Решение №023/06/64-2194/2019 / от 24 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 1606/2019-КС

по делу № 023/06/64-2194/2019 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

24 октября 2019 года                                                                                  г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Асгард» (далее – Заявитель) на действия ГБУЗ «Тимашевская ЦРБ» МЗ КК (далее – Заказчик) при проведении ГКУ КК «Дирекция государственных закупок» электронного аукциона: «Выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт здания стационара (койки инфекционного профиля) Роговской участковой больницы ГБУЗ "Тимашевская ЦРБ" МЗ КК"» (извещение № 0818500000819001245) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),   

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации электронного аукциона. По позиции 17 Описания объекта закупки установлены требования, противоречащие ГОСТ. По позициям 5, 13, 15 Описания объекта закупки установлены требования, которые вводят в заблуждение участников закупки. По позиции 1, 4, 16 Описания объекта закупки установлены показатели, точные значения которых возможно узнать, только проведя испытания.     

Уполномоченным органом представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы. Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласны с доводами жалобы и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – ГКУ КК «Дирекция государственных закупок» проводился электронный аукцион: «Выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт здания стационара (койки инфекционного профиля) Роговской участковой больницы ГБУЗ "Тимашевская ЦРБ" МЗ КК"» (извещение № 0818500000819001245).

Заказчик - ГБУЗ «Тимашевская ЦРБ» МЗ КК.

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 198 250,00 рублей.    

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

 На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В Приложении к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлены сведения товаров (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ:

17

Доски обрезные хвойных пород

 

 

 

Длина с градацией 0,25 м по ГОСТ 24454-80 в пределах диапазона, м

 4,0 - 6,5

 

 

Ширина, мм

не менее 150

Толщина, мм

не менее 44

Сорт

II

ГОСТ 8486-86

соответствие

 В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе «Значение» соответственно фразами «не более» и/или «не менее» или аналогичными по смыслу («не хуже, «не ниже» и т.д.), участником в предложении устанавливается конкретное значение.

 Согласно ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры» номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице:

                   

Толщина

Ширина

16

75

100

125

150

-

-

-

-

-

19

75

100

125

150

175

-

-

-

-

22

75

100

125

150

175

200

225

-

-

25

75

100

125

150

175

200

225

250

275

32

75

100

125

150

175

200

225

250

275

40

75

100

125

150

175

200

225

250

275

44

75

100

125

150

175

200

225

250

275

50

75

100

125

150

175

200

225

250

275

60

75

100

125

150

175

200

225

250

275

75

75

100

125

150

175

200

225

250

275

100

-

100

125

150

175

200

225

250

275

125

-

-

125

150

175

200

225

250

-

150

-

-

-

150

175

200

225

250

-

175

-

-

-

-

175

200

225

250

-

200

-

-

-

-

-

200

225

250

-

250

-

-

-

-

-

-

-

250

-

  Таким образом, требования Заказчика к доскам, с учетом положений инструкции по заполнению заявки, позволяют участникам закупки указать значение, соответствующее аукционной документации, но противоречащее ГОСТ.

В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 года № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

  Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

  1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

  2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

   В Приложении к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлены сведения товаров (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ:

5

 

 

 

 

 

 

 

 

Краска водоэмульсионная  

 

Предназначение

Для внутренних отделочных работ

Цвет

По согласованию с заказчиком

Содержание токсических примесей

Отсутствие

13

Унитаз

 

Тип унитаза

Напольный

Цвет

По согласованию с заказчиком

Метод установки сливного бачка

Поверх унитаза

Форма чаши

Овальная

Материал

Фарфор

Полезный объем слива, л.

Не менее 6

Направление выпуска

Косой (под углом)

Подвод воды в бачок

Снизу бачка

Сиденье

В комплекте

Организация смывающего потока

Каскадный слив (сплошным потоком)

Длина, см.

Не менее 66,5

Ширина, см.

Не менее  36,5

Высота, см.

Не менее  79

15

Профнастил оцинкованный с покрытием полиэстер

 

Высота волны, мм;

не менее 21,0                         

Толщина металла, мм;

не менее 0,5                                                                         

Цвет

 По согласованию с заказчиком

 

 Вышеуказанное требование Заказчика не позволяет участникам закупки сделать конкретное предложение и рассчитать цену контракта и является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

В Приложении к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлены сведения товаров (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ:

Плитка керамогранитная

 

Цвет

По согласованию с заказчиком

Размер, мм

400х400

Толщина, мм

9

Сорт

Первый

Стойкость к загрязнению лицевой поверхности, класс

2

Водопоглощение,  %

не более 0,5

Морозостойкость, цикл

150

Лицевая поверхность

Неполированная

            Исходя из раздела 7 ГОСТ 27180-2001 «Плитки керамические. Методы испытаний» водопоглощение плитки определяются путем проведения испытаний.

           Согласно раздела 12 ГОСТ 27180-2001 морозостойкость плитки определяются путем проведения испытаний.

       Таким образом, показатели, установленные Заказчиком в техническом задании к плитке керамогранитной, не подлежат конкретизации и в зависимости от партий поставки товара могут быть различными.

       При этом на момент подачи заявки на участие в аукционе участник закупки не обязан иметь в наличии товар.  

 В Приложении к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлены сведения товаров (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ:

4

 

Шпаклевка на гипсовой основе

КНАУФ или эквивалент

Состав

Высокопрочный гипс, полимерные добавки

Зернистость, мм

не более 0,15

Жизнеспособность раствора, минут

не менее 45

Прочность на сжатие, кгс/см2

52

Прочность на изгиб, кгс/см2

27

          Исходя из п.п. 6.3, 7.2 ГОСТ 31387-2008 «Смеси сухие строительные шпатлевочные на гипсовом вяжущем. Технические условия» прочность на сжатие и прочность на изгиб шпатлевки на гипсовой основе определяются путем проведения испытаний.

       Таким образом, показатели, установленные Заказчиком в техническом задании к шпатлевке на гипсовой основе, не подлежат конкретизации и в зависимости от партий поставки товара могут быть различными.

       При этом на момент подачи заявки на участие в аукционе участник закупки не обязан иметь в наличии товар.  

В Приложении к Разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком установлены сведения товаров (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ:

16

Пленка подкровельная антиконденсатная (гидроизоляционная)

ЮТАКОН или эквивалент

Плотность материала, г/м2

не менее 130

Прочность продольная, кг/см2

не менее 84

Прочность поперечная, кг/см2

 

не менее  63

 

       Вышеуказанные показатели, установленные Заказчиком в Описании объека закупки к пленке подкровельной антиконденсатной, не подлежат конкретизации и в зависимости от партий поставки товара могут быть различными.

       При этом на момент подачи заявки на участие в аукционе участник закупки не обязан иметь в наличии товар.  

Из письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.  

     Таким образом, установленные Заказчиком в описании товара, используемого при выполнении работ, требования вводят в заблуждение участников закупки, не позволяя предоставить конкретные показатели, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 64, п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

По результатам внеплановой проверки Комиссией УФАС по Краснодарскому краю установлены нарушения Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

Объектом закупки является «Выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт здания стационара (койки инфекционного профиля) Роговской участковой больницы ГБУЗ "Тимашевская ЦРБ" МЗ КК"».

Согласно ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

 Проектная документация определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, при этом сметы являются частью проектной документации.

 В соответствии с ч.1 ст.743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

 Состав проектно-сметной документации определен ст.48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.

Разделом 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации предусмотрено, что объем работ и затрат, составляющих предмет контракта, определяется в соответствии с технической документацией и сметной документацией.

В составе аукционной документации размещены ведомости объемов работ и сметы, что является разделами проектной документации.

 

         

          Кроме того, в составе аукционной документации размещено положительное заключение ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» № 23-1-1818-18 от 01.11.2018г. по объекту: «Капитальный ремонт здания стационара (койки инфекционного профиля) Роговской участковой больницы ГБУЗ "Тимашевская ЦРБ" МЗ КК"».

 

В соответствии с ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Вместе с тем, в Описании объекта закупки Заказчиком установлены сведения товаров (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ.

Таким образом, документация электронного аукциона содержит требование о предоставлении в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, что является нарушением ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протоколу № 0818500000819001245-0 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.10.2019г. на участие в электронном аукционе подано 5 заявок участников закупки, все заявки допущены к участию в торгах.

На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

          Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

        1.  Признать жалобу ООО «Асгард» обоснованной.  

        2. Признать в действиях Заказчика – ГБУЗ «Тимашевская ЦРБ» МЗ КК нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе.     

        3. В связи с тем, что указанное нарушение на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

        4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение № 0818500000819001245).

5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны