказчика. Характеристики не являются эксклюзивными и не ограничивают количество участников закупки.

         В данном случае, при описании объекта закупки в документации заказчиком указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. Описание объекта закупки составлено с учетом потребностей Заказчика.

         Заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные свойства объекта закупки исходя из собственных нужд, в наибольшей степени удовлетворяющих своим потребностям.

           Аналогичная позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу №А63-1485/2015 от 15.10.2015, определении Верховного суда Российской Федерации от 24.05.2016 по делу №310-КГ16-4354 (А32-10818/2014).

           С учетом изложенных обстоятельств, требования Описания объекта закупки аукционной документации установлены с учетом потребностей Заказчика и не противоречат нормам Закона о контрактной системе. 

           В соответствии с п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным "законом". В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

          В извещении о проведении электронного аукциона установлено:

Место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги

Российская Федерация, Краснодарский край, по адресу места осуществления Исполнителем, Соисполнителем лицензируемого вида деятельности или по месту жительства Получателя с учетом состояния здоровья (степени тяжести его заболевания) на территории Краснодарском края.

 

            П. 4 Раздела 3 аукционной документации содержит требования к организации оказания услуг и месту оказания услуг:

           Место оказания услуг: Российская Федерация, Краснодарский край, по адресу места нахождения Исполнителя, Соисполнителя по адресу места осуществления Исполнителем, Соисполнителем лицензируемого вида деятельности или по месту жительства Получателя с учетом состояния здоровья (степени тяжести его заболевания) на территории Краснодарском края.

           Заявитель считает, что данное требование противоречит нормам Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановления Правительства РФ от 16.04.2012г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково», так как настройка слухового аппарата является медицинской услугой и может оказываться по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.   

           Вместе с тем, на рассмотрении Комиссии представителями Заказчика пояснено, что условие о возможности оказывать настройку слуховых аппаратов по месту жительства пациента прописано исключительно в интересах получателей слуховых аппаратов, особенно тех, для кого затруднительно передвигаться в силу возраста или заболеваний.

         Согласно п. 2) ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника.

         Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (п. 3) ст. 2 Закона об основах охраны здоровья граждан).

          В соответствии с ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федераций, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

         Согласно ч. 3 ст. 28 Закона о социальной защите инвалидов инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных организациях.

          В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.

           Таким образом, требование Заказчика к месту оказания услуг не противоречат действующему законодательству. 

           Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

 

        1.  Признать жалобу ООО «МедСнабСервис» необоснованной.     

        2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0218100003719000172).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны