Решение №27739/23 Решение № 023/07/3-4618/2023 по результатам рассмотрения жал... от 21 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-4618/2023
по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

18 сентября 2023г. г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов №2 (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

при участии посредством системы видеоконференцсвязи директора ООО «НПК «БКТ» (далее - Заявитель) Х.В.В., представителя ООО «НПК «БКТ» Д.Е.Д. по доверенности №  от 12.03.2023, представителей ПАО «Россети Кубань» (далее – Заказчик) Щ.Е.А. (на основании доверенности № от 17.01.2023 ), В.О.В. (на основании доверенности № от 12.04.2021), З.Д.Л. (на основании доверенности №  от 26.02.2021 г.).

рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по оформлению земельно-правовой документации по объекту филиала ПАО "Россети Кубань" Юго-Западные электрические сети: «Строительство 2КЛ-10 кВ в г. Геленджик согласно договору технологического присоединения от 18.10.2022 № 20105-22-00756752-1 (извещение №32312492450 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба заявителя на действия заказчика при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по оформлению земельно-правовой документации по объекту филиала ПАО "Россети Кубань" Юго-Западные электрические сети: «Строительство 2КЛ-10 кВ в г. Геленджик согласно договору технологического присоединения от 18.10.2022 № 20105-22-00756752-1 (извещение № 32312492450 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 18.07.2023 г. в 11:00.

Заявитель считает, что заказчик неправомерно признал конкурс в электронной форме несостоявшимся и отказал ООО «НПК «БКТ» в заключении договора, в связи с чем просит признать незаконными действия Заказчика и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Заказчик возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия по делу № 023/07/3-4618/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее – Единый стандарт закупок), утвержденным решением Совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 30.12.2022 № 604).

15.06.2023г. заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32312492450 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по оформлению земельно-правовой документации по объекту филиала ПАО «Россети Кубань» Юго-Западные электрические сети: «Строительство 2КЛ-10 кВ в г. Геленджик согласно договору технологического присоединения от 18.10.2022г. № 20105-22-00756752-1, заявитель акционерное общество «Санаторий «Голубая волна»

Дата начала срока подачи заявок — 15.06.2023г.

Дата и время окончания подачи заявок — 23.06.2023г. 11:00 (МСК).

Дата рассмотрения первых частей заявок — 29.06.2023г.

Дата рассмотрения вторых частей заявок — 11.07.2023г.

Дата подведения итогов — 12.07.2023г.

Решением комиссии Краснодарского УФАС России от 02 августа 2023 года по делу №023/7/3-3645/2023 жалоба ООО «НПК «БКТ» на действия ПАО «Россети Кубань» при организации и проведении данного конкурса признана обоснованной; заказчику выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов.

В целях исполнения предписания антимонопольного органа заказчик повторно рассмотрел заявки участников.

Дата рассмотрения первых частей заявок — 29.08.2023г.

Дата рассмотрения вторых частей заявок — 30.08.2023г.

Дата подведения итогов — 30.08.2023г.

Протоколом заседания центральной конкурсной комиссии 32312492450/2 от 31.08.2023 заказчик признал заявку заявителя соответствующей требованиям документации, заявки иных участником отклонены по следующим основаниям: «Представлена справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций без приложенного к ней файла подписи в формате ***.sig. (на основании решения ФАС от 02.08.2023 №023/7/3-3645/2023». Одновременно с этим Центральной закупочной комиссией принято решение поручить департаменту капитального строительства ПАО «Россети Кубань» Юго-Западные электрические сети провести анализ документации о закупке и целесообразности объявления повторной закупки на тех же условиях либо целесообразности их изменений.

Обращаясь в Краснодарское УФАС России заявитель указывает на то, что заказчик необоснованно отклонил заявки иных участников закупки. В то же время, по мнению заявителя, у заказчика не было правовых оснований для уклонения от заключения договора с участником, единственная заявка которого признана соответствующей требованиям документации.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно доводу жалобы, заявителю, как единственному участнику закупки, необоснованно отказано в заключении договора.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что согласно протоколу заседания Центральной конкурсной комиссии32312492450/2 от 31.08.2023 г. ООО «НПК «БКТ» является единственным участником, допущенным к участию в конкурсе. Пунктом 4 протокола заседания Центральной конкурсной комиссии32312492450/2 от 31.08.2023 на основании пункта 7.5.1 «в» Единого стандарта закупок конкурс в электронной форме признан несостоявшимся.

Согласно пункту 8.1.6.13 Единого стандарта закупок победителем закупки признается участник, удовлетворяющий требованиям документации о закупке, заявка которого соответствует установленным в документации о закупке требованиям и отвечает условиям определения победителя, исходя из способа, которым проводится процедура закупки.

По правилам пункта 7.5.1 Единого стандарта закупок процедура закупки признается несостоявшейся, в том числе в случае, если по результатам рассмотрения заявок принято решение о допуске только одного участника закупки.

При этом в соответствии с пунктом 7.5.3 Единого стандарта закупок если при проведении любой конкурентной закупки была представлена только одна заявка, либо принято решение о допуске только одного участника закупки Закупочная комиссия вправе принять решение о заключении договора с участником закупки, подавшим такую заявку при одновременном соблюдении следующих условий:

а) данный участник закупки соответствует требованиям документации о закупке, о чем принято соответствующее решение Закупочной комиссией;

б) проведена переторжка с одним участником, если это было предусмотрено закупочной документацией;

в) договор заключается по цене, в объеме и на условиях, указанных таким единственным участником закупки в его заявке (а для аукциона – по согласованной сторонами цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора), в том числе полученных по результатам проведения переторжки, если это было предусмотрено закупочной документацией), и/или на лучших для Заказчика условиях (в том числе достигнутых по результатам преддоговорных переговоров в случае их проведения).

Согласно пункту 7.5.4 Единого стандарта закупок, если при проведении конкурентной либо неконкурентной закупки (за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)) закупка признана несостоявшейся в связи с принятием Закупочной комиссией решения о допуске только одного участника закупки Закупочная комиссия вправе принять решение о проведении повторной закупки таким же способом с изменением либо без изменения условий закупки (не считая сроков проведения закупки). При проведении конкурентной закупки настоящая норма не применяется в случае возникновения обязательства Заказчика по заключению договора по результатам закупки в силу закона.

Из системного толкования приведенных выше правоположений Единого стандарта закупок следует, что обстоятельство подачи единственной заявки, которая соответствует требованиям документации, не влечет за собой безусловного отказа от заключения договора с единственным участником торгов, если объективных препятствий к заключению договора с этим участником не имеется (заказчик имеет возможность заключить договор с единственным участником, предложение которого является конкурентным и соответствует закупочной документации).

Схожая позиция сформулирована в письме ФАС России от 19.03.2020 г. №МЕ/22136/20, которым установлено, что по результатам проведения закупки, соответствующей всем признакам конкурентной закупки, указанным в Законе о закупках, у заказчика возникает обязанность заключить соответствующий договор по результатам проведения такой закупки, в том числе при наличии хотя бы одной заявки, признанной соответствующей требованиям документации.

К аналогичным выводам пришел изложены Конституционный Суда РФ, который в постановлении от 23.12.2022 57-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 432, пункта 1 статьи 438, пункта 4 статьи 445, пункта 5 статьи 447 и пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества «Системный оператор Единой энергетической системы» указал, что подача в процессе организованных торгов единственной заявки, не отведенной закупочной комиссией и отвечающей всем установленным в закупочной документации параметрам, должна признаваться удовлетворяющей интересам организатора торгов и потому расцениваться как обязательный повод для заключения с ним договора, хотя торги и признаны несостоявшимися. Когда в Положении подобное решение вопроса не предусмотрено либо допускается произвольное усмотрение заказчика (организатора торгов) в вопросе о заключении такого договора, признание торгов несостоявшимися на указанном основании не влечет отказа от заключения договора с единственным участником торгов, если объективных препятствий к заключению договора с этим участником не имеется.

Соответствующая позиция изложена также в определении Верховного Суда РФ от 13 января 2022 г. № 305-ЭС21-25983.

Таким образом, при проведении рассматриваемой закупки Заказчик должен руководствоваться в том числе пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а именно принципами равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также принципом признания равенства участников регулируемых им отношений в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 447 ГК РФ установлено, что договор заключается с лицом, выигравшим торги. Согласно части 4 статьи 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Положениями статей 447 - 448 ГК РФ не предусмотрено право Заказчика отказаться от заключения договора с победителем.

Таким образом, Центральная конкурсная комиссия необоснованно оставила без рассмотрения вопрос о возможности заключения договора с участником, единственная заявка которого признана соответствующей требованиям конкурсной документации, приняв решение об объявлении повторной закупки.

На основании изложенного, Комиссия УФАС по Краснодарскому краю приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

Согласно доводу жалобы, заказчик необоснованно отклонил от рассмотрения вторые части заявок участников (ООО «Земэксперткадастр», ООО «Южный Кадастровый Центр», ООО «Регион Кадатр ЮГ»), вследствие чего искусственно созданы условия, при которых заявка ООО «НПК «БКТ» подана как заявка единственного участника.

Оценивая данный довод, комиссия Краснодарского УФАС России установила, что в протоколе заседания Центральной конкурсной комиссии № 32312492450/2 от 31.08.2023 в качестве основания для отклонения заявок ООО «Земэксперткадастр», ООО «Южный Кадастровый Центр», ООО «Регион Кадатр ЮГ» указано «решение ФАС от 02.08.2023 №023/7/3-3645/2023».

Между тем в соответствии с частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать в числе прочего следующие сведения:

- результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе: а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены; б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;

- результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок).

По правилам пункта 8.1.6.1 Единого стандарта закупок закупочная комиссия отклоняет заявку участника, если участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке или такая заявка признана несоответствующей требованиям, установленным документацией о закупке, либо выявлена недостоверная информация (сведения), представленная в заявке участника закупки, в отношении соответствия участника закупки либо соответствия заявки требованиям, установленным Заказчиком.

В пункте 6.2.3 Документации о закупке определено, что Центральная конкурсная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:

  • участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке, в том числе, если сведения об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов МСП (в случае установления требования о привлечении такого субподрядчика (соисполнителя) в документации о закупке) отсутствуют в едином реестре субъектов МСП;

  • заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке);

  • участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия либо соответствия заявки требованиям, установленным документацией о закупке;

  • заявки участников закупки, аффилированных между собой (понятие аффилированного лица согласно ст.4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Таким образом, отклонив от рассмотрения вторые части заявок участников ООО «Земэксперткадастр», ООО «Южный Кадастровый Центр», ООО «Регион Кадатр ЮГ» по основанию, не предусмотренному документацией о закупках («на основании решения ФАС от 02.08.2023 №023/7/3-3645/2023») Центральная конкурсная комиссии нарушила установленный порядок проведения торгов.

Кроме того, комиссия Краснодарского УФАС России отмечает, что в решении от 02.08.2023 № 023/07/3-3645/2023 комиссия не давала оценку заявкам участников ООО «Земэксперткадастр», ООО «Южный Кадастровый Центр», ООО «Регион Кадатр ЮГ» на соответствие требованиям документации о закупке, вывода о том, что представленные данными участниками документы (в том числе справки из налогового органа) не отвечают требованиям документации о закупке решение комиссии антимонопольного органа не содержит.

На основании изложенного, Комиссия УФАС по Краснодарскому краю приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

С учетом изложенного, ввиду установления существенного нарушения заказчиком порядка проведения торгов, комиссия Краснодарского УФАС России полагает необходимым выдать предупреждение, предусмотренное пунктом 3.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственная компания «Бюро Кадастра Таганрога» на действия заказчика (публичное акционерное обществе «Россети Кубань») при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по оформлению земельно-правовой документации по объекту филиала ПАО «Россети Кубань» Юго-Западные электрические сети: «Строительство 2КЛ-10 кВ в г. Геленджик согласно договору технологического присоединения от 18.10.2022г. № 20105-22-00756752-1, заявитель Акционерное общество «Санаторий «Голубая волна» (извещение № 32312492450 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Выдать заказчику (ПАО «Россети Кубань») предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ПАО "Россети Кубань"
ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268
ООО "Бюро Кадастра Таганрога" (ООО "НПК "БКТ")
ИНН 6154020008, ОГРН 1026102578127
АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353